Душа должна трудиться
Чем занять ребенка летом? Конечно, книгой, доброй классикой, сказками, приключениями и фантастикой, современными повестями и рассказами – любой жанр хорош, главное, чтобы это была полезная, хорошая, проверенная временем литература. Если чтение – семейная традиция, если взрослые любят читать и часто берут в руки книгу, то же самое сделает и ваш ребенок.
Научить ценить книгу
Читайте вместе, читайте сидя, лежа перед сном, дома и на природе, читайте вслух, главное – живите с книгой и не позволяйте всё жизненное пространство, в котором растут ваши дети, заполнять экранами. Когда ребенок привыкает воспринимать мир только визуально, через планшет, телевизор, телефон, и получать удовольствие от картинок, у него никогда не появится желание взять в руки книгу и не сформируется умение воспринимать печатный текст. Он не научится замечать и ценить красоту языка, выразительное слово, его собственный язык и воображение не будут развиваться.
Чтобы ребенок радовался книге, эту радость взрослые должны воспитать. И легче это сделать в младенческом возрасте, когда ребенок начинает открывать для себя мир во всем его многообразии. Не претендуя на исчерпывающее знание проблемы детского чтения, тем более ее решение, как всякий заинтересованный человек, попытаюсь поразмышлять на эту тему, опираясь на свой скромный жизненный опыт.
Помню, как недоумевали мои близкие, когда я раскрывала перед лицом двухмесячной внучки книжку-раскладушку и с выражением, внятно и не спеша, читала «Муху-цокотуху» и другие сказки Чуковского. Что может слышать и понимать такая кроха? Но я была убеждена, что если ребенок с младенчества слышит не сюсюканье, а красивое литературное слово, хорошие стихи, он быстрее начнет говорить, и его речь будет правильной.
С раннего детства надо учить малыша относиться к книге как к величайшей ценности, аккуратно перелистывать страницы, знать ее место на книжной полке. Сегодня, к сожалению, намного сложнее порадовать ребенка книгой, чем 20-30 лет назад, когда в руках у наших детей не было гаджетов.
Угроза «нечтения»
Общаясь с ребятами, отдыхающими на летней детской площадке в Покровском епархиальном образовательном центре, тема которой в этом году была «Я люблю книги», попросила честно признаться тех, кто не любит читать. Трое подростков подняли руки. Была удивлена тому, что перестали читать и православные дети. Хотя, что же здесь странного? Они не изъяты из мирской жизни со всеми ее соблазнами и переменами. Да и нагрузка в школе велика, дети посещают еще воскресную школу, занимаются музыкой, спортом. На книги времени уже не остается, и большинство родителей легко соглашаются с «нечтением» своего ребенка.
С маленькими детьми проще, взрослые читают вместе, вслух, малышам это интересно, а подростков уже трудно заставить читать, они «заражены» видео. С подобной проблемой со временем столкнулась и я – не думала, что моя внучка, так любившая чтение, повзрослев, перестанет особо радоваться новым книгам. Очень надеюсь, что все-таки она, как и другие дети, переболеет увлечение видео.
Не должна книга исчезнуть из детской жизни, слишком велика ее роль в воспитании человека, его духовном развитии. В советскую эпоху это хорошо понимали, и детскому чтению отводилось очень важное место. Родители, учителя, библиотекари – все следили за чтением детей. Придешь сдавать книги, а библиотекарь обязательно спросит: «Прочитал? Расскажи!».
И сейчас в большинстве православных семей родители следят за чтением детей. На той же летней площадке, когда мы беседовали с ребятами о книгах и я стала рассказывать содержание сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», девятилетний воспитанник воскресной школы Егор тут же назвал довольно трудное для запоминания имя писателя – Дмитрий Наркисович. Оказалось, что родители Егора приучили сына не только ежедневно читать, но и запоминать автора, название книги.
Воспитание чувств
В одном старом фильме «Два голоса» есть эпизод, когда юноша приходит в библиотеку и просит подобрать ему научную литературу о кибернетике. «А художественные книги будете брать?» – спрашивает библиотекарь. «А зачем? Что нового я в них узнаю?» – таков был ответ молодого человека, убежденного в своей правоте. Это были 60-е годы прошлого столетия, время споров физиков с лириками: что важнее?
Только литература, из всех других искусств, вводит юного человека в мир чувств, переживаний, учит мыслить, скорбеть, радоваться. Вспомните себя ребенком. Прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Для меня такой книгой много лет назад стала повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья». В детстве ее читала нам мама, потом я несколько раз перечитывала эту книгу сама, и каждый раз обливалась слезами над судьбой несчастных детей, обреченных жить в страшной нищете, лишенных простых детских радостей. Более пронзительной детской книги о сострадании, добре и любви я не знаю.
Но до нее надо дозреть. Моей внучке было лет пять, когда я решила преподнести ей мощный урок доброты – и взялась за эту повесть. Ничего из моей затеи не получилось. Когда мы дошли до самого щемящего момента и прочитали о том, как главный герой, мальчик Вася из обеспеченной благополучной семьи, приносит умирающей в каменном подземелье Марусе куклу своей сестры, и как она радуется этому подарку, моя внучка спокойно отреагировала: «А я бы свой велосипед не отдала!». Мы как раз подарили ей первый в ее жизни велосипед. Я была шокирована: не поняла? не дошло? душа у нее черствая? Детский библиотекарь, к которой я обратилась с этим вопросом, разъяснила, что эмоционально ребенок просто не дорос до таких серьезных переживаний, они ему пока не по возрасту. Всему свое время.
Очень советую приводить детей в библиотеку. Пусть они сами полазают по полкам, полистают книжки, самостоятельно выберут то, что им понравится. А вы будьте рядом. «Знакомая книга! Читала в детстве, советую тебе ее взять». Пусть ваш ребенок видит, как много есть хороших книг и как здорово вместе со взрослыми найти самую интересную. У каждого свои предпочтения, я выбирала для внучки то, что нравилось мне в детстве самой. Это К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, Е.И. Чарушин, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, Б.С. Житков, А.П. Гайдар, Л.Н. Толстой, Г.Х. Андерсен. Позже «Белый пудель» А.И. Куприна, «Кортик» и «Бронзовая птица» А.Н. Рыбакова, «Республика Шкид» Л.И. Пантелеева, «Каштанка» А.П. Чехова, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери и т. д. Уверена, что подобный список есть у каждого.
Великий дар – слово
Не стоит думать, что если у ребенка в руках книга, то проблема чтения решена. Сегодня на полки книжных магазинов хлынул поток сомнительной литературы для детей с большим количеством насилия, культом денег, силы, детского одиночества. От такого чтения только вред. Будьте очень внимательны при выборе книг для ваших детей, особенно маленьких.
Классиком по праву называют одного из самых любимых современных православных детских писателей Бориса Ганаго. Его простые рассказы, сказки, притчи вовлекают юных читателей в размышления о главных вопросах бытия, в каждой книге – частица Евангелия. Сборники «Свет души», «Небесный гость», «О видимом и невидимом», «Детям о молитве», «Детям о вере» и другие наполнены глубинным смыслом. Удивительно трогательными рассказами автор пробуждает детскую душу, простым ясным языком говорит о христианских ценностях – добре, сострадании, любви.
Как к великому Божьему дару относились к слову отцы Церкви. Святителю Василию Великому принадлежит труд «К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями». Говоря о том, что в жизнь духовную «вводят нас, конечно, Священные Писания», святитель утверждает, что в юном возрасте упражнять «духовное око следует и в других писаниях, не вовсе от них далеких».
Художественная литература имеет удивительную способность воздействовать на человека. Размышляя над проблемой детского чтения, православный филолог Наталья Барская в книге «Наши дети и художественная литература» пишет: «Во всех цивилизациях, в том числе и в христианской, литература в ее лучших образцах была признана обязательным элементом воспитания детей».
В книге рассказывается о двух письмах Ф.М. Достоевского, которые были ответами писателя на письма незнакомых ему людей, спрашивающих, что читать их детям. Писатель придавал очень большое значение, казалось бы, простому житейскому вопросу и, несмотря на болезнь и занятость, написал письма с подробными рекомендациями и советами, как приобщить детей к мировой литературе. Список книг, составленный великим русским писателем, нам хорошо знаком. Это произведения А.С. Пушкина, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ч. Диккенса, М. Сервантеса, В. Скотта.
Достоевский порекомендовал тех авторов, чьи произведения содержат важный для христианского сознания смысл. Особое место в рекомендательном списке Достоевского занимает Диккенс. Федор Михайлович считал английского романиста «великим христианином». Его герои, юные беззащитные дети, встречаются со страшным злом, несправедливостью, поруганием, жизнь ввергает их в сложнейшие приключения, опускает на самое дно, но они способны этому губительному злу противостоять, бороться с ним. И тогда добро побеждает зло. Диккенс учит состраданию, помогает увидеть и полюбить чистоту человеческой души, а это очень важно в юном возрасте. Поэтому, убежден Достоевский, романы Диккенса нужно обязательно читать православным детям.
Список писателей-классиков Ф.М. Достоевский завершает словами: «Над всем этим, конечно, Евангелие, Новый Завет…». То есть чтение классической литературы необходимо для формирования христианского сознания, это ступень, предшествующая духовному чтению, делает вывод автор книги Н.Барская.
Именно литература, поэзия, словесность может оросить почву детской души и сделать ее готовой для принятия «духовных семян». Поэтому родителям, воспитывающим детей в православной вере, просто необходимо приучать их к чтению. В каждой семье это будет по-разному, с учетом характера, склонностей наших детей и наших собственных литературных пристрастий. И, конечно, желательно обсуждать прочитанное. Важные жизненные уроки, которые ребенок извлечет из прочитанной книги вместе с вами, лучше запомнятся, душа научится трудиться. А это самое главное, что дает книга.
19 июля 2019 г.