Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духовное наследие Димитрия Ростовского

Было время, когда в России самым дорогим подарком новобрачным считались духовные книги. Особое место принадлежало «Четьим-Минеям» – жизнеописанию святых. Минеи читали в семейном кругу, и это было любимое чтение всех православных людей, от простолюдинов до царских особ. Не было на Руси дома, где было бы неизвестно имя автора – святителя Димитрия Ростовского. О замечательном пастыре и выдающемся духовном писателе, память которого Церковь совершает 10 ноября, мы побеседовали с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

– Владыка, прежде чем мы начнем говорить о духовном наследии Димитрия Ростовского, расскажите, хотя бы коротко, о жизни самого Ростовского святителя.

– Димитрий Ростовский очень известный святой, о нем много написано, его творения тоже широко известны. Время его служения пришлось на эпоху больших перемен в политической и церковной жизни России, и он как человек незаурядный сыграл в этих изменениях большую роль.

В конце XVII века и особенно в ХVIII веке Петр I приглашает на церковные должности образованных священников из Малороссии. Святитель, живший на Украине, был приглашен в Москву и направлен на Ростовскую кафедру. Сейчас это маленький городок, а в то время – крупная митрополия, в пределы которой входил и Ярославль.

За короткое время новый митрополит многое успел сделать, особенно в области просвещения. Он боролся с раскольничеством, невежеством священнослужителей и мирян, открыл в своей обители училище для будущих иереев, был выдающимся проповедником и миссионером, не случайно Церковь назвала его «Российским Златоустом».

Когда я читал житие самого святителя Димитрия, меня поразил один факт его жизни. Перед смертью он позвал к себе одного из учеников, простого деревенского мальчика, и всю ночь рассказывал ему о своей жизни. Юноша ушел от него весь в слезах, а на утро святитель преставился. До конца жизни он заботился о своей пастве, назидая ее словом и примером.

Но главным делом всей его жизни стал многотомный труд «Четьи-Минеи» – расположенные по месяцам житийные истории прославленных святых Вселенской Православной Церкви. Этот титанический труд был осуществлен в то время, когда невероятно сложно было найти хоть какую-то информацию о святых. Но Ростовский владыка использовал все возможные источники и совершил это величайшее деяние, которое, как мне кажется, изменило церковную жизнь в России.

Прошло три столетия, а до сегодняшнего дня ничего лучшего, чем «Жития святых» Димитрия Ростовского, нет.

– Но по современным меркам – это довольно архаичное творение. О любом святом сегодня легко и быстро можно найти самую полную информацию. Не устарел ли труд святителя?

– А Вы попробуйте найти в Интернете сведения о каком-то святом – и там будут обязательно ссылки на творение святителя Димитрия. Либо вас отправят к одному из томов его сочинения, либо это будет житие, составленное на основе его трудов. «Четьи-Минеи» – это база, настоящий фундамент, который был им заложен и который до сегодняшнего дня востребован и приносит колоссальную пользу Церкви. Тогда не было альтернативы этому труду, да и сегодня нет.

Возможно, современному читателю сочинение святителя Димитрия покажется архаичным, но оно требует погружения в ту реальность, в которой жил и творил святой. С этим творением надо обязательно познакомиться, в кафедральной, да и других храмовых библиотеках нашей епархии этот 12-томник стоит на полке.

Я прочел «Жития святых» Димитрия Ростовского рано, на начальном пути моего воцерковления, и для меня открылась совершенно иная история русского государства. Это был абсолютно новый мир и новые незнакомые имена. Трифон Печенгский, русский монах, основатель монастыря на границе с сегодняшней Норвегией, просветитель лопарей, коренного народа Северной Европы. Трифон Вятский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский – это все наши русские святые, которые творили историю нашего Отечества, проповедуя христианство народам Севера, Заволжья, на землях коми. Мы о них ничего не знаем, а это настоящие столпы Русской Православной Церкви.

Наши предки, читая «Четьи-Минеи», расширяли свой кругозор, образовывались, и современному человеку эти знания тоже полезны. Дело, начатое Ростовским святителем, продолжается, и оно будет продолжаться. Один только ХХ век дал столько имен святых, в земле Российской просиявших!

– Владыка, давайте поговорим и о других трудах святителя Димитрия Ростовского, их много. Что Вы посоветовали бы прочитать в первую очередь?

– Прекрасны проповеди Димитрия Ростовского, я бы всем советовал с ними познакомиться. Они были доходчивы в то время, когда святитель проповедовал, так же понятны и нашим современникам. В то время было большой редкостью, когда священник проповедовал в живой форме, ярким языком. И сейчас по окончании Литургии перед причастием в храме часто читаются его проповеди. «Азбука духовная», «Руно орошенное», «Краткий катехизис» и другие творения святителя тоже интересны и полезны, написаны хорошим литературным языком и понятны каждому православному человеку.

– В одном из сочинений писателя очень жестко сказано о людях, живущих без Бога: «Где нет присутствия Божия, там люди не как люди, но как бесы и как свиньи бесноватые, утопающие во глубине погибели». Но сколько людей, далеких от Церкви, живут по-божески, по нравственным законам.

– Когда мы говорим, что вокруг нас полным-полно хороших нравственных людей, не знающих Бога, надо понимать, что в этом отчасти заслуга и святителя Димитрия Ростовского. И множества проповедников, подвижников, которые на протяжении столетий несли свое служение в нашем Отечестве.

– Каким же образом?

– Мы все, верующие и неверующие, являемся наследниками русской духовной культуры, взращенной образованными церковными людьми, в том числе такими, как Димитрий Ростовский.

Неверующий может быть порядочным человеком, это бесспорно, мы все созданы по образу Божиему. Другое дело, что безбожник при самых лучших стремлениях не может достичь высоты нравственной жизни. У христиан есть вечный нравственный идеал – Христос Спаситель, и все добродетели христианин в себе создает при помощи Божией.

– В сочинении святителя «Алфавит духовный» есть глава, посвященная вреду смеха. Я выписала лишь три цитаты, но и они очень смущают. «Берегись смеха», «плач несравненно лучше смеха», «жизнь твоя полна плача и рыдания, а ты смеешься» и т.д. Неужели нашему спасению могут помешать шутки и веселье?

– А Вы не согласны с этим? Посмотрите, сколько людей, живущих праздной жизнью, минуты не могут находиться без шумного веселья. Это говорит о том, что в душе человека пустота. Поэтому святитель и наставляет: «Не ходи на пустые развлечения и всяких пустых забав удаляйся».

Всегда удивляюсь людям, которые даже на природе не хотят или не могут побыть в тишине, послушать лес, реку, птиц. Побыть наедине с собой, поразмышлять. Наверное, потому, что, оставаясь наедине с собой, человек начинает слушать свою совесть, то есть остается наедине с Богом. А это не просто. Так что слова и призывы святителя нужны для того, чтобы человека отрезвить, вытащить из этого болота, развернуть к Богу.

Всем советую читать и перечитывать творения подвижника благочестия Димитрия Ростовского, и получите колоссальную пользу для души.

В XVIII веке казаки построили форпост на юге России и назвали его крепость Димитрия Ростовского. При крепости, называвшейся в быту Ростовской, возникла слобода, которую стали называть просто Ростов. Позже, чтобы не путать с Ростовом Великим, южный Ростов стали именовать Ростовом-на-Дону. И не все сегодня знают, что этот город напрямую связан с памятью святого Димитрия – одного из самых известных и почитаемых наших святых.

Его мощи покоятся в Ростове Великом в Спасо-Яковлевском мужском монастыре. Когда закончится пандемия, советую съездить туда и поклониться мощам святителя, почувствовать его теплоту. Это было бы правильно.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: