Старец любви
«Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Один из самых почитаемых старцев ХХ века преподобный Паисий Святогорец, чью память Церковь празднует 12 июля, еще при жизни снискал известность по всему миру. Почитание старца было так велико, что люди приезжали к нему, чтобы только увидеть, поговорить с ним, получить совет, утешение, исцеление от тяжких недугов. Горячо его полюбили и в России, и эта любовь к греческому святому сравнима, наверное, с любовью русских людей к преподобному Серафиму Саровскому. Особенно близок нам старец стал после издания в нашей стране шеститомника «Слов» Паисия Святогорца – собрания духовного наследия святого. О жизни и литературных трудах старца Паисия мы попросили рассказать Епископа Покровского и Николаевского ПАХОМИЯ.
– Скажите, Владыка, в чем была особенность этого человека, святость которого, по воспоминаниям его современников, была очевидна уже при жизни?
– Великий афонский старец был уникальным человеком по многим своим качествам, но, прежде всего, потому, что всё то, о чем он писал, говорил, поучал, подтверждалось собственной его жизнью, очень насыщенной, наполненной постоянным подвигом. Он обладал природным остроумием, смекалкой, мудростью, рассудительностью и огромным любвеобильным сердцем. Старец любви, как его называли, выслушивал тысячи самых разных посетителей, принимая их в своем знаменитом архондарике (месте приема паломников) под открытым небом. Можно только удивляться, как физически немощный человек, монах, всю жизнь стремящийся к уединению, на протяжении стольких лет ежедневно встречался со многими людьми, проявляя о каждом искреннюю заботу и любовь. Старец мог и одернуть человека, но всегда это делалось с любовью, ради того, чтобы настроить человека на «евангельское жительство». Его наставления, его благословения очень часто были решающими в судьбах многих людей.
– А как состоялось Ваше знакомство со старцем Паисием?
– Первая книга о знаменитом на весь мир, но неизвестном в России афонском старце «Архондарик под открытым небом» была издана у нас в стране только после смерти святого, в 1998 году. Небольшая книжица произвела на меня колоссальное впечатление. И не только на меня, она открыла нашим соотечественникам «греческого» Серафима Саровского. Такого же близкого, простого и такого же любвеобильного.
Позже я прочитал его «Письма о монашестве», «Святогорские истории», другие книги. Они все написаны с огромной любовью к Святой Афонской Горе и к братьям монахам. Старец Паисий даже изобрел новый термин, который вы не найдете ни у одного богослова, – любочестие. Это слово применимо к человеку, который искренне любит благочестивую жизнь и всё, что с ней связано. Старец ставил любочестие превыше любого телесного подвига. Если нет в человеке любви и великодушия, то все его духовные труды – воздержание, молитвы, поклоны и т.д. – это, как он говорил, «огородное чучело, которое может отгонять ворон, но не бесов».
Мне всегда нравился старец Паисий, я к нему обращался и молился даже тогда, когда знаменитый афонский монах еще не был прославлен. У старца Паисия и еще нескольких греческих отцов, подвижников ХХ века, было какое-то иное видение церковной духовной жизни, нам тогда мало знакомое. Русская Православная Церковь была разбита, уничтожена, выросло несколько поколений россиян, не знающих Бога. Для преподобного Паисия Святогорца и других афонских старцев, взращенных в православной традиции, Церковь была неотъемлемой частью общества, в котором они жили. Хотя в его жизни были и гражданская война, и ранения, и тяжелые испытания болезнями. Но все эти тяготы лишь прибавили афонскому старцу жизненного опыта. В своих беседах, письмах старец всегда ссылался на случаи из жизни, поучительные, запоминающиеся. Он говорил всё как есть, просто и доходчиво. Поэтому люди так и стремились к нему попасть, услышать его слово.
– Владыка, вот Вы напомнили о его болезнях. Ведь старец Паисий всю жизнь страдал от многих болезней, но никогда не обращался к Богу с просьбой об исцелении. Наоборот, просил Господа послать ему смертельную болезнь. Обычному человеку, так часто молящемуся об исцелении себя и своих близких, это трудно понять.
– Телесные недуги действительно преследовали старца всю жизнь, после войны ему удалили половину легкого, потом долгие годы он страдал от онкологического заболевания. Но он был духовным человеком, человеком подвига, воспитанным в монашеской традиции.
И потом, Вы не говорите за всех! Есть церковные люди, которые просят у Бога не физического, а чаще совсем другого – духовного исцеления. Я знаю таких людей, их немало. Не каждому это по силам, но старец был человеком твердой воли. Он был снисходительным по отношению к людям, но не к себе. По отношению к себе это был кремень. Когда тяжелые недуги лишили старца Паисия сил физических, то он просил у Божией Матери прощения, что не всегда может выполнить молитвенное правило. Такая в нем была духовная сила!
– Владыка, давайте поговорим о литературном наследии старца, о самых популярных книгах – шеститомнике «Слов» Паисия Святогорца. Для многих христиан эти книги стали настольными. В чем их уникальность?
– Во-первых, спектр вопросов, которые в них обсуждаются. Это вопросы и духовной борьбы, и семейной жизни, и молитвы, и наставления старца, относящиеся к страстям и добродетелям, и многое другое. Привлекает этот труд своим простым языком, доходчивостью, в нем чувствуется огромный духовный опыт. Преподобный Паисий – духовник народный, к которому приходили и ученые, и простые люди, и для каждого он находил и время, и нужное слово.
Старец сам хотел выпустить книгу, полезную всем: мирянам, монахам и священнослужителям, но не успел, отдав всё свое время и силы молитве и общению с приходившими к нему людьми. После его кончины сестры обители святого апостола Иоанна Богослова, которую он основал, собрали скопившиеся за многие годы записи его бесед, многочисленные письма, отрывки из книг. Они отредактировали и систематизировали этот богатейший материал и издали шесть томов «Слов», ставших особенно популярными в нашей стране. По этим трудам мы и узнали преподобного Паисия Святогорца.
– Как он, простой монах, получивший самое элементарное образование в начальной школе, мог разбираться в сложных духовных проблемах?
– Слово «простец» многие воспринимают как что-то негативное, а ведь наша Церковь знала великих простецов, которые, не будучи учеными людьми, могли вразумлять людей, намного образованнее их. Под покровом внешней простоты в них скрывалась огромная духовная сила, таким был и преподобный Паисий. Богослов по жизни, он прошел не только большую жизненную школу, но и школу послушания, смирения. Отсюда и его умение разбираться в духовных проблемах самых разных людей.
– По словам старца Паисия, задача человека состоит в познании себя. Но, познавая себя, человек может и ошибаться, и оправдывать себя, и успокаивать. Как правильно выполнять эту задачу?
– Каждый из нас находится в определенных жизненных условиях – это наша семья, работа, люди, которые нас окружают. У преподобного Антония Великого есть замечательная фраза: «Спасение и погибель от ближних». Всё, что Господь хочет нам послать, он посылает через людей. Искушения тоже приходят через людей.
Если хочешь познать себя по-настоящему, смотри, что происходит вокруг тебя и как ты реагируешь на происходящее. Человек может не видеть собственных грехов, неверно себя оценивать, пока не начнет молиться и обращаться к Богу. И тогда у него открываются глаза, он начинает познавать себя, видеть свои грехи, свою вину там, где раньше ничего не замечал. Бог ему это открыл. За что? За то, что человек где-то себя смирил, научился терпению. В тех обстоятельствах, которые дал тебе Бог, и находи спасение.
– Кстати, о смирении. В книге «Страсти и добродетели» старец на вопрос, какие добродетели должен иметь человек, ответил: «Одного смирения достаточно, даже от одного смиренного помысла человек начинает светиться, сиять».
– Преподобному Антонию Великому однажды было видение, что весь мир окутан дьявольской сетью. Он молился, спрашивал у Господа, как же быть? И Бог ему открыл, что эти сети можно победить только смирением. Человек, умеющий смиряться, многое может преодолеть и многого достичь в своей духовной жизни. Другого пути нет. Об этом и говорит старец Паисий.
У старца было величайшее смирение, но по натуре он оставался солдатом. Как-то к нему в келью забрался вор – огромный детина – и начал его душить. Когда преподобный Паисий понял, что сопротивляться нет сил, он так страшно выпучил глаза, что напугал злодея, и тот убежал. Эта история и смешная, и поучительная. Даже в безвыходной ситуации можно найти выход, главное, лапки вверх не поднимать.
– О преподобном Паисии Святогорце говорят как об аскете-чудотворце, целителе, прозорливце. Но в чем, по-Вашему, состоял главный подвиг старца?
– В любви к людям, в его умении расположить к себе каждого человека, помочь ему открыть свою душу навстречу Богу. Поэтому он многими был любим и, мне кажется, прославлен Богом именно за эту любовь. Иногда он не мог встать с постели, но если у калитки звонил колокольчик, старец поднимался, встречал человека, усаживал его на пенек под деревом, угощал лукумом и беседовал. В этой бесконечной любви и состоял его главный подвиг.
В 90-е годы один наш соотечественник, далекий от Церкви человек, с экскурсией оказался на Афоне. Группе из России обещали показать какого-то неизвестного старца, и навстречу вышел старичок в поношенной кофте и старой шапочке. Всех усадил на чурбачки, побеседовал, а в конце, как обычно, одарил гостей иконками, деревянными крестиками. Всем раздал, а нашему соотечественнику ничего не досталось. Тогда старец ушел в свою келью, долго копался и, наконец, вышел с садовым секатором.
Необычный подарок! Прошли годы, и этот человек воцерковился и пришел на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры работать садовником. Только тогда он понял значимость подарка греческого святого. И, прежде чем приступить к работе, он всегда крестился и целовал этот секатор. А мы, молодые монахи, уже зная по книгам преподобного Паисия, тоже прикладывались к необычному инструменту. Вот такая история.
– Владыка, Вам довелось побывать на могиле старца?
– Старец Паисий завещал быть похороненным в монастыре апостола Иоанна Богослова, чтобы люди могли приходить к нему и молиться. Это в деревне Суроти, недалеко от г. Салоники. Могила очень скромная, с невысоким крестом, возле нее всегда много паломников из России. Рядом лежит коврик, чтобы каждый мог встать на колени, приложиться к кресту и обратиться к старцу с молитвой.
Помню свои ощущения, когда стоял на этом коврике и обращался к преподобному Паисию как к родному, близкому человеку. Как раз в то время мне пришлось покинуть монастырь и переехать в Саратов. У меня было о чем помолиться у могилы великого афонского святого…
12 июля 2019 г.