Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем мы приходим в храм?

Наше общество справедливо называют обществом потребления. Это касается не только потребления материальных благ. Можно сказать, что дух потребления проник и в религиозную жизнь. Люди зачастую приходят в храм, как в некий супермаркет, используя Церковь как цех ритуальных услуг, больше думая о жизни земной, чем о жизни вечной. Можно ли осуждать человека за то, что он приходит в храм не за спасением души, а за исполнением своих надежд и чаяний здесь, на земле? Ведь духовная жизнь – личное дело каждого. Поговорим на эту тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, как относиться к Церкви? Как к обществу спасаемых или как к месту, куда люди приходят за духовными благами, крестятся, посещают праздничные службы, ставят свечи, участвуют в церковных таинствах и заказывают требы?

– Сегодня положение вещей таково, что люди приходят в храм либо только поставить свечи и заказать требы, либо посетить службы и поучаствовать в таинствах. Это две категории прихожан, находящихся в разных духовных состояниях.

Первые только внешне воспринимают Церковь. И можно сказать, что они, заходя в храм и совершая какие-то формальные действия, остаются вне Церкви. Они воспринимают Церковь как магазин духовных услуг, пытаясь в храме заключить сделку по принципу: «я, Тебе, Господи — свечку, а ты мне — „отлично“ на экзамене или хорошего мужа». А ведь они пришли к Самому Богу! Зачем же просить у Царя пыли из Его дворца, если в Церкви можно рассчитывать на Небо, на любовь и благодать Божию?

Храм – не место, куда надо приходить, чтобы прыщик с лица свести или простуду вылечить. Мы приходим сюда за спасением своей бессмертной души, но для этого надо самим потрудиться. А люди готовы отдать в храм купюры, лишь бы не утруждать себя ничем, не жертвовать личным временем и силами. Им кажется, что в жизни могут произойти изменения без их личного участия и личного подвига. Проще откупиться от Бога и ждать желаемого результата. Такой магический подход к Церкви, к сожалению, глубоко проник в наше общество и даже в среду верующих людей. Наверное, нужно какое-то время, чтобы такое отношение изменилось. Хотя само по себе и не плохо, что люди вообще переступают порог храма, пусть даже на первых порах поставить свечку.

– А есть ли хоть какой-то результат для души, если люди, как Вы говорите, пришли в храм откупиться?

– Я думаю, что Господь — всегда наш адвокат, Он понимает бедственное положение души этих людей, понимает их немощи, их духовную наготу и скудость. Есть надежда, что благодать Божия и наша соборная молитва подействуют, и Господь обратит их к Себе. Легкой дороги к Богу нет, но если человек в храме, значит, у него уже есть шанс встать на путь спасения.

– Значит, любой человек, приходящий в храм, в каком бы понимании веры он ни находился, может надеяться на оправдание?

– Сам факт, что он просит помощи у Церкви, говорит о том, что он наш брат. Это все-таки гораздо лучше, чем говорить, как сейчас принято, что Бог в душе, и Церковь не нужна. Только каким образом через завалы нераскаянных грехов, гордыни, суетную жизнь Господь попадает к ним в душу? Непонятно, да об этом и не думают.

К сожалению, не всегда мы приходим в храм, потому что любим Бога. Многих приводит скорбь, нужда, боль. Но если человек останется в храме, то неизбежно его духовное состояние изменится, он будет расти в своей вере. Господь обязательно поможет, что-то непременно изменится, произойдет по молитвам Богу. Господь и призывает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А дальше Он говорит: Возьмите иго Мое на себя… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф. 11, 28-30). Это уже следующая ступень в духовном развитии. Иго Господнее – это исполнение заповедей, это жизнь по Евангелию. То есть это не тяжелая повинность, а путь к спасению. Поэтому я думаю, что ничего нет страшного в том, что человек приходит в храм с житейскими нуждами. Наступит время, и он будет приходить не только со своими бедами, но и с благодарностью Богу за то, что Господь исполнил просимое. Потом он придет с покаянным чувством, а в дальнейшем с размышлениями о своей жизни, переосмысливая многие свои поступки. Он научится работать над собой, отслеживать свои поступки, помыслы, все движения своей души. Человек переродится – это неизбежно. Гораздо хуже для крещеного ходить мимо храма, даже не представляя, как он устроен внутри, боясь перекреститься.

– Давайте вернемся к началу нашей беседы и поговорим о прихожанах, которые постоянно участвуют в богослужении, в таинствах.

– Это уже совсем другая категория верующих людей, воцерковленных. Они находятся в определенном духовном росте, зрелости, понимании сущности Церкви в деле спасения. Христос – это Спаситель, а в Спасителе нуждается тот, кто видит, что он погибает, кто верит от всей души, что только Христос может его спасти, и поэтому эти люди в храме. Как было бы хорошо, если бы все православные люди правильно понимали свою веру и не были пассивными получателями духовных услуг.

– Среди моих знакомых и близких мне людей есть те, кто всю жизнь заходит в храм, но дальше свечного ящика не продвинулся. Можно сказать, что Бога в их жизни нет?

– Бог создал человека свободным. Он может верить, как хочет, Господь слышит всех. Но Ему не за что взять таких людей. Он протягивает руку, а они в ответ – нет. Они не ищут Бога, потому Его и нет в их жизни. Но все равно, с разной скоростью, по-разному, человек неизбежно склоняется к тому, что храм Божий ему нужен. Я в этом уверен и не знаю ни одного человека, пребывающего долгое время в церковной ограде, который не переосмыслил бы то состояние, в котором он когда-то впервые вошел в храм. Для благодати нет преград, она проникает в сердце неизбежно, и человек меняется. Он не может уже относиться к храму потребительски.

Есть, конечно, категория людей с непомерной гордостью и упорным нежеланием покаяния. Они долго держатся за свои предубеждения, и это пересиливает желание преображения и спасения в Боге. Такие люди воспринимают храм, простите за грубое сравнение, как подсвечник. А храм – это место особого благодатного присутствия Божиего, где совершается Евхаристия, соборная молитва, таинства. Церковь – великое благо, она создает наилучшие условия для того, чтобы человек понял, каким он должен стать, чтобы принять Христа. И когда человек это поймет, жизнь его станет духовно намного богаче. Заметьте, что в храмах становится больше молодежи, и проповеди люди слушают очень внимательно, и на беседы огласительные приходят, которые проводятся перед Крещением. Люди стали сознательно обращаться к вере. Дикость 90-х, когда народ врывался в храмы, не понимая, зачем, – прошла, и далеко не все в нем задержались. Но те, кто остался, знают, что такое духовная жизнь, понимают ее глубинные основы.

– Часто люди, воцерковляясь, приобретают внешнее благочестие, они скрупулезно выполняют все церковные правила, но внутренне остаются теми же. В чем состоит опасность подобного «воцерковления» и как обезопасить себя от фарисейской закваски, о которой говорит Евангелие?

– Через все Евангелие проходит осуждение фарисейского понимания духовной жизни. Христос обличает законников и книжников, потому что они все делают напоказ. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божиих заповедей. Но вместо любви и милости к ближнему они сделали главной своей целью мелочное следование различным обрядовым подробностям. Именно за такое непонимание сути Закона Божиего, за лицемерие, чрезмерное увлечение внешним благочестием обличал их Христос. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф. 15, 11) и т.д. Вот эти и другие наставления Спасителя и предостерегают человека от фарисейской закваски.

Надо внимательно читать Евангелие, и не просто читать, а жить им. Нельзя в духовной жизни передвигаться на ощупь, в темноте, самостоятельно, от «ветра своей головы». Лучше заручиться помощью наставника, руководствоваться советами священника, обязательно читать Священное Писание, святых отцов. И, конечно, если мы что-то не понимаем в своей духовной жизни, надо искренне просить помощи у Бога. А Господь никогда не оставит.

– Евангелие нам говорит, что без Церкви нет спасения. А в Церкви для всех ли оно есть?

– Христос на этот вопрос ответил так: Человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Мы не знаем, спасется ли каждый человек, который пришел в Церковь, мы не можем сказать, кто погибнет, а кого ждет Царствие Небесное. Только знаем евангельские слова о том, что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14). Надо всегда помнить о том, что мы не достойны спасения, и если бы Господь судил нас по нашей жизни, по нашим мыслям и поступкам, мы заслуживаем только геенны, только мучений вечных. Но при этом мы должны уповать на Его милосердие и любовь, на Его всепрощение.

Мы должны понимать, что никакими заслугами Царства Божьего не достигнуть, это не тот путь, который приведет нас к спасению. Наши добрые дела и все, что мы совершаем в храме, – это лишь инструмент для нашего внутреннего устроения, для того, чтобы мы могли очиститься душой, принять в себя Тело и Кровь Христовы. И тогда, я думаю, у нас будет шанс войти в Царство Божие, как говорят нам отцы Церкви. Будем их слушать, исполнять их советы, которые они нам оставили, и будем надеяться на Божию милость.

 

Ольга Стрелкова
Теги: спасение души, духовная жизнь, Таинства Церкви.
Поделиться в: