Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти свв. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти свв. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом монастыре

12 сентября 2017 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство! Досточтимый отец Алексий, архимандрит и наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы — днем памяти святого благоверного князя Александра Невского и его сына, Даниила Московского. Мы вспоминаем выдающихся сынов Отечества. Неслучайно святой благоверный князь Александр Невский, так рано скончавшийся и так много сделавший для нашего Отечества, своей мудростью, дипломатическими и полководческими талантами фактически спасший страну от разорения и с Востока, и с Запада, стал отцом святого благоверного князя Даниила Московского, который просиял своим смирением, своей верой к Богу. Эта связь между отцом и сыном неслучайна, потому что все то, что еще, может быть, не успел сделать святой благоверный князь Александр за 40 лет своей жизни, сделал его сын, став подвижником духа, человеком высочайшей духовной жизни, соединившим как будто бы несоединимое — высшую светскую власть и самые строгие правила христианской жизни.

В самом деле, светская власть требует многого от человека. Помимо того, что она требует знаний, умений, таланта, воли, она поглощает все время. У человека, который ответственно относится к своей миссии, у человека, возглавляющего страну (а удельное Московское княжество в то время было, можно сказать, страной, потому что не было единой Руси), все время занято, если он действительно печется о благе своего народа. В этот образ жизни, казалось бы, почти невозможно вписать строгие требования, предъявляемые к монашествующим в Русской Православной Церкви.

Святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский был и мудрым, успешным политическим руководителем, и преданным Господу иноком, посвятившим всю свою внутреннюю жизнь стяжанию Духа Святого. Две таких почти несоединяемых реальности сочетаются в личности святого благоверного князя Даниила, основателя самого древнего в Москве монастыря, в котором по воле и милости Божией находятся административный и духовный центр Русской Православной Церкви, где работает Патриарх и трудится Священный Синод.

Для всех нас святой преподобный благоверный князь Даниил пример, потому что некоторым кажется, что не только какая-то высокая государственная должность, но вообще ответственная должность, будь то в правительстве, местном руководстве, руководстве большого предприятия, города или района, да и в небольших организациях, никак не совместима с исполнением высоких христианских идеалов. Мне приходилось нередко слышать от власть имущих: «Ну не успеваю в храм ходить, молиться, исповедоваться не успеваю, поститься не могу». И, естественно, они ссылаются на обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью. Вот для всех людей, которые в сердце хранят веру, которые являются православными людьми не только по крещению, но по убеждению, и которых Господь поднимает на высоту государственного или любо другого общественно значимого служения, пример святого князя Даниила должен быть очень вразумительным: все возможно.

Мы знаем и иные примеры. Святой праведный адмирал Феодор Ушаков разве не соединил личную святость, смирение с героизмом, мудростью полководца? В его подчинении было множество воинов, но, как мы знаем, по милости Божией ни в одном сражении он не потерял ни одного корабля, что воспринималось его подчиненными как чудо. Можно перечислять и иные светлые имена в истории нашего Отечества.

Все то, что я сейчас говорю, относится не только к власть имущим, это ко всем нам относится. Как часто мы, ссылаясь на занятость, на обстоятельства, на трудности времени, забываем о самом главном — о нашем христианском призвании. Говорю это не только о светских властях, но и о церковных! Иногда слышу от людей, облеченных властью в Церкви: некогда, невозможно соединить!

Глубоко убежден, что все можно соединить, если правильно выстраиваются приоритеты. Если человек-христианин знает, что стяжание Царствия Божиего ни с чем не сравнится, что, стяжая это Царство, он обогащает себя такой мудростью, такой духовной силой, которая будет помогать ему решать все — и государственные, и общественные, и профессиональные вопросы, тогда и будет это сопряжение.

Пример князя Данила учит нас никогда и ни при каких обстоятельствах не ссылаться на условия или обстоятельства жизни, на занятость, на важность того, чем мы занимаемся, оправдывая свою слабость и невнимательность к духовной жизни. Он нам всем без исключения пример — и светским, и церковным властям, и простым людям. Он замечательный пример, который внушает оптимизм каждому человеку. А иначе и быть не может. Исполнение Божиих заповедей никогда не может помешать никакой иной деятельности — ни политической, ни общественной, ни трудовой, ни культурной, потому что заповеди Божии — это основа бытия человека.

Молитвами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского да укрепит всех нас Господь в шествовании по пути к спасению и выполнении тех попечений о внешней текущей жизни, которые Господь вручил каждому из нас в меру наших возможностей и сил. Храни вас всех Господь!

Патриархия.Ru


Возврат к списку

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи