Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Молитва — это труд

На вопросы, посвященные молитве — этому сокровенному для каждого христианина деланию, без которого невозможна духовная жизнь, отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

— С чего начинать и как совершать Иисусову молитву? В одних книгах пишут, что ее надо совершать, а в других — что не каждому это разрешено делать без наставления духовника.

— Конечно, желательно иметь духовника, с которым Вы могли бы посоветоваться и доверить ему свои помыслы. Но отсутствие такого батюшки не является причиной того, что не надо творить молитву. Это не может быть препятствием для ее совершения.

Иисусову молитву обязательно надо читать. В этом делании я посоветовал бы начинать с самого простого — в течение дня, в те минуты, когда ум ничем не занят, необходимо читать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». А дальше нужно, посоветовавшись со священником, добавить к молитвенному правилу чтение Иисусовой молитвы. Нужно сделать это правило постоянным: утром или вечером. И таким образом потихоньку навыкать к Иисусовой молитве. Но однозначно молиться можно, нужно, и не надо этого бояться.

— Объясните, пожалуйста, сколько раз можно просить Господа о чем-то, если все равно не получаешь просимого? Ведь сказано «просите, и дано будет вам». Я прошу, а мне не дается, значит, это не угодно Богу, и давить на Него нельзя. Но есть много примеров, когда просимое все же исполняется. Где же здесь грань? Как не настаивать на своем, но все же упросить Господа?

— Конечно, в Евангелии говорится просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). Но там же есть замечательный критерий подобных прошений, который предлагает нам Сам Господь Иисус Христос. Как Вы помните, когда Спаситель совершал молитву в Гефсиманском саду, Он говорил: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Это образ молитвы, который оставлен нам Господом, мы должны использовать и в своей жизни ежечасно, ежеминутно. Когда мы что-либо просим у Него, то верим, что Господь может нам послать просимое. Но мы должны помнить и о том, что воля Божия благая и совершенная, и Господь лучше знает, что нам необходимо. Поэтому лучше всего молиться так: «Господи, спаси меня. Господи, помоги мне. Господи, да будет не моя воля, но Твоя». В таком случае, если Господь пошлет нам просимое — слава Богу. Не пошлет — вдвойне слава Богу, значит, это нам не нужно.

— Когда читаю молитвенное правило, то понимаю, что все знаю наизусть. А закрываю книгу и тут же сбиваюсь. Если молюсь где-то в дороге без книги, то обязательно перепутаю молитвы из утреннего и вечернего правил. Я разбирал молитвы и текст знаю. В чем же дело? Ведь в других вопросах потерей памяти я не страдаю, а здесь как заклинило.

— Это частое и распространенное искушение. Бывает так, что даже священнослужители, много лет служащие в храме, порой забывают ектению или какой-то возглас. В этих случаях есть хорошее руководство к действию — всегда под рукой иметь молитвослов, служебник, которые помогут нам не забыться. Конечно, если произошла какая-то ошибка, тем более, когда это келейное молитвенное правило, страшного в этом ничего нет. Но если человек путает утренние с вечерними молитвами, то лучше таким искушениям не поддаваться и читать по молитвослову. А закончив молитвенное правило, если душа требует и жаждет еще помолиться — можно сделать несколько поклонов, сказать несколько слов от сердца. Одним словом, не смущаться и не думать, что раз не получается что-то запомнить, то это какие-то проблемы с головой и памятью. Нужно просто понять, что пока еще не пришло время совершать молитвенное правило наизусть. Время придет, вы сами это почувствуете и увидите.

— Можно ли на молитве вместо «меня» говорить «нас», имея в ввиду своих близких, за которых я молюсь?

— Конечно можно. И не только имея в виду близких родственников, но и дальних или чужих людей. Нужно помнить, что на нас лежит обязанность молиться не только за себя, но и за весь мир.

— Если при чтении молитв или акафистов находит сокрушение сердца, и я начинаю молиться своими словами, надо ли прерывать себя и возвращаться к тексту? Или можно выговориться, а потом читать дальше? Не грех ли это, если так случается часто?

— Грехом это назвать, конечно, нельзя. Но я бы все-таки такому человеку советовал бы постараться не отвлекаться. Хотя святые отцы (например, преподобный Исаак Сирский) говорят, что во время молитвы, когда на нас снизошло озарение, когда Божия благодать коснулась сердца и хочется выговориться, не надо эти чувства удерживать в себе. Но здесь нужно помнить и об одном искушении, которое может случиться с нами. Если мы будем слишком сильно себе доверять, то эти чувства будут все чаще и чаще появляться, при этом мы будем откладывать молитвенное правило и предаваться каким-то долгим выговариваниям своих чувств и переживаний… Здесь очень важно найти золотую середину. Коснулась Божия благодать сердца — остановитесь, помолчите, произнесите пару слов, если чувство такое прошло — продолжайте молиться. Но на посторонние помыслы, даже благие, лучше внимания во время молитвы не обращать.

— Мне кажется, что моя молитва невнимательная и поверхностная. И чем дальше, тем труднее читать правило. Слова приедаются, и уже не вникаешь в них. Как оживить восприятие молитвы?

— Настоящая молитва — это подвиг, труд, добродетель, которая требует от человека больших усилий. Практика показывает, чем больше человек живет церковной жизнью, тем сложнее ему порой приходится. Наступают искушения, враг отвлекает человека, ум рассеивается, появляются какие-то дела, обстоятельства, которые начинают нас отвлекать. Иногда, по благословению батюшки, можно отложить в сторону чтение каких-нибудь канонов или акафистов, к которым привык человек. Можно чередовать — Великим постом читать Псалтирь, а в обычное время те же акафисты или каноны. А вечерние и утренние молитвы мы читаем постоянно и стараемся их не оставлять никогда. Но если правило совсем «приелось», то по благословению можно чем-то его разбавить. Однако необходимо помнить — постоянство рождает в душе человека и веру, и надежду, и другие добродетели.

— Какой символический смысл в сложении рук на груди перед Причастием? В какой момент их надо сложить и когда стоит опустить?


— Этот вопрос из разряда, почему мы накладываем на себя крестное знамение? Это очень древняя, глубокая традиция. Человек, складывающий на груди руки, изображает крест. Это некое молитвенное предстояние. Таким образом, верующий показывает свое благоговение, свое сердечное сокрушение. Складывают их обычно в тот момент, когда начинается чтение молитвы перед Причастием. Человек слушает молитву и, причастившись Святых Христовых Таин, по пути к запивочному столику опускает руки.

— В некоторых храмах прихожане совместно читают Псалтирь, поминая после кафизм других читающих и их родственников. Но вдруг среди них есть люди, живущие в тяжких грехах. Могут ли эти грехи перейти на молящегося?

— Никогда не надо бояться за кого-либо молиться. Действительно, есть такое мнение: «А вдруг я буду молиться за грешника, и на меня его грехи перейдут?» Нет, молитва — это исполнение заповеди, которую нам дал Сам Господь. Мы должны молиться не только за себя, но и за всех близких, знаемых или незнаемых. Однако молитва тоже бывает разная. Если человек просит вас: «Помолись обо мне», это не значит, что вы должны весь день воздевать руки к Небу и молиться только за этого человека. Как говорил старец Паисий Святогорец, настоящая молитва — это когда человек сердцем болезнует за ближнего. Бывает, ребенок у мамы заболел, и у нее так сердце за него болит, что она просто готова забрать у него эту болезнь на себя. Но это ни в коем случае не должно быть поводом для того, чтобы не молиться. Тем более, когда речь идет о Псалтири, когда мы читаем ее все вместе в храме.

— В Типиконе написано, что соборование проходит раз в год. Если физические болезни уходят, а духовные остаются, можно пособороваться еще раз?


— Что касается соборования, то о нем в Типиконе не написано ничего. Это миф. Соборование — это Таинство, которое установлено нашей Церковью. Есть традиция Церкви, которая дает нам возможность чаще или реже собороваться. Но делать это однозначно надо. В храме последнее десятилетие соборуют, как правило, постом. Вы знаете, что это Таинство дано нам для исцеления наших физических недугов. И еще один аспект этого Таинства — это исцеление наших забытых, не исповеданных грехов. Если возникло у вас такое желание — пособоруйтесь. Но нельзя превращать это в механическое действо: десять раз за пост пособороваться, для того чтобы благодати больше снизошло и больше грехов «смылось».

— Что нужно говорить и сколько раз кланяться, когда проходишь мимо храма?


— Традиция православной жизни приписывает нам осенять себя крестным знамением. Либо трижды перекреститься и поклониться, либо, если нет времени, один раз. Но делать это нужно обязательно, не стесняясь окружающих. Так мы свидетельствуем перед ними о своей вере.

— Что нужно говорить, когда прикладываешься к мощам? Просить или благодарить Господа, святого за молитвенную помощь?


— Есть три ступенечки молитвы: первая — «дай, Господи», вторая — «прости, Господи», третья — «Слава Тебе, Боже». В жизни нужно использовать все три прошения, но стремиться нужно, конечно, к третьему.


Подготовила Христина Добрынина


* * *

Читателям


На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, обрядах, Таинствах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан для рассмотрения Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.

Оставить комментарий
Поделиться в: