Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Любить, чтобы не уставать

Синдром хронической усталости – одно из тех словосочетаний, которые звучат сегодня особенно часто и, при всей своей привычности, по-прежнему угрожающе. Усталость – едва ли не самая распространенная причина различных болезненных состояний, внутренних проблем, межличностных конфликтов, всевозможных нестроений, того мучительного чувства неудовлетворенности, которое отравляет существование человека, превращая его в сущее мучение. Накопившаяся чрезмерная усталость от каких-то определенных вещей приводит к тому, что мы начинаем чувствовать, что устали уже не от чего-то конкретного, частного, а от жизни как таковой. А это очень плохое, опасное чувство, обесценивающее все, что у нас есть. Точнее – все, что дал нам Господь, и потому лишающее нас способности быть Ему благодарными.

Безусловно, у усталости множество причин, множество составляющих. Мы можем уставать оттого, что на нас возлагается слишком большая нагрузка – работодателями, родными. Можем уставать от давящего, избыточного чувства личной ответственности за что-либо или за все, побуждающего брать на себя больше, чем мы в состоянии понести. Можем уставать из-за того, что не умеем правильно организовать рабочий процесс, структурировать время, не имеем навыков грамотного тайм-менеджмента или имеем, но не пользуемся ими. Можем уставать от многого. И я уверен, что мы обязательно должны анализировать причины усталости, должны делать все зависящее от нас, чтобы от этого состояния избавиться. А еще прежде того – понять, что оно не является ни нормой, ни чем-то обязательным, неизбежным, что оно патологично и ведет к формированию других патологий.

Работа по преодолению усталости, по устранению факторов, ее обуславливающих, очень серьезная и важная. Кто-то способен справиться с ней сам, кому-то понадобятся услуги специалистов (таких сегодня немало), но браться за нее однозначно стоит.

Я же хотел бы сказать совсем немного еще об одной, не поименованной выше причине усталости. Не поименованной не потому, что она менее существенна, чем другие, а оттого, что она стоит особняком и в то же время парадоксальным образом неотделима от прочих.

Нам всем, наверное, знакомо такое понятие, как «хорошая усталость». От чего она наступает, и почему она «хорошая»? Как правило, речь идет об усталости от чего-то, что на самом деле нравится нам, приносит пользу, приводит к положительному результату и вызывает чувство удовлетворения. Например, усталость после продолжительного праздничного всенощного бдения, когда ноги гудят, хочется скорее присесть, но есть вместе с тем ощущение, что ты хотя бы немного потрудился ради своей души, подъял посильный для себя подвиг. Или совсем другая область – усталость от хорошей тренировки, когда человек выложился, хорошо поработал и при этом понимает, что все сделанное – впрок.

Конечно, и такая усталость, если человек не рассчитывает свои силы, может привести к переутомлению или срыву, но суть в другом: если есть усталость «хорошая», то совершенно точно, что должна быть и «плохая». Вот о ней-то я и хотел сказать.

Это усталость от того, что нам не нравится, чем мы тяготимся, и это может быть наша работа, повседневные дела, люди, жизнь как таковая, опять-таки. И она – самая тяжелая, самая разрушительная по своему воздействию на человека, от нее и день – как ночь. И я все больше и больше вижу людей, которые находятся в этом состоянии практически все время. Они измотаны, истощены, такое ощущение, что в них иссяк, погас свет – тот самый, без которого жизнь не жизнь.

Как из этого состояния выйти, что делать?

Прежде всего, мне кажется, необходимо разобраться: есть ли в нашей жизни то, что совершенно определенно является объективно лишним и притом вредным для нас? И если такие вещи есть, то в высшей степени разумно будет избавиться от них – продумав, определив, как это сделать. Это посильная задача. Даже если речь идет о профессии, то и ее можно, а в некоторых случаях обязательно нужно сменить, избрав то, что в большей степени будет отражать наши запросы, позволит реализовать данные нам таланты, соответствуя нашему внутреннему устроению и душевным стремлениям.

Труднее с другим – с тем, с чем расстаться невозможно и что, однако, не нравится нам. А не нравиться может многое. Может не нравиться необходимость работать в принципе – регулярно, день за днем. Может не нравиться неизбежность затруднительных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, эту работу выполняя. Может не нравиться путь от дома до офиса и обратно. Могут не нравиться улицы, по которым мы ходим, пробки, в которых стоим. Могут не нравиться домашние заботы – начиная с нужды в небольшом ремонте и заканчивая уборкой.

И что же?.. Я думаю, что при всем многообразии вариантов, которые обычно предлагает нам жизнь, здесь их всего два. Один из них явно малопривлекателен: продолжать тяготиться всем тем, что делать решительно необходимо, и мучиться от этого, поскольку ничего иного такой подход не предполагает. Второй – гораздо оптимистичнее: научиться получать удовольствие от того, что прежде вызывало досаду.

Кажется нереалистичным? Но нет, вполне реально, хотя и требует значительных усилий, творческого подхода, поиска.

Было бы огромной ошибкой считать этот мир в его падшем состоянии местом наказания, ссылки, а не школой, готовящей человека к вечности. Если бы это было не так, то как бы мог Господь говорить в Евангелии о талантах и о необходимости их преумножения? Ведь тут и подразумевается научение, изменение к лучшему, то самое творчество, о котором я уже упомянул.

Надо принять одну крайне важную, я бы даже сказал: базовую данность. То, из чего состоит наша жизнь, те обязанности, которые нам необходимо выполнять, дела, которые с неизбежностью должно делать, – всё это Господь дает нам ради нашей пользы, она во всем этом заключена. И больше того: именно через все это лежит наш путь к Нему, мы находим Его, если не отвергаем того, что Он определяет для нас как послушание.

Это как-то особенно быстро и ясно становится понятным в монастыре – если ты приезжаешь туда паломником, тем более – если поступаешь в число братий или сестер. Ты выполняешь действия, в которых нет ничего особенного. Метешь двор, выносишь мусор, что-то красишь. Возможно, печешь просфоры или пономаришь – это если ты уже обладаешь какой-то квалификацией. Возможно, делаешь что-то более сложное. Но главное – ты знаешь, что делается это все ради Бога. Через обычный, казалось бы, труд ты получаешь возможность служить Ему. Почему? Потому что осознаешь, что получил свое послушание хоть и через людей, но на самом деле от Господа. В этом осознании – вся суть, и если оно отсутствует, то и пребывание в монастыре во многом утрачивает свой подлинный смысл.

И все то же применимо вообще к жизни как таковой. Зарабатывать свой хлеб в поте лица – заповедь, данная нашим праотцам, а вместе с ними и каждому из нас. И опять же – не наказание, а возможность, исполняя ее, стать ближе к Нему. Человек отпал от Бога, отвергнув Его волю о себе, и возвращается лишь тогда, когда принимает ее вновь. Принимает – в том числе и в виде той жизни, которой необходимо жить, и тех дел, которые необходимо делать, и людей, с которыми ты должен быть рядом.

Это очень многое меняет, когда начинаешь понимать, верить, что все это вышепоименованное не просто сцепление случайных факторов, обстоятельств, а план Божий – конкретно о тебе. И основан он на двух моментах: на бесконечной Божественной любви – к тебе. И на глубочайшем, всестороннем знании – тебя.

Эта вера, это осознание дают возможность начать ко всему относиться иначе: в серой прежде повседневности увидеть краски и свет, в рутине – смысл, в трудностях – радость, в самых заурядных действиях – искусство. Возможность ощутить жизнь как удивительный дар и полюбить ее. Этой возможностью можно воспользоваться, можно ею и пренебречь.

Но нельзя забывать, что от этого зависит по сути вся наша здешняя (и не только здешняя) участь – какой она будет. Будем ли мы истощенными, измученными, бесконечно усталыми людьми. Или – людьми радостными, счастливыми. Такими, какими и должны быть.

 
Игумен Нектарий (Морозов)
Поделиться в: