Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Христос всегда рядом

Дважды в своей жизни священник Александр Бабич давал клятву – клятву Гиппократа и присягу на принятие священнического сана. Выбор профессии врача был определен – в семье Александра были медики. Путь к Богу оказался непростым. Но и врачебному долгу, и Церкви отец Александр остается верен и историю своей жизни считает абсолютно обычной.

Здесь его место

Батюшка оказался настолько скуп на слова, что разговорить его оказалось делом не простым. Ничего выдающегося, по словам батюшки, в его жизни нет – о чем же говорить? Но в таких случаях мы всегда выдвигаем бесспорный аргумент – благословение епископа Пахомия, он вдохновитель нашего проекта «Призвание». И рассказываем мы на страницах газеты о батюшках, чья жизнь и служение подчинены одной силе – Господней.

Родители Александра были врачами, и сын пошел по их стопам, став студентом Актюбинского медицинского института. По настоянию мамы в студенческие годы крестился. Мама сказала, что так положено, а он привык слушаться родителей. Крестился – и забыл, и ни разу не вспомнил о Церкви. Но на последнем курсе, когда Александр уже был женат и стал отцом, ему поставили страшный диагноз – опухоль. Жена к этому времени, окончив тот же институт, вместе с сыном уехала по назначению в Уральск. Со своим горем будущий врач остался один, никому ничего не сказав.

– В то время я пережил страшное одиночество, ночи напролет думал только о своей болезни и о том, что впереди – смерть. Вдруг вспомнил о Боге, и меня как сверлом просверлило. Все, что слышал о помощи Божией, все, что знал, в один момент вылилось в горячую молитву. Никогда в руках не держал молитвослов, слова сами полились из сердца. Страх смерти привел в ближайший храм, и уже через месяц я был в алтаре. Диагноз смертельного недуга не подтвердился, но я уже был с Богом. Навсегда.

– Как же началось Ваше воцерковление?

– Забыть это невозможно. Я пришел в храм абсолютно безграмотным молодым оболтусом и сразу направился к Причастию. Подумал, что это как раз то, что мне сейчас нужно для здоровья. Батюшка причастил меня, но во второй раз этот номер не прошел. Бдительные бабушки остановили: «Ты куда без исповеди?» Спрашиваю: «А что, нельзя?» Отвечают: «Нет, нельзя!» Так я узнал об исповеди, так началось мое воцерковление.

Священник, к которому обратился молодой человек за помощью, внимательно выслушав, дал ему в руки Библию и сказал: «Читай!». Священная книга произвела на Александра потрясающее впечатление, он одолел ее за месяц. Но вопросов появилось так много, что общение с батюшкой не прекращалось ни на день. Чтобы утолить духовную жажду, Александр перечитал всю религиозную литературу, которая была выставлена на книжной полке для прихожан. Хотелось поскорее разобраться, как стать настоящим христианином и начать относиться к жизни в самом полном христианском смысле этого понятия. Любимыми авторами стали святители Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, иеромонах Серафим (Роуз).

В храме все удивлялись: годами люди ходят на службу, а тут прошел всего месяц, и парень уже в алтаре. Для самого же Александра в этом ничего удивительного не было. Он сразу почувствовал, что здесь его место. Вскоре выпускник мединститута уехал в Уральск к семье, где и начал трудиться детским врачом.

Шли годы, росла семья, появлялись новые заботы, но мысль о священничестве не покидала и не давала покоя. Ходил в храм, исповедовался, причащался и был уверен, что рано или поздно станет священником.

Слава Богу за все!

– По мирским меркам Ваша жизнь складывалась удачно, почему же появилось такое решение?

– Я искал смысл жизни и видел его только в Церкви. Никто, кроме мамы, не поддерживал меня в этом стремлении, жена была категорически против. Знакомые батюшки мне говорили: «Если это от Бога, то Господь непременно приведет в храм». Так и получилось. Когда переехали из Казахстана в город Балаково, я сразу пришел в храм. Благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков) встретил меня с радостью, и я, даже не успев поработать врачом, уже через полтора месяца был посвящен в диакона, а вскоре в священника.

– А как же супруга?

– Я никогда не заставлял ее ходить в храм, но у нее постоянно появлялись вопросы, на которые только Господь мог дать ответ. К нашему переезду в Россию жена уже была воцерковленным человеком. Вся наша жизнь стала цепью промыслительных событий, по-другому быть не могло.

Став священником, отец Александр не забыл и свою первую профессию врача. Его стараниями десять лет назад при Свято-Троицком храме в Балаково был создан филиал епархиального общества «Милосердие». Сестры милосердия трудятся в городской больнице, ухаживают за безнадежными одинокими больными людьми в хосписе.

Поить, кормить, перевязывать, исполнять другие их потребности, видеть ежедневно слезы, боль и горе очень тяжело. Утешение сестры находят в молитве, силу дает Господь. Как дал Он силы самому отцу Александру и его матушке, когда был поставлен смертельный диагноз старшему сыну – опухоль мозга. Юноша долго боролся с недугом, но победить его не смог. В 23 года его не стало.

– Как Вы сумели пережить эту утрату? Какие слова находите, когда к Вам обращаются родители с таким же неутешным горем?

– Во всем Промысл Божий, нам ли с Ним спорить? Я доверяю Богу, и поэтому нашел силы со смирением принять то, что случилось с моим сыном. Слава Богу за все! Стараюсь и людям объяснять, что скорбеть не грешно, грешно унывать. Бог всегда рядом. Пятнадцать лет я служу в Церкви и могу сказать, что для меня путь священника – это путь смирения, познания себя, своих немощей и греховности.

У отца Александра, помимо службы в Свято-Троицком храме, есть еще несколько приходов. В 2012 году батюшке было поручено открытие и устроение храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Центральной городской больнице, где и трудятся сестры милосердия. Одинокие больные люди требуют особенного внимания и человеческого участия.

Окормляет отец Александр и дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором освящена молельная комната во имя святителя Николая Чудотворца. Помогает врачебный опыт, приходится быть не только священником, но и врачом, и психологом. Временно, из-за пандемии, общение с обитателями интерната прекращено. В связи с этими же событиями приостановлена и деятельность сестричества в городской больнице. Но как только будет возможно, работа возобновится. Людям нужно утешение, нужно слово Божие, нужна уверенность, что Бог их не забыл.

Испытание верности

– Скажите, отец Александр, на Ваш взгляд, как изменила верующих людей ситуация с коронавирусом?

– Конечно, приходы заметно поредели, но те, кто всегда был в храме, в храме и остались. Здесь все просто. Тот, кто ощущает постоянную потребность жить с Богом, тот придет на службу, несмотря ни на что. Любовь к Богу для него сильнее страха заболеть. У кого такой потребности нет, тот не придет. Ему это не надо. «Все, что бы ни случалось с нами, какими бы невероятными события нам ни казались, является, по сути, либо испытательным искушением на верность Слову Божию, либо наказательным попущением для исправления и возрастания в Господе». Так говорит святой Исаак Сирин, так и надо понимать христианам сегодняшнюю ситуацию.

– Но где черпать силы, чтобы устоять в вере, когда наша жизнь подвергается таким серьезным испытаниям?

– Я Вам так скажу: пока я служу Литургию, у меня силы есть всегда. Господь дает силы. Для меня главное – служить, остальное все не беда. Расслабляешься, когда сидишь дома, начинаешь жить по страстям. Когда отдыхаешь, физически вроде бы легче, но живется хуже.

– Что же нам, мирянам, делать? Мы же не служим Литургию.

– Причащаться как можно чаще. Без Причастия христианин не живет. Одному надо часто, другому реже, каждому по его духовным силам. Но это должна быть всегда потребность души, а не формальность. Среди верующих есть разные люди. Кто-то больше верит, кто-то – меньше. Один посвящает Богу свою жизнь целиком, другой особенно не задумывается над духовными вопросами, хотя и крещеный.

Вспомните, что говорит царь и пророк Давид, обращаясь к Господу: Широка заповедь Твоя зело (Пс. 118, 96). То есть, никогда нельзя сказать: все, чего мог, я достиг, больше мне ничего не требуется. Заповеди Божии безграничны, им нет предела, они обнимают всю нашу жизнь, все наши поступки, мысли, желания, стремления. Все, что мы делаем, говорим, о чем думаем – все имеет свой духовный заряд, положительный или отрицательный. Либо ты с Богом, либо с дьяволом, третьего не дано. Мы все время делаем выбор, каждую секунду своего земного бытия. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает, – сказал Господь (Мф. 12, 30). Это значит, что нельзя быть нейтральным ко Христу, если Он всегда рядом.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: