Не отлучать себя от Христа
Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Посещение храма по воскресеньям не имеет большого смысла, если человек не участвует в таинствах Церкви, не становится единым телом с Церковью, по-настоящему не соединяется с Богом. На вопросы, касающиеся Таинства Причащения, мы попросили ответить председателя епархиальной дисциплинарной комиссии протоиерея Александра Писларя.
– Скажите, отец Александр, как часто христианин должен причащаться? Одни священники говорят – раз в неделю, другие – раз в две-три недели. Существует ли церковное правило на этот счет или у человека должна возникнуть потребность в Причастии?
– Об обязательности причащения для всех верующих нам говорит Сам Господь: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56). Не причащающийся Святых Таинств отрывает себя от источника жизни – Христа. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству Причащения, по слову Господа, «пребывают в Нем». В Причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот почему Таинство Причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека.
Если говорить о частоте причащения, то общих правил для всех верующих не существует. Если есть духовник, то он поможет определить, как часто следует человеку приступать к этому великому таинству. Поскольку в наше время духовники – это все-таки редкость, люди в основном руководствуются чтением духовной литературы, советами святых отцов. Но все-таки есть общие принципы, и надо их знать.
В Синодальный период, а он длился до 1918 года, порядок был таков: православный человек обязан был приступить к этому величайшему церковному таинству хотя бы раз в год. Нужно было даже представить своему начальству справку от священника о том, что таинство совершено. Необходимо было хоть раз в году поговеть и быть «на духу», то есть на исповеди. Это такой минимум, такая граница, которую уж совсем нельзя было перейти. Если же человек даже раз в год не причастился, он явно находился вне Церкви.
Для современного христианина существует иной минимум. Это причащение во время четырех церковных постов, которые и существуют в церковном календаре для того, чтобы подготовиться к самым важным христианским праздникам. Полезно так же причаститься в день памяти того святого, имя которого носит христианин. Итак, 4-5 раз в году, наверное, подходит к понятию «минимум».
Но поскольку современный человек окружен жизнью далеко не христианской и подвержен самым разным духовным опасностям, искушениям, столь редкое Причастие явно недостаточно. Хотя бы раз в месяц надо приступать к этому таинству. Многие священники с радостью видят на своих приходах христиан, которые регулярно причащаются, каждое воскресенье. Это именно те прихожане, которые по-настоящему включены в церковную жизнь, в жизнь своего прихода. Лично я ратую за такое частое причащение.
К великому сожалению, есть прихожане, настаивающие на ежедневном причащении, это бывает в городских храмах, где Божественная литургия совершается каждый день. Причем, когда священник тактично объясняет таким чрезмерно ревностным прихожанам, что они в какой-то день могут попросту не успеть должным образом подготовиться к Святому Причастию, что они теряют благоговейное отношение к такому важному таинству, начинают упрекать батюшку в формализме. А священник опытным глазом видит, что человек перешел некую опасную границу и может впасть в прелесть. Человеку кажется, что он не такой, как все люди, ему уже и священник без надобности в качестве духовного советника. Опытные священники определяют это состояние как пограничное с психическим заболеванием. Человек ведь существо духовное и телесное, и когда происходит надлом в духовной жизни, это отражается на его психике.
– Как Вы посоветуете поститься перед Причастием тем, кто не соблюдает посты в течение года?
– Я бы им посоветовал накануне Причастия держать недельный пост. Хотя, если люди не постятся вообще, можно ли считать их воцерковленными? Но, в любом случае, этот вопрос надо решать с батюшкой. Возможно, человек делает первые шаги в церковной жизни. В таком случае вряд ли стоит на него возлагать «бремена неудобоносимые» и говорить: «Иди-ка ты попостись неделю, раз не постился целый год!». Если же христианин все прекрасно знает о постах и просто духовно расслабился, ему священник, возможно, предложит поститься и всю седмицу.
– Можно ли считать себя православным христианином, если человек приходит на службы, но в Таинстве Причащения никогда не участвовал?
– Конечно, нет. Быть христианином и не причащаться нельзя. Тот, кто на земле вкушает из бессмертного источника, ощутимо соединяется с будущим нетленным Небесным Царством. Поэтому я призываю всех причащаться как можно чаще с верой, что Христос с нами.
29 октября 2018 г.