Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Продолжение христианской жизни

Паломничество на Руси всегда совершалось ради духовной пользы, но сегодня, отправляясь по святым местам, человек порой не отдает себе отчета в том, с какой целью он собрался в путь. Монастыри – это особый мир, часто непонятный не только неверующим людям, но и христианам. Как быть, если приехал помолиться, а тебя отправили на послушание, обязан ли паломник полностью подчиниться монастырскому уставу, какие ошибки могут привести к тому, что пребывание в монастыре не принесет никаких духовных плодов? Предлагаем нашим читателям размышления на эту тему епископа Покровского и Новоузенского Пахомия.

«Молись в огороде!»

– Владыка, на Руси православные люди всегда основательно готовились к паломничеству, сегодня все шире распространяется «духовный» туризм: галопом по Европам. Главное, успеть приложиться ко всем мощам, накупить сувениров и быстро двигаться дальше. Есть ли прок в таких поездках, не зря ли люди тратят на них время и деньги?

– Современная церковная жизнь далеко не совершенна, мы сильно уступаем нашим благочестивым предкам. Раньше взяв в дорогу сумку сухарей, Библию и «Добротолюбие», с Иисусовой молитвой люди шли от преподобного Сергия в Саров, Валаам и Оптину, доходили пешком до Святой Земли. Оставив свой дом, они находили его в монашеских обителях, для них это был путь к Богу. Вспомните, с каким благоговением, верой и жаждой праведности в повести И.С. Шмелева «Богомолье» паломники пешком идут из Москвы в Лавру. Идут в тесном соборном единении, чтобы помолиться, исповедоваться, попросить помощи у преподобного Сергия.

Мне трудно сказать, принесет ли пользу человеку паломническая поездка, если он никогда не жил церковной жизнью, не участвовал в богослужении, не исповедовался, не общался с духовенством. Бывают, конечно, случаи, и я знаю таких людей, которые, впервые попав в монастырь, перерождались, настолько сильными были их переживания. И все же паломничество – это не цель жизни христианина, а лишь дополнительное средство в процессе его воцерковления.

– Скажите, Владыка, с чего начинать паломническую жизнь?

– Первые поездки лучше совершать с единомышленниками, хорошо, если в паломничестве участвуют прихожане и священник, тогда избежишь искушений, которые могут произойти в дороге. Начинать я советую с Троице-Сергиевой лавры, главного монастыря России, ее духовного центра.

– Как быть, Владыка, если приехал в монастырь помолиться, а тебя отправили на послушание?

– В студенческие годы мы с друзьями любили ездить в Оптину пустынь. Когда приезжаешь на несколько дней, живешь по уставу монастыря, становишься его частью. Мне приходилось работать в паломнических поездках, и это всегда приносило духовную пользу. Если, конечно, не болтаешь, не празднословишь, а трудишься с молитвой.

– Как же так: ты помолиться приехал, отдохнуть душой, а тебя в огород послали?

– Молись в огороде! Если ты приехал ради спокойной жизни, тогда сними квартиру за пределами монастыря и приходи только на службы, наслаждайся красивым песнопением, запахом ладана и золотыми куполами. Тебя никто не знает, ты никому ничего не должен, и тебе не должны.

Это вопрос серьезный, он касается и нашей приходской жизни. Если ты постоянный прихожанин, живешь жизнью прихода, тебя могут попросить полы помыть, в трапезной потрудиться, материально помочь храму и т.д. То есть ты должен вносить свою лепту в жизнь прихода. Так и с монастырем. Хочешь окунуться в жизнь обители – потрудись, как трудятся монахи.

Скажите, Владыка, обязан ли паломник, приехав в монастырь на несколько дней, жить по его строгому уставу? Например, если человека не устраивает монастырская еда, можно ли взять с собой запас продуктов?

– Все зависит от устроения человека, его стремления. Если у паломника аскетический настрой, и он хочет прожить несколько дней так, как живут в этом монастыре, – отдай себя в послушание тому брату, который на это время назначен твоим начальником. Слушай, что он говорит, и выполняй.

Если человек не чувствует в себе сил жить по уставу, не возбраняется пользоваться магазинами, кафе, они есть во многих монастырях.

«Не спрашивай того, чего не сможешь выполнить»

– Владыка, если паломник приехал в монастырь за благословением для решения каких-то личных проблем, должен ли он беспрекословно исполнять данный ему совет?

– В свое время мне дали очень дельный совет: не спрашивай того, чего не сможешь выполнить. Если человек едет в монастырь, как ему кажется, узнать волю Божию, будь готов принять то, что тебе скажут. Не готов – лучше не спрашивай.

Советы, данные в монастыре непомерно ревностными священниками, часто бывают абсурдными. Когда мы читаем в древнем Патерике, как старец благословляет послушника посадить морковь или капусту вниз головой, это вызывает удивление. Но послушник беспрекословно выполняет поручение. Это исключительный пример отношений между старцем и его послушником. А мирянину, приехавшему в обитель со своими жизненными проблемами, достаточно выслушать совет и самому решать, следовать ему или нет.

Я считаю, если человек не дал обет послушания, не член братства монастыря, он имеет полное право не исполнять данное ему благословение. Свобода выбора есть у каждого христианина, и это право незыблемо.

– Владыка, советуете ли Вы отправляться в дорогу с детьми, или они будут помехой в поездке?

– Смотря какая у вас цель поездки. Если вы приехали ради ребенка, занимайтесь с ним, расскажите ему о монастыре, будьте вместе на богослужении столько, сколько ему будет по силам. С детьми поездка должна быть краткосрочной и неутомительной, тогда ребенку будет польза. А если вы встали на молитву, а ваше чадо где-то бегает по монастырю или сидит в храме и мучается, он возненавидит монастырскую жизнь.

Если цель поездки – подвиг и молитва, ехать надо, конечно, без детей.

– Скажите, может ли помешать монашеской жизни активная посещаемость монастырей паломниками? Иными словами, нужны ли монастырю паломники?

– Вся история монашества и христианства говорит о том, что помощь мирян необходима. Монастыри нуждаются в помощи паломников – и материальной, и физической. В России традиционно монастыри, особенно городские, становились приходами, центрами притяжения паломников, странников, и окормлять их – это социальная нагрузка монастырей, их христианский долг, духовная обязанность монахов перед миром. Монастырь – это своего рода школа благочестия, так всегда было, так остается и сегодня.

Но есть и оборотная сторона медали, она в том, что люди привносят с собой свои страсти, немощи, свои правила жизни, и это тяготит монахов. Мой совет – деликатно относиться к монахам, чтобы не смутить их ничем, не вызвать недовольство. Это нормальное правило воспитанного человека. Христианин всегда помнит, что вокруг него люди, у них тоже свои проблемы, свои духовные переживания.

«Держи оборону в своем окопе!»

– О каких еще ошибках стоит предупредить людей, собирающихся ехать в монастырь?

– Из личного опыта скажу: придя в монастырь, помни, что у Бога в отношении тебя есть определенный план. Я это заметил в поездке на Святую Афонскую Гору. Едешь, составляешь какие-то планы, но, оказавшись на месте, вдруг понимаешь, что все складывается по-иному, не как ты планировал. На Афоне распоряжается Матерь Божия, я много раз слышал это от паломников и монахов. Она и направит тебя куда нужно: к «Иверской» или «Скоропослушнице», только умей слушать. Так и в других монастырях.

И еще: я никогда не отправлялся в паломничество в пост. Это время лучше проводить дома, на том месте, где Господь тебя поставил. Держи оборону в своем окопе.

– Скажите, Владыка, как не растерять полученный в паломничестве духовный дар, чтобы поездка не оказалась бесплодной?

– Я уже сказал, что паломничество – вещь хорошая, но это дополнение к повседневной духовной жизни христианина. Вернулся в свой храм, к своему молитвенному правилу, к тем людям, с которыми повседневно трудишься, молишься, духовно обогащаешься – это и есть твой подвиг. А то бывает так: три дня побыл в монастыре, три раза исповедовался, причастился, съел восемь просфорок, домой вернулся – теперь можно расслабиться, и целый год в храм ни ногой!

Паломничество – это продолжение твоей христианской духовной жизни, поэтому, вернувшись, продолжай закреплять полученный духовный опыт, тогда поездка не будет бесплодной.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: