Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Призыв к покаянию

Евангельские притчи – это призыв Церкви к покаянию своих чад. В пост этот призыв пронзительнее. Мы слышим его и в притче о блудном сыне. Проходя нелегкий великопостный путь, мы не раз еще вспомним эти знакомые образы, которые всегда рождают все новые вопросы. Предлагаем нашим читателям вместе со священниками Покровской епархии порассуждать о них, понять, чему учит Евангелие.

Евангелие внутри Евангелия

Протоиерей Александр Милованов, настоятель собора во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

– Святые отцы говорят о том, что притча о блудном сыне – это Евангелие внутри Евангелия. Она неисчерпаема и содержит такое множество тем, что каждый внимательный читатель найдет ответ на вопросы о собственном духовном состоянии. В ней самый яркий образ и самые трогательные слова, которыми можно выразить неизреченное милосердие Божие к падшему роду человеческому. Все персонажи этой притчи исполнены глубочайшего смысла и привлекают своей живой непосредственностью и искренней реакцией.

Особенно, конечно, поражает безмерная отцовская любовь. Сказать отцу: «Отдай причитающуюся мне долю», – означает буквально следующее: «Ты для меня умер! Отдай то, что принадлежало бы мне после твоей смерти, мне ты не нужен, нужно только твое имущество». По тем временам, это было самое сильное оскорбление, которое можно только себе представить. Отец же, не переставая, ждет – не вернется ли сын домой? И как только сын появляется на горизонте, он, забыв про оскорбление и принесенное ему горе, с радостью бежит навстречу. И сын говорит покаянные слова: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 21). Но отец повелевает принести сыну лучшую одежду, перстень на руку и тем самым восстанавливает его в сыновнем достоинстве.

Отец бежит навстречу сыну – для меня это самый трогательный момент. Мне – отцу троих детей – очень близко и понятно это чувство.

Самая утешительная притча

Протоиерей Евгений Клементьев, благочинный Ершовского округа, настоятель храма во имя праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус:

– Младший сын, требуя себе часть имения, наверняка ушел из дома со скандалом, ранив своими словами отца. Так часто бывает с молодыми людьми, им кажется, что все у них в жизни получится, и родители им уже не нужны. Но вот он сталкивается с настоящей жизнью, спотыкается, падает, гибнет, и только тогда принимает решение вернуться домой. В нем происходит перемена, он искренне раскаивается и понимает, что уже не может называться сыном, и не надеется, что его примут как сына. Но хотя бы как работника. Он готов на все.

А отец, не переставая, ждал сына и готов принять его таким, каков он есть. Узнав его издалека, отец, позабыв старческую немощь, бежит навстречу, обнимает, целует его – такая радость встречи, и ни одного упрека! Это удивительное покаяние и удивительная радость отца: Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24).

Как часто мы ропщем на Бога, на свою жизнь, на судьбу. Отказываемся от Господа, отдаляемся от Него. Падаем, грешим и, наконец, понимаем, что без Бога мы пропадаем. И возвращаемся к Нему, и Господь нас прощает. Я и себя вижу в блудном сыне. Мы, духовенство, не всегда готовы всем жертвовать ради своей паствы, порой думаем больше о мирском. Притча о блудном сыне показывает, как мы предаем Бога, отходим от Него, но Господь нас ждет всегда, как любящий отец. Эта притча – самая утешительная из всех, рассказанных Христом. Более яркого выражения милосердия, любви Бога к падшему грешнику вы не найдете.

В блудном сыне – все человечество

Протоиерей Сергий Ясиновский, настоятель храма во имя Архангела Михаила с. Питерка:

В блудном сыне я вижу все человечество. Мы все такие – хотим всего, много и сейчас. Особенно в молодости. И мне очень жаль отца, которого ни младший, ни старший сын не любят. Младший легко его предает, старший, хотя и находится у отца в послушании, но искреннего чувства сыновнего у него к отцу нет. Он упрекает его – и в чем? – ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими (Лк. 15, 29). Старший сын только и ждет, наверное, смерти отца, чтобы стать хозяином отцовского богатства.

Я сам отец и понимаю, какой трагедией для меня будет, если в моей жизни случится подобное. Ведь отец в этой евангельской притче любит обоих сыновей. Он ждет младшего все эти годы. Ждал блудника, распутника, предателя, который все в своей жизни потерял, все промотал. По-человечески, отец должен был бы его непременно наказать, да и старшего поставить на место. А здесь этого нет – только любовь, которая ничего для себя не требует. Он просто стоит между двумя сыновьями и так себя смиряет, что ком в горле, когда читаешь эту притчу. Потрясающая любовь и смирение!

Бог очень ярко раскрывает в притче Себя. Господь принимает раскаявшегося грешника и не засчитывает ему грехи, как бы долго тот ни находился «в дальней стороне».

Ольга Стрелкова
Поделиться в: