Услышать Страстную
Невозможно прийти к Пасхе, минуя святые дни Страстной седмицы. Дни, в которые в жизни Христа и всех, кто любил Его и верил Ему, происходят великие и страшные события. Дни, в которые все живое внимает своему Создателю и Его страданиям. Попробуем сделать это и мы. Откликнемся на зов Матери Церкви.
Раз в год
С Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, когда вспоминается воскресение праведного Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, мы движемся к Голгофе. Святые отцы говорят, что не должно в красках и эмоциях представлять последние дни Христа на земле. Должно осторожно прикасаться к ним. Чтобы смысл не ускользнул. Чтобы жертва не была напрасной.
«В богослужении всё помогает почувствовать и понять это особенное время. Каждый день мы обращаемся к какому-либо событию, предшествующему Воскресению Христову», – говорит регент Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Светлана Владимировна Хахалина. Каждый раз она — и как верующий человек, и как руководитель большого певческого коллектива — по-своему проживает Страстную. Спевка, служба. И так по кругу. Чтобы мы слышали слова и музыку, которые звучат в храме раз в год. В «хоровом» шкафу все заставлено папками с нотами – что-то из этого учить, что-то повторить. И на то, и на другое требуется много времени и сил. А настроить хор так, чтобы песнопения прозвучали не просто чисто, но прочувствованно, соучастно – отдельный пункт в списке задач регента. И насколько он с ним справляется, сказать могут только сердца прихожан.
Суд и надежда
Великий Понедельник. Вместить нужно многое – иссушение бесплодной смоковницы, коварство злых виноградарей, зависть братьев, продавших патриарха Иосифа Прекрасного в рабство – прообразы грядущего предательства и еще непрестанный призыв к бодрствованию и покаянию. Об этом напоминает льющийся эксапостиларий или светилен «Чертог Твой вижду, Спасе мой». Протоиерей Сергий Правдолюбов назвал его одним из «самых прекрасных песнопений, которое сильно действует на всех людей». Так сильно, что в XIX-ХХ веках далекая от Церкви творческая интеллигенция каждый год устремлялась в храм – послушать «Чертог» в исполнении А.В. Неждановой, Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова. И дело не в артистах, не в красоте мелодии. А в том, что ее наполняет.
Вижу райский чертог (в греческом тексте «чертог» – покои для новобрачных), но войти не могу. Потому что для брачного пира, с которым в Евангелии не раз сравнивается Царствие Небесное, «не имам одежды». Хотя, по древним обычаям, ее можно было взять беспрепятственно и бесплатно… Но остается надежда, остается покаяние, в котором можно попросить: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Можно встать, отряхнуть духовную одежду и больше не рассеиваться, не отказываться от того, что подает Господь. К этому призывает очередной тропарь «Се Жених грядет в полунощи». Он, как и «Чертог», звучит на протяжении трех дней Страстной, но особенно тесно связан с богослужением Великого Вторника, с притчей о вышедших навстречу Жениху десяти девах. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Бодрствуйте, потому что в чем застанет Господь, в том и будет судить. «Оба песнопения исполняют во всех храмах киевским распевом», – уточняет Светлана Владимировна.
Любовь и предательство
Мы на пороге неизбежного – у горницы, в которую из полуночи шагнул Жених и теперь совершает Тайную вечерю – последнюю трапезу с апостолами. Святую Евхаристию. За Литургией Василия Великого – удивительном в плане песнопений последовании – вместо «Херувимской» хор исполняет «Вечери Твоея Тайныя днесь». Днесь – это сегодня. Здесь и сейчас. «Мы используем несколько вариантов песнопения. Но мне нравится гармонизация протоиерея Петра Турчанинова. Его переложения певучие, задушевные, строгие, при этом не сложные и как нельзя лучше соответствуют духу и сути седмицы», – говорит регент Архиерейского хора. В запасе еще одно красивейшее творение, принадлежащее Алексею Львову, композитору, дирижеру, скрипачу-виртуозу, руководителю знаменитой Придворной певческой капеллы. Его песнопения прочно вошли в репертуар хора, а «Вечери Твоея тайныя» признано одним из лучших произведений жанра. Все потому, что, как говорил композитор, «вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы».
С авторскими строгими гармониями снова перекликается мелодичный народный киевский распев ключевых тропарей Великого Четверга «Союзом любве» и «Егда славнии ученицы». Свершается то, что должно – Христос в знак глубочайшего смирения и любви умывает ноги Своим ученикам. Ответом будет предательство одного из них. Увидеть событие воочию можно на архиерейском богослужении, когда Архипастырь совершает чин омовения ног духовенству. Этот страшный момент оттеняет киевский напев. Он звучит в мажоре, светло и прозрачно, отчего становится еще страшнее.
Мелодии Голгофы
«Пасха крестная» – это Великий Пяток. День, в который вся евангельская история устремляется в одну точку – в распятие на Голгофе и погребение. Литургии нет – мы находимся у подножия Креста. Цепляемся за каждую строку двенадцати страстных Евангелий. Их обрамляют антифоны в изложении архимандрита Матфея (Мормыля) – известнейшего регента Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Его антифоны, – говорит Светлана Владимировна, – это иллюстрация к прочитанному. На основе существующих распевов он мастерски, легко создал выразительные и понятные песнопения. На Страстной ни одно богослужение не обходится без его произведений». Сам отец Матфей, который жил музыкой, горел служением и того же требовал от других, утверждал, что всегда стремился любое песнопение оценивать по принципу близости к распеву и соответствия церковности. Сочиненный им прокимен для утрени Великого Пятка «Разделиша ризы» – тому подтверждение. Напряжение, драматизм содержания нашли отражение и в музыке.
«Очень важный момент для хора – исполнение “Разбойника благоразумного” в обработке отца Матфея. Это коротенькое, но очень проникновенное песнопение. Люди ждут его», – продолжает Светлана Хахалина. Это очень важный момент и для всех молящихся, ведь нам рассказывают о человеке, чья жизнь наполнена грехом. Потому-то он и оказался на Кресте. Но искреннее раскаяние и исповедание Христа Господом открыли ему двери райския. А его слова Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк. 23, 42) вошли в состав Литургии.
Еще одно значимое песнопение – тропарь Великого Пятка «Днесь висит на древе». Наш Архиерейский хор поет вариант, предложенный современным композитором диаконом Сергием Трубачевым. «Его музыка канонически-традиционная, монастырская. Она создана с пониманием того, к Кому обращена», – отмечает Светлана Хахалина. Диакон Сергий Трубачев имел творческие связи с хорами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Матфей был первым слушателем, рецензентом и исполнителем его произведений. Диакон, как глубокий знаток и тонкий аранжировщик напевов, музыкально оформил множество чинопоследований. Среди них – Пассия, Царские часы и утреня Великого Пятка. И он, и отец Матфей с почтением относились к службе этого дня и считали: это все то, что можно вынести из мелодий и принести к Голгофе. Это святая обязанность каждого регента, как говорил отец Матфей.
Смешанные чувства
Вынос плащаницы сопровождает стихира «Тебе одеющагося» и тропарь «Благообразный Иосиф». Для исполнения первой регент готовит ноты протоиерея Петра Турчанинова. «Стихира “Тебе одеющагося” отличается от церковных песнопений вообще. Турчанинов использовал “кудрявый”, витиеватый болгарский распев», – делится регент. Длинная, красивая и благоговейная стихира повествует о благодеянии Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христа. Они сняли Его Тело с Креста, обернули плащаницей и положили во гробе, который Иосиф приготовил для себя. Продолжает историю тропарь «Благообразный Иосиф». Тоже болгарского распева. Благодаря этим песнопениям мы смотрим на происходящее в Великий Пяток со смешанными чувствами: без смерти не может быть воскресения.
«Суббота победы!»
Так в проповедях день сошествия Христа во ад называл митрополит Антоний Сурожский. Суббота по значению превосходит остальные дни Страстной. В словах «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет…» выражено основное ее настроение. Богослужение невозможно помыслить без произведений протоиерея Петра Турчанинова. Строгое, совершенно не скорбное, светлое песнопение «Да молчит всяка плоть» заменяет «Херувимскую» и подводит к таинственному содержанию дня.
В непосредственной связи со страданиями Божьего Сына с полнотой и благоговением раскрывается образ Пресвятой Богородицы, Ее материнское переживание величайшей потери и оставленности. В момент наивысшего напряжения, после «Да молчит всяка плоть», звучит задостойник «Не рыдай Мене, Мати». Эти слова отзывались в сердце Божией Матери. Они же эхом с Великой Пятницы отзываются и в нас. Трогательное песнопение, которое выбирает для исполнения Светлана Хахалина, написано Федором Ивановым, талантливым регентом и певцом, попавшим на клирос в девять лет.
Во время этого песнопения духовенство переоблачается из черных одежд в белые ризы. Смерть побеждена, воскресению быть! «Воскресни Боже» на произвольно сокращенный текст 81-го псалма в субботу поют вместо «Аллилуйи». И снова авторство принадлежит отцу Петру Турчанинову – создателю величественной духовной музыки, хранителю древних церковных напевов. Он написал песнопения для Страстной в период житейских невзгод. В создании музыки, в воспоминании священных событий великих дней он находил утешение. В его песнопениях скорбь сменяется душевным умиротворением и тихой радостью… Наше сердце должно обладать таким же тонким слухом – чтобы в печали Страстной седмицы слышать простой и всеми любимый напев «Христос воскресе!».
Дарья Хохлова
2 апреля 2018 г.