У Бога все живы
В Православной Церкви установлено несколько дат, когда отмечают Вселенские родительские субботы. Это Троицкая суббота, Радоница, Мясопустная суббота, субботы в дни Великого поста. В Русской Православной Церкви мы поминаем усопших еще и в Димитриевскую родительскую субботу. Зачем нужны Церкви особые дни поминовения усопших, если их и так поминают на каждой проскомидии? На этот и другие вопросы, связанные с памятью наших близких, мы попросили ответить клирика Свято-Троицкого кафедрального собора священника Вячеслава Москалева.
– Отец Вячеслав, расскажите о предстоящей Димитриевской родительской субботе.
– Димитриевскую субботу установил благоверный князь Димитрий Донской. Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, благословивший его на битву, совершил поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Есть свидетельства, что во время битвы преподобный в алтаре вынимал частички просфоры и называл имя каждого павшего воина. Это потрясающе!
Со временем сложилась традиция в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), небесного покровителя благоверного Димитрия Донского, совершать поминовение не только воинов, положивших свою жизнь за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
– Батюшка, как понимать евангельское выражение «У Бога все живы»?
– Мы точно знаем, что со смертью жизнь человека не заканчивается, Сам Господь это нам открыл: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Смерть – самое таинственное и страшное слово для всех людей, никто ее не избежит. И не было бы от нее спасения, если бы не Воскресение Христово. Каждый, крестившийся во Христа, несущий в себе благодать Крещения Господня, исполняющий Его заповеди, надеется на собственное воскресение из мертвых.
Жизнь у Бога никогда не прекращается, поэтому мы, христиане, должны жить не с унылым чувством безысходности, но с надеждой на воскресение и жизнь вечную. Апостол Павел увещевает нас: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4, 13-14). А значит, и те, кто покинул этот мир, живы.
– Отец Вячеслав, Церковь молится за усопших каждую субботу, поминает их на проскомидии. Зачем нужны еще родительские субботы?
– Если бы православные христиане молились только о своих родных, поминали бы только близких и знакомых, какая бы им была за это мзда, какая благодать? И об этом говорит Господь: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? (Мф. 5, 46). Если каждый будет молиться только о своих близких, молитвы продолжатся лишь до тех пор, пока мы с вами живы. Следующее поколение, возможно, будет неверующим, тогда некому будет поминать ни нас, ни наших предков.
Но в том сила и красота Православия, что сколько бы веков, тысячелетий ни прошло, Церковь святая помнит всех от века усопших православных христиан и непрестанно возносит о них молитвы. Ради даже этой молитвенной памяти стоит креститься в православную веру. И мы в родительские субботы всех их поминаем общею памятью.
В следующем году мы будем отмечать 75-летие Великой Победы. Миллионы погибших солдат так и остались неизвестными, а Церковь никого не забыла, все хранит, всех поминает.
– Что мы еще можем сделать, как облегчить участь усопших?
– Главным проявлением любви к человеку является молитва о нем. Ничего лучшего и большего мы для него сделать не можем. Раз человек был крещенным в православной вере, мы подаем за него записочку для поминовения на Божественной литургии, частичка просфоры погружается в Кровь Господа Иисуса Христа – что может быть выше?
Один богатый купец пожертвовал на храм большую сумму денег и попросил священника поминать его всю жизнь. Старец успел только раз помолиться и умер. Купец в претензии – как же так, он столько денег отдал! Тогда на чашу весов положили эту кучу денег, а на другую – Святую Частицу. И маленькая Частица перетянула.
Молитва – это разговор с Богом. И если мы будем молиться за своих близких горячо и искренне, прося, как дети, о прощении их грехов, Господь примет нашу молитву. Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знакомых. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22). Но и дела добрые забывать не надо, как сказал апостол Иаков: Вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
– Но что будет с теми, у кого не осталось ни одной родной души на земле, кто позаботится об их загробной участи?
– Архимандрит Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому. Была у него своя, особая молитва: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради». Когда батюшке делали сложнейшую операцию, он пережил клиническую смерть, и в этот момент увидел огромное количество совершенно незнакомых людей, молящихся за него. Это были те, за кого отец Павел всегда молился.
Всякий христианин должен так же проявлять свою любовь, молиться обо всех православных. Поминая их, мы верим, что Господь и нам пошлет человека, который после нашей кончины будет нас поминать. Не случайно чин отпевания завершается словами «Память его (ея) в род и род». Другими словами, память вечна.
– Отец Вячеслав, наши близкие, родные люди уходят из жизни земной, и моменты их кончины сопровождаются множеством не всегда понятных обрядов, обычаев, часто суеверных. Чтобы отмести все лишнее, поясните, как по церковным канонам следует провожать усопшего в последний путь.
– Многие из нас не знают или уклоняются от православного обряда погребения, зато охотно пользуются языческими ритуалами – обильным застольем, помпезными надгробиями, огромным количеством венков и прочими бесполезными вещами, которых в православном обряде погребения нет. Когда приглашают в дом священника, все встает на свои места.
Действительно, встречаться приходится с самыми нелепыми вещами, это происходит от неграмотности, непонимания православных традиций. Хотя сейчас в любой церковной лавке можно найти нужную литературу, где все подробно расписано буквально по шагам. Тем не менее, зачем-то кладут в гроб фотографии, деньги, парфюмерию, сигареты, телефон и даже водку. Спрашиваешь: зачем? Отвечают: он это любил. Поясняешь, что мы отпеваем не язычника, а православного христианина, и он уходит туда, где «нет ни печали, ни воздыхания». Покойный нуждается только в наших молитвах!
Конечно, надо проводить близкого человека достойно, но беспокоиться следует, прежде всего, о его душе. Когда усопшего положили в освященный гроб, надо зажечь свечи или лампадку и начинать читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь по усопшему. В первый же день после смерти нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Обычно люди заказывают сорокоуст, делать это надо до отпевания и погребения. Раздавайте милостыню и просите, чтобы как можно больше людей помолились за умершего близкого вам человека. Это все богоугодные дела.
– Если человек не был церковным, никогда порога храма не переступал, нужно ли его отпевать?
– К сожалению, многие не радеют о своем спасении и уходят в мир иной неподготовленными, с нераскаянными грехами. Но мы всегда надеемся на милосердие и всепрощение Христа. И если это человек крещеный, и он не хулил Церковь, не был ее гонителем, а мы всегда спрашиваем об этом у родственников, священник, конечно, будет его отпевать.
Нам не все может быть открыто даже о близком человеке, мы не знаем, каким было его внутреннее состояние, тем более в последние дни или минуты жизни, это известно только Богу. Как говорит наш Владыка Пахомий: «Можешь в Уставе ошибиться, но в любви не ошибись». Вот что главное. Можно все сделать строго по церковным канонам и пробежать мимо человека, который слезами захлебывается. У него горе, он хоронит любимого человека, с которым прожил всю жизнь. Подойди и скажи несколько добрых слов, и он останется утешенным.
– Отец Вячеслав, в Димитриевскую субботу многие отправятся на кладбище. Что можно и чего категорически не следует делать возле могил наших близких?
– Можно и нужно молиться о покойных, прибираться на могилах. Истинный христианин знает, что кладбище – святое место, и не будет устраивать здесь тризны со спиртным. Нельзя оставлять у памятника стакан с водкой, этим мы оскорбляем память усопшего.
Не оставляйте на могилах никакой еды – умершему ничего этого не нужно. Хотите помянуть родного человека – угостите нищего, детей, подайте посильную денежную сумму бездомному. Если есть возможность, пригласите священника и вместе сотворите общую молитву – заупокойную литию. Можно и самому зажечь лампадку, почитать молитвы – вот в чем постоянно нуждается душа умершего человека.
В этот день и накануне родительской субботы надо обязательно побывать в храме, записать поименно всех почивших родственников и знакомых, помолиться за них на общей панихиде. Иногда люди годами ходят на кладбище и никак не могут утешиться. Но только после церковной панихиды им становится легче, они получают утешение, даже радость.
Обратите внимание, что священники на панихиду облачаются не в черные траурные одежды, а в белые, как на Крещение или Пасху. Почему? Потому что человек завершил свой земной путь, и душа его рождается для жизни вечной. У нас, у верующих людей, после слова «смерть» стоит запятая, у неверующих – точка. Поэтому и отношение к смерти разное. Конечно, попечалимся, погорюем, ведь с ушедшим любимым человеком ушла частица нашего сердца. Но когда подумаем, куда и к Кому отходит душа усопшего, порадуемся за него. Как сказал А.В. Суворов: «Покой души у Престола Всевышнего». Какое точное определение. Дай нам, Господи, всем обрести этот покой!
2 ноября 2019 г.