Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Нас связала музыка

В канун рождественских праздников в Покровском образовательном центре был исполнен «Детский альбом» П.И. Чайковского — одно из самых популярных произведений русской фортепианной музыки для детей. В гостях у любителей культуры побывали наши прихожане — музыкальная семья Ситниковых, исполнившие на фортепиано, баяне и домре все пьесы этого цикла. Нина Николаевна, ее супруг Владимир Михайлович, дочери Анастасия и Елена — прекрасные музыканты, внуки — пока начинающие артисты. Зрители не только насладились удивительным произведением великого композитора, но и получили радость от общения с дружной, талантливой семьей. Музыка Чайковского, раскрывающая светлый, радостный мир детства, стала прекрасным подарком к празднику Рождества Христова. Мы решили поближе познакомиться с семьей Ситниковых и их семейной традицией встречи рождественского праздника.

Некрещеный? Нину не отдам!

Нина Николаевна:

— Рождество Христово для нас — праздник семейный. Мы с мужем и обе наши дочери со своими семьями всегда в этот день в храме. Даже когда мы жили далеко друг от друга, съезжались, чтобы на праздничной службе быть вместе. Заранее готовим угощение, накрываем стол и встречаем рождение Христа за праздничной трапезой.

Владимир Михайлович:

— И когда все вместе собираемся за общим столом, у каждого есть что сказать друг другу — это очень ценно и это самое большое чудо, которое длится уже много лет. Так же и на Пасху — семья в полном составе.

— И, наверное, в вашем доме всегда звучит музыка?

— Когда дочери были детьми, они постоянно устраивали концерты с музыкой, песнями, танцами, сейчас эту традицию продолжают внуки. А вообще, традиция домашнего музицирования давняя, она началась еще в моей семье, когда я был ребенком. Отец прекрасно играл на баяне, хотя музыкального образования не имел, был самоучкой. Мама любила петь, и я очень благодарен своим родителям, что они приобщили меня к музыке. Я даже отказался от юношеской мечты стать летчиком, музыка стала главной в жизни, и, окончив музыкальное училище, я поступил в Саратовскую государственную консерваторию. И свою жену я тоже нашел благодаря музыке.

Н.Н.:

— Владимир уже был на последнем курсе, а я только поступила в консерваторию на это же отделение — русских народных инструментов. Мы сразу понравились друг другу, стали встречаться, а через полгода решили пожениться и отправились к моим родителям в Новомосковск знакомиться. Моя мама сразу спросила Володю: «Ты крещеный? Нет? Значит, Нину тебе не отдам!» Володя тут же поехал в Рязань креститься, у нас в городе не было тогда ни одного храма. Но воцерковляться мы начали гораздо позже, уже в 90-е годы. Тогда и повенчались.

Только соберусь — теща уже там!

— Нина Николаевна, а своих будущих зятьев Вы так же проверяли?

— Мне такие вопросы не пришлось задавать, оба зятя были крещеными, и мои дочери живут в венчанном браке. Так что бороться ни за что не пришлось.

В.М.:

— Своих четырех внуков мы тоже крестили, двое из них посещают воскресную школу, а старшая внучка, которая тоже была воспитанницей воскресной школы, поступила в этом году в СГУ на факультет теологии. Никто ее к этому не принуждал, Софья сама решила стать профессиональным теологом, теперь она и нас просвещает.

— Нина Николаевна, а как получилось, что вместе с Вами на двухгодичные курсы для взрослых в Образовательный центр поступил и Ваш зять Павел?

— Я его не приглашала, никто даже не знал, что я посещаю эти занятия. Он сам так решил, но когда узнал, что я уже второй год учусь, пошутил: «Только я соберусь куда-то пойти — теща уже там!». Ему очень нравится на курсах, особенно лекции отца Аркадия Махсумова. Он интересуется вопросами веры, и когда есть время, а семья у него большая — трое детей, мы всегда беседуем с ним на религиозные темы.

— У святителя Иоанна Златоуста христианская семья называется малой Церковью. Раз так, значит, в семье должна соблюдаться церковная иерархия, но мне показалось, что главная в семье — Вы, Нина Николаевна.

Н.Н.:

— Нет, мы всю жизнь на равных.

В.М.:

— Мы и дома, и на работе всегда были рядом, оба преподавали в музыкальном училище. И в паломничестве, и на концертах тоже всегда вместе. Самая лучшая наша поездка была в Крым по святым местам, куда мы отправились тоже всей семьей, даже бабушку прихватили. Жена очень любит паломнические поездки.

Н.Н.:

— Моя родня живет в Калуге, все люди церковные, а вы знаете, что это за город? Калуга на удивление богата храмами и святыми. Город построен так, что с каждого перекрестка открывается вид на церковь, каждый храм выделяется великолепной архитектурой и значим для верующих людей своими святынями. Там просто невозможно оставаться нецерковным человеком. Калужская земля — святая. Я часто там бываю. Ездили мы в Дивеево, на Валаам, Соловки — это незабываемые поездки. Получаешь огромный духовный заряд. И это еще больше сплачивает нашу семью.

— Но и в самой дружной семье случаются конфликты?

Н.Н.:

— Надо уметь их урегулировать. При любом конфликте нужен диалог, все претензии друг к другу надо проговаривать, не отворачиваться друг от друга, мы же родные люди! Если есть любовь, тогда все нормально будет. Главный враг семейной жизни — равнодушие.

Остаться с детьми друзьями

— Вы для своих взрослых дочерей остались дорогими людьми, примером в жизни, авторитетом. Как этого достичь?

Н.Н.:

— Труд, каждодневный труд. Надо любить детей, но любить разумно, не потакая каждой прихоти ребенка. Это я вам говорю как педагог с 50-летним стажем. Если с детьми что-то не так, значит, родители что-то проглядели. И нельзя быть равнодушными к их проблемам, в каком бы возрасте ваши дети ни были. Если не будет искреннего интереса к их жизни, к их проблемам, семья развалится.

В.М.:

— Мы постоянно участвуем в жизни дочерей и внуков, не требуя к себе особого внимания. Откликаемся на все их просьбы, так же, как и они на наши. Чтобы оставаться с детьми друзьями на долгие годы, надо делить с ними все: и радости, и горести. И, конечно, нас связывает любовь к музыке.

Н.Н.:

— Чтобы иметь добрые отношения с детьми, надо быть рядом. Нам повезло, мы с мужем занимались такой деятельностью, которая не разлучала нас надолго ни друг с другом, ни с детьми. Когда мы с мужем преподавали в училище, девочки здесь же учились, но это никак не влияло на их учебу. Всего они добивались сами, закончили консерваторию, обе стали пианистками. Мы все любим музыку, поэтому с радостью готовились к концерту, который состоялся в нашем Образовательном центре, и слава Богу, что все получилось.

— Что все-таки главное в христианском воспитании в семье?

— В любой семье самое главное — добрый пример старших. Если что-то требуешь от ребенка, сам соответствуй этим требованиям. Это касается и веры. Помню свою бабушку всегда молившейся, с Евангелием в руках. Если пост, она постилась. Нас бабушка не принуждала к молитве, да и отец был партийным, но никогда в семье не было негативного отношения к Церкви. И когда в 90-е годы прошлого века стали открываться храмы, я вспомнила свою бабушку, мы с мужем и детьми стали воцерковляться. Это процесс длительный, и я не могу сказать, что мы стали по-настоящему церковными людьми. Стараюсь ежегодно помимо паломнических поездок с семьей хотя бы несколько дней пожить в монастыре. Это совершенно иной мир, я вижу, насколько трудно там жить, но молитвенный дух помогает, укрепляет веру.

В.М.:

—У меня семья не была верующей, но благодаря жене я сознательно пришел к Богу. Я счастлив, что мы с детьми единомышленники, так же и они воспитывают своих детей, дают им не только хорошее образование, но и духовно стараются развивать.

— Как изменилась жизнь вашей семьи, когда вы все начали воцерковляться?

Н.Н.:

— Жизнь нашей семьи постепенно менялась, мы стали регулярно посещать храм, стараемся жить по-христиански. Но чем больше воцерковляешься, тем яснее видишь свои грехи, а их у всех нас много.

— Что бы вы пожелали читателям нашей газеты в праздник Рождества Христова?

Н.Н.:

— Большой любви к детям, но любви разумной.

В.М.:

— Мира в каждом доме, терпения и желания всегда быть вместе и с Богом.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: