Близок к нам Бог
«Старику, находящемуся в старческой немощи, на финишной прямой дороги своей жизни, Бог просто необходим. Он нужен больше, чем кефир и свежая булка, больше, чем валидол или снотворное, больше, чем все остальное… Старику Бог нужен, как воздух. Все врачуется Богом, все болезни исцеляются Богом. Старость нуждается в Нем особенно».
Эти слова из книги протоиерея Андрея Ткачева «Возраст зрелости» очень точно подходят к теме разговора с прихожанкой храма во имя пророка Божьего Илии Риммой Михайловной Михайловой. Она и подарила мне эту книгу после нашей долгой беседы о том, как жить полной церковной жизнью, если в Церковь пришел уже в зрелом возрасте, когда силы на исходе.
По словам моей собеседницы, ей приходится быстрыми темпами осваивать то, что наши знаменитые церковные бабушки впитали с молоком матери. Римма Михайловна считает себя младенцем в духовной жизни. Но ее опыт воцерковления и стремление жить в мире и гармонии с собой и ближними по-своему интересны.
Все старшее поколение Риммы Михайловны, родившейся в небольшой чувашской деревне, были людьми верующими. На столе всегда стоял котелок супа и был хлеб для нищих, а над кроватью бабушки Евдокии – икона Божией Матери. Это была дальняя комната, на виду же никаких икон не держали.
Неграмотная бабушка иногда просила девочку почитать Библию, Римму поразила тогда история о потопе и Ноевом ковчеге, и это все, что осталось в детской памяти о православной вере, в которой жила ее бабушка. Родители были обычными советскими людьми, далекими от Церкви. Отец был директором школы, партийным человеком, мама работала фельдшером, ездила по селам, лечила людей.
Все свое детство Римма провела с бабушкой, однако о Боге они никогда не говорили — такое было время. Наверное, богомольной бабушке очень хотелось крестить внучку, отвести ее в храм, но она не могла нарушить волю ее родителей. Так и прожила Римма Михайловна большую часть своей жизни вне Церкви, но уверена, что все-таки к Богу она пришла по молитвам своей любимой бабушки Евдокии. В Царствии Небесном она, конечно же, молится за всех своих детей и внуков. Пусть в уже преклонном возрасте, но теперь Римма Михайловна тоже в Церкви, она с Богом. А до этого вся жизнь была посвящена только работе и единственной дочери Ларисе.
– Я рано овдовела, муж трагически погиб, когда дочке исполнилось пять лет. Надо было зарабатывать и растить дочь, и я работала врачом в поликлинике и в больнице, одновременно преподавала в медицинском училище. Всегда на двух работах, времени больше ни на что не хватало. В нашем маленьком городке Канаш был храм, иногда в него заходила поставить свечку, вот и все, что хоть как-то связывало меня с Богом. С дочерью никогда о вере не говорили, но каждая своим путем все-таки пришла к Богу.
Римме Михайловне было уже за семьдесят, когда она во время очередного приезда к дочери в Покровск (Энгельс) разговорилась с настоятелем Ильинского храма протоиереем Виктором Лузганом. Это было начало двухтысячных, церковь тогда располагалась в приспособленном помещении жилого дома. Узнав, что пожилая женщина некрещеная, батюшка предложил ей на следующий же день креститься. Римме Михайловне не хватало только одного шага, чтобы стать христианкой, и отец Виктор помог его сделать. Я спросила мою собеседницу, как изменилась ее жизнь после Крещения.
– Я увидела себя и всю свою жизнь другими глазами, у меня как будто спала с глаз пелена. Стала видеть свои ошибки, свои прежние грехи, свою неправоту. Они уже совершены, изменить ничего нельзя, но я стала чаще ходить на исповедь, причащаться.
У меня много родни, почти все мои родственники далеки от Церкви. Я стала их понемногу просвещать, дарить доступную духовную литературу, которую читала сама, когда делала первые шаги в храме. Стараюсь никого не забыть, тщательно подбираю книги, чтобы заинтересовать моих близких тем, что мне самой дорого. У меня есть родня в глухой деревне Костромской области, постоянно отсылаю им книги и прошу: если не будете читать сами, раздайте другим людям, соседям. Во славу Божью.
– А как они воспринимают Ваши подарки?
– С радостью. Недавно приобрела книгу протоиерея Андрея Ткачева «Любовь. Ищущим и нашедшим». Она о том, как найти свою половинку, как удержаться в семейной жизни от искушений и соблазнов, как строить отношения с родителями и с детьми. Ценнейший опыт, собранный и изложенный священником. Подарила эту книгу внуку, был благодарен.
Родные часто обращаются ко мне за медицинской помощью. Я помогаю советом, но стараюсь обратить внимание и на духовное исцеление. Мой брат перенес две операции, последняя – онкологическая. Отослала ему молитвы к иконе Божией Матери «Всецарица», ее онкологические больные хорошо знают. А вот святитель Нектарий Эгинский – один из самых почитаемых святых Греческой Церкви – не очень известен в нашем русском Православии. Его помощь при тяжелых заболеваниях, в том числе и онкологии, спасла многих неизлечимых больных. Рассказала брату об этом святом и тоже послала молитвы.
Делюсь с родственниками книгами, написанными православными медиками, это очень интересная и полезная литература. Есть замечательный автор, священник, ученый и врач Сергей Евгеньевич Вогулкин. У него много книг, в которых батюшка говорит о болезнях в православном понимании: это не как наказание, а как путь к исправлению. В одной из последних книг «Понять чужую боль» рассказывается о двух вещах, которые заповедовал нам Господь: любви и милосердии. Беседы протоиерея Сергея Вогулкина можно прочитать и услышать в российской «Православной газете» и на канале «Союз».
– Что Вам еще помогает в Вашем просвещении?
– Главный источник – книги. В моем случае именно чтение духовной литературы помогает моему хотя бы маленькому движению вперед. Не зря же сказано: «Знание – капля, а незнание – океан». Вот так и у меня – сколько еще непознанного! Покупаю книги, беру в нашей храмовой библиотеке, выписываю через газету «Православная жизнь». Прочитываю, дарю друзьям, родственникам, отдаю в библиотеку. Всегда хочется поделиться хорошей полезной книгой.
У меня много любимых авторов. С удовольствием читаю книги греческого проповедника Андрея Конаноса, протоиереев Андрея Ткачева, Димитрия Смирнова, православного психолога и писательницы Елены Морозовой. Читаю, конечно, труды святых отцов, в моей домашней библиотеке они тоже есть.
– Римма Михайловна, а есть у Вас сожаление об упущенном времени?
– Конечно, есть. Моя жизнь могла быть совсем иной, если бы я прошла ее с Богом, вот в чем дело. Сколько было совершено ошибок, сколько было непонимания, что и как в жизни происходит. А ведь Господь всегда был рядом, и помощь его в сложных ситуациях я всегда ощущала. Один случай из своей врачебной практики никогда не забуду. У нас в больнице был прооперирован молодой человек, и после, казалось бы, несложной операции он не пришел в сознание. Я в то время была на дежурстве, и, проведя все необходимые анализы, поняла, что причина его состояния – диабет. Тут же поставили капельницы, лаборантов не отпускали домой, пока сахар не пришел в норму. Сутки я не отходила от больного, и только когда парень пришел в себя, спокойно ушла. Сейчас я понимаю, что без помощи Божией не справилась бы. Тем более что мои коллеги со мной не соглашались, предлагали свои варианты лечения, пришлось доказывать свою правоту, а время шло, и человек мог умереть.
Я давно не работаю, но по-прежнему интересуюсь вопросами здоровья, читаю много медицинской литературы. Как эндокринолог, вижу больного человека, и если могу – помогаю. В нашем храме как-то заметила нездоровую полноту одной молодой прихожанки. Сказала, что я врач, мы поговорили, и в следующую нашу встречу я принесла ей книгу о правильном питании. А однажды обратила внимание на мальчика, он с мамой часто бывает на службе, но всегда какой-то вялый, вид нездоровый. Поняла, что у ребенка проблемы с щитовидной железой. Принесла маме книгу о том заболевании, которое увидела в мальчике. Женщина поблагодарила меня, обратилась к специалисту. Сейчас я вижу этого ребенка бодрым, подвижным и радуюсь, что сумела помочь.
– Наверное, один из Ваших любимых святых – Лука Крымский?
– Святитель Лука всей своей жизнью показал высокий идеал медицинского служения, когда врачом движет вера во Христа и любовь к людям. Это величайший пример для подражания. В каждом пациенте он видел, прежде всего, живого страдающего человека. Он замечал не только телесный недуг, но и духовное состояние больного, а это не менее важно, а часто и главное в исцелении. К сожалению, современная медицина во многом расходится с представлением святого Луки о долге врача. Потому у нас так много бед в здравоохранении. Сердечная теплота – это то, чего сегодня не хватает многим моим коллегам.
– Римма Михайловна, можете себе представить, что Ваша жизнь так и прошла бы за оградой Церкви?
– Только благодаря дочери, которая уже к тому времени обратилась к Богу, и, конечно, благодаря отцу Виктору я крестилась и стала церковным человеком. Слава Богу, успела. Когда строился наш храм, с радостью помогала, вместе с другими прихожанками мыли, убирали, благоустраивали территорию. Но после двух инсультов какой я помощник?
Мне уже 84 года, но стараюсь ходить в храм каждый день, на все службы. У меня в этом огромная потребность, хочется успеть хоть сколько-то помочь самой себе. По возможности стараюсь чаще причащаться. У нас в храме таких, как я, целый ряд сидит. Все с палочками, с таблетками, у всех давление скачет. А что делать? С таблетками и хожу, другим даю, если кому-то плохо.
– Римма Михайловна, Вам сейчас интересно жить?
– Знаете, молодость богата временем, силами, дерзанием. В старости дорожишь каждым прожитым днем. Я благодарю Бога, что дожила до преклонных лет, что мой духовный мир сегодня намного богаче, чем это было в молодости, что я могу быть полезной людям, своим родным. Радуюсь, что с дочерью и с зятем мы вместе молимся, вместе ходим в храм. Лариса уже много лет работает в епархии, она руководитель епархиального образовательного центра, нам вместе всегда интересно, есть, о чем поговорить, что обсудить. Ничего особенного мне сегодня не надо. Любовь и забота дочери, любимые книги, фотографии родных и внуков, Церковь, к которой я шла всю свою жизнь. Разве этого мало?
5 сентября 2019 г.