Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Гимн Воскресшему Христу

В пасхальную ночь всю праздничную Литургию в радостном пении хор и верующие люди прославляют главное событие всего христианского мира – победу Христа над смертью. Что же мы слышим в пасхальном песнопении, которое почти непрерывно поется не только на ночном богослужении, но и в продолжении всех праздничных пасхальных дней? Об этом нашим читателям рассказала регент архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора Светлана Хахалина.

– Светлана Владимировна, что же мы слышим в пасхальных песнопениях, в чем их суть?

– Говоря о пасхальных песнопениях, надо, конечно, напомнить, что их тексты написаны святым преподобным Иоанном Дамаскиным, непревзойденным создателем церковных песнопений. На Пасху служатся обычные службы: полунощница, утреня, Литургия. Но песнопения на этих службах и по характеру, и по содержанию, и по настроению – особенные. Они отражают дух самого праздника: от печали и горя о распятом Христе до торжества Его Воскресения. Вся праздничная служба состоит из гимнов Воскресшему Христу. Служба сопровождается практически непрерывным пением, по-иному мы не можем выразить суть праздника, радость верующих. На праздничной утрене мы слышим Пасхальный канон, поется тропарь «Христос Воскресе», очень красивое песнопение «Плотию уснув», поются стихиры Пасхи. На Литургии мы тоже поем особое песнопение – задостойник «Ангел вопияше». Задостойник – это произведение, которое заменяет песнопение «Достойно есть», он посвящен, естественно, Богородице.

– А какое место в пасхальной гимнографии можно считать центральным? Что Вам самой более всего нравится петь?

– Для меня это Пасхальный канон. Утреня начинается именно с него, и это песнопение создает настроение всей последующей службе. В этом каноне поется о победе жизни над смертью, радости над скорбью. Пасхальный канон поется целиком, то есть ирмосы и тропари звучат беспрерывно. Кроме Апостола и Евангелия ничего не читается, поются даже Часы. Это тоже особенность пасхального богослужения.

Ровно в 12 ночи – удар колокола, и в алтаре сначала очень тихо, а потом все громче священнослужители поют стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Когда они выходят из алтаря, хор и весь храм подхватывает это песнопение, и весь крестный ход, когда мы идем вокруг храма, поем именно эту стихиру. Каждый христианин должен знать эти слова наизусть, они выражают суть праздника. У входа в храм останавливаемся, и здесь первый раз звучит «Христос воскресе!». С пением этого тропаря мы входим в храм, и начинается пасхальная утреня. После ектеньи звучит Пасхальный канон, стихиры Пасхи, а затем уже начинается Литургия.

– Была ли в Вашей жизни Пасха, когда Вы встречали праздник не на клиросе, а в храме со всеми прихожанами?

– Такого не было никогда. Дело в том, что я пришла в церковный хор после консерватории с одной целью – подработать. Многие мои однокурсники уже пели в храмах, и меня это тоже заинтересовало. Так что не вера, а любопытство и желание заработать деньги – а это были трудные 90-е годы – и привели меня в Церковь. Я тогда понятия не имела о том, что и как поется в храме. Первую в своей жизни Пасху я встретила на клиросе саратовского Свято-Троицкого собора, и с той поры вот уже тридцать лет подряд пасхальная служба для меня – это всегда работа, большое волнение, переживания, здесь уже не до праздника. Каждый прихожанин ждет от хора такое пение, которое бы трогало сердце, поднимало дух и помогало молиться.

– Неужели церковное пение так влияет на верующего человека, его духовное состояние?

– В 1988 году, когда отмечалось тысячелетие Крещения Руси, у нас в консерватории впервые состоялся концерт духовной музыки. Он вызвал огромный интерес, я тогда впервые узнала произведения Бортнянского, Чеснокова, Кастальского и была поражена тем, что может сделать эта музыка с человеком. Она выворачивает душу наизнанку, забываешь обо всем.

– Я знаю, что певчие не любят, когда им «помогают» петь прихожане, особенно если это делается громко и не всегда правильно. Но в пасхальную ночь можно петь?

– Нужно петь всем! Не каждому, конечно, дано петь на клиросе, и большая часть молящихся в храме не является знатоками церковного пения. Но хору очень трудно всю ночную службу петь постоянно, не закрывая рта. Поэтому все, что люди знают, пусть поют. Раньше бабушки знали пасхальные песнопения, богослужения наизусть, сейчас редко кто поет, и это очень прискорбно. Наша Церковь – это собор поющих людей, поэтому надо учить тексты и обязательно петь вместе с хором, особенно на Пасху.

– А хотелось бы Вам хотя бы раз в пасхальную ночь постоять в храме среди людей, а не петь на клиросе?

– Конечно хочется! Хочется в этот самый важный и радостный для всех христиан праздник не регентовать, не находиться в постоянном напряжении, а спокойно молиться. На клиросе это не получается, все мысли только о том, как правильно дать тон, не забыть, что за чем следует, не допустить пауз, чтобы служба шла гладко, нигде не прерывалась. Вот о чем думаешь, других мыслей просто нет.

– Я желаю, чтобы Вы еще долго-долго оставались на клиросе, и в нашем храме на Пасху всегда звучало мощное, красивое, проникновенное песнопение. Уверена, что это пожелание всех наших прихожан.

– Спасибо! Всех прихожан поздравляю со Светлой Пасхой и от души желаю мира, любви, надежды, пасхальной радости!

 

Ольга Стрелкова
Теги: Пасха, Светлое Христово Воскресение, церковные песнопения.
Поделиться в: