Когда простить нельзя?
Способность прощать есть у каждого человека, потому что мы созданы по образу и подобию Бога. Иначе зачем ежедневно произносим слова главной молитвы, данной нам Господом: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Если лжем, то все грехи наши остаются непрощенными. Если молимся искренне – значит, должны отпускать от сердца все обиды. Но как же трудно бывает просить прощения и прощать! Поразмышляем на эту непростую тему с иеромонахом Силуаном (Касимовым).
Всякий перед всеми виноват.
Ф.М. Достоевский
Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас.
Святитель Иоанн Златоуст
– Отец Силуан, человек, когда хочет простить – прощает, сложнее бывает, когда прощать не хочется. Как преодолеть в себе это болезненное чувство?
– Прощение порою дается очень трудно. Как христиане мы понимаем, что надо прощать – и не можем, и ищем причины этого не делать. Но в Евангелии Господь прямо говорит: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших (Мф. 6, 15). Наверное, это самые страшные слова, которые христианин может услышать от Господа.
Порой человек может затаить очень сильную обиду, и, как ему кажется, он поступает правильно. Но Христос учит, что надо прощать всегда, ибо если ты не прощаешь, значит, нарушаешь заповедь о любви. На вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему?», Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз», то есть бесконечное число раз.
Вспомним евангельскую притчу о немилосердном должнике. Безумец, не простивший ближнему своему незначительного долга, забывший о человеколюбии и великодушии, получивший сам прощение большего долга, был сурово наказан. Для нас прощение – это мостик, который позволяет нам обращаться к Богу в молитве с чистым сердцем. Не зря отцы Церкви, составляя правило ко Святому Причастию, помянули важный момент: «Первее примирися тя опечалившим». И только после этого можно подходить к Чаше.
– Но надо ли просить прощения, если не чувствуешь за собой вины?
– Если мы с вами возьмем и посмотрим на устав нашей Церкви, то в последовании повечерия увидим чин прощения, который совершается в основном в монастырях. Там каждый вечер после службы вся братия и настоятель испрашивают друг у друга прощение. Неважно, считаешь ли ты себя правым или виноватым. Церковь – это место, где мы учимся прощать. Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).
Из Киево-Печерского патерика мы знаем историю двух монахов, между которыми дьявол посеял вражду. И в этом состоянии они находились много лет, пока один из них, умирая, ни призвал брата, чтобы попросить у него прощения. Но тот не захотел простить бывшего своего товарища и тут же пал мертвым с проклятием на устах. И кончина его была ужасной. А другой брат, моливший о прощении, чудесным образом был исцелен. Эта печальная история завершается словами: «Если кому случится во вражде умереть, то неумолимый суд ждет таких».
– Но как быть, отец Силуан, если даже после прощения обида не забыта, осталась в нашей памяти?
– Памятозлобие – мучительная страсть, очень трудно бывает изгладить из сердца пережитую боль, забыть обиду, зло, которое нам причинили. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает, как разрушителен для человеческой души этот грех. «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души… гвоздь, вонзенный в душу» (Слово 9).
Этой духовной болезнью болеют многие люди, и надо научиться ее побеждать. Сделать это не просто. Оптинские старцы напоминают, что всякая обида – это попущение Божие „к наказанию нашему или искусу нашей веры”». Поэтому надо научиться смиряться, не роптать, винить во всем не обидчика, а себя и искать силы в борьбе с грехом памятозлобия в молитве и помощи Божией.
Вот что пишет преподобный Варсонофий: «Снести поношения, да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Но это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую перешагнуть мы не стараемся, а перешагнуть надо. Где для этого искать силы? В молитве». Обрести душевный покой возможно только тогда, когда человек найдет в себе силы всем и все простить, тогда и сам будет прощен.
– Бывает, что человек просит у нас прощение, но делает это не от чистого сердца, неискренне. Стоит ли принимать такое прощение?
– Правильнее будет все равно простить. Поймите, что этому человеку еще сложнее, чем вам. Но если он нашел в себе силы и просит прощения, этот шаг навстречу надо принять. Даже если слова прощения он произносит сухо и не смотрит в глаза. Искренне это будет или неискренне – не важно. Если мы хотим, чтобы нас прощали, должны прощать и сами. И отцы Церкви учат, прежде всего, «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».
Жизнь не стоит на месте, и мы вместе со своими близкими учимся жить по Евангелию. Не всегда это получается.
– Как относиться к поговорке «Лучше плохой мир, чем хорошая ссора?» По-христиански ли жить в плохом мире?
– Пытаться не разжигать пожар, наверное, это и будет по-христиански. При состоянии злобы, агрессии трудно вообще говорить о каких-то добрых отношениях. А когда оружия зачехлены, и наступило перемирие, легче говорить о том, что объединяет близких людей, а не разъединяет их.
Сохранить пусть даже хрупкий, едва устоявшийся мир и показать человеку, что он тебе дорог, что он любим, он нужен, несмотря на все обиды, – это очень важно. Поэтому если есть возможность спокойно поговорить, позвонить, прийти в гости – надо этой возможностью воспользоваться. Бывает так, что и некая дистанция в отношениях позволяет прийти к примирению.
– Скажите, отец Силуан, все ли можно простить или есть вещи, которые простить нельзя? Как можно простить убийцу, маньяка, террориста, который уничтожил множество людей? Мы знаем немало примеров, когда мученики прощали своих палачей, святые молились за убийц, Сам Господь молился за своих распинателей. Но способен ли простой мирянин на такую духовную высоту?
– А я вам отвечу вопросом на вопрос. Стоит ли молиться Богу, который все прощает, если ты сам прощать не можешь? Прощать – природа Бога. И всепрощение – это плод долгого духовного труда. Мы как немощные люди не сможем полностью воплотить в своей жизни пример Христа, долготерпеливого и милостивого, но можем хотя бы пытаться поступать так, как делал это Спаситель. Если мы будем прощать во имя Христа, то Господь нам в этом поможет.
Сколько претерпел от своих близких многострадальный Иов во время искушений? И только от него, от его чистого сердца, Господь принял жертву за его друзей в знак их прощения: он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов 42, 10). Хотя человек Ветхого Завета жил по законам: «око за око, зуб за зуб», и чаще шла речь не о прощении, а о мщении.
Но мы с вами живем в эпоху Нового Завета, установленного Самим Господом. Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, и на Кресте молился за своих распинателей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Мы знаем много подобных примеров, когда святые прощали своих обидчиков, молились за мучителей и убийц. Они стремились ко Христу, и ничто не могло отвратить их с этого пути.
В нашей современной жизни мы не испытываем тех страданий, тех мучений, которые претерпели святые. Чаще всего люди испытывают боль от обид, нанесенных самыми близкими людьми, и поэтому простить бывает действительно трудно.
Через близкого человека Господь показывает нам, какие мы есть, что в нашей жизни не так. И учит смирению. Когда человек смиряется и прощает обидчика – неважно, какая это была по масштабу обида, – он становится тем сосудом, который наполняется благодатью Божией. Прощать или не прощать наших обидчиков – наша свободная воля, но когда мы поступаем по Евангелию, то поступаем как ученики Христа, а если таим в себе зло, обиды, вряд ли можем называться христианами.
7 сентября 2020 г.