Не предать их подвиг
Приближается день празднования Собора Саратовских святых. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ежегодное празднование нашим святым землякам совершается в ближайший к 13 сентября воскресный день. К чему обязывает нас эта честь — жить на одной земле с теми, кто в совсем недавнем прошлом отдал жизнь за Христа? Как мы должны почитать саратовских новомучеников? Об этом и многом другом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Церковь чтит память очень многих святых. Одни прославили Бога монашеским житием, другие стяжали Царствие Небесное семейным или ратным подвигом. Владыка, расскажите, пожалуйста, в чем особенность святости новомучеников и исповедников?
— Мне сложно назвать какие-то особенности подвига новомучеников. Потому что и в древности находились люди, которые Христа ради были готовы на определенные трудности, лишения и даже отдать жизнь за свою веру. Другое дело, что для нас, современных людей, память новомучеников и исповедников близка по времени. Читая их жизнеописание, мы очень хорошо можем себе представить те реалии, в которых они оказались. Еще недавно жили люди, которые были свидетелями этих подвигов, и те, кто стали причиной этих мучений.
Мы можем постараться хотя бы отчасти подражать вере, стойкости новомучеников. И задумываться над тем, что наше благоденствие довольно зыбко. Многие из новомучеников и исповедников, живя в благополучной Российской империи, даже представить себе не могли, какие начнутся испытания. Но они оказались в этих условиях и мужественно приняли перемены, не испугались, не возроптали. И когда читаешь протоколы допросов, жизнеописания, не перестаешь удивляться вере, крепости, мужеству этих людей, их чувству долга.
— О наших святых земляках известно не очень много: годы служения, несколько воспоминаний и дата расстрела. Однако среди прихожан наших храмов есть немало людей, которые чтут, к примеру, священномучеников Германа, Михаила и других узников, расстрелянных вместе с ними на Воскресенском кладбище Саратова. А также не прославленного, но очень почитаемого епископа Вениамина (Милова). Получается, что для почитания порой и не нужно знать все подробности жизни?
— Здесь нужно понимать, что наше отношение к Богу, к святым не абстрактно и всегда взаимно. Господь отвечает на наше прошение, на наше покаяние. Есть движение с нашей стороны, но есть и встречное движение со стороны Христа. Так и в почитании святых: если человек обращается с молитвой, то он чувствует движение и с другой стороны. Господь Сам прославляет Своих угодников, совершая чудеса по их молитвам.
У меня тоже возникал вопрос: почему люди так почитают Владыку Вениамина? Ведь многие не очень хорошо знают подробности его жизни, не говоря уж о замечательных богословских трудах. Думаю, что в его жизни была особенная любовь к людям и стремление послужить Христу. Люди это чувствуют. Может, это не всегда выражается словами, какими-то четкими определениями, но это ощутимо.
— Суть подвига новомучеников — в страданиях и смерти. Как, на Ваш взгляд, стоит беседовать о них с детьми и подростками в наши дни? Ведь сегодня и дети, и взрослые старательно избегают любого воспоминания о смерти. Она кажется им трагической и нелепой ошибкой.
— Действительно, в нашем обществе существует культ благополучия. Многим людям абсолютно непонятно, зачем испытывать какие-то трудности в этой жизни? Их надо избегать.
Рассказывая о новомучениках, нужно всегда говорить о подвиге, через который человек возвышается и приближается к Богу. Как это донести до современных людей? У меня нет готового ответа для всех. Церкви далеко не всегда было просто свидетельствовать о зле, в котором этот мир лежит. У древних римлян тоже возникал вопрос: зачем нужны эти мучения? Ведь надо брать от жизни все! Однако пример мучеников заставлял многое переосмысливать. История сохранила множество примеров, когда во время суда или казни христиане оставались верны Богу и меняли тем самым окружающих.
— Но в отличие от первых христиан новомученики страдали не на арене цирка, а в безвестных застенках ЧК…
— Конечно. Но здесь опять-таки не все зависит от нас. Господь приоткрывает завесу и дает увидеть высоту жизни человека и глубину его подвига.
Мне всегда было больно за то, какое количество людей перемолото в ХХ веке, сколько сломано судеб. И сегодня, живя как придется, мы ведь не только свои души губим, но и предаем этих пострадавших людей, становясь причастными к тому злу, которое происходило тогда. Во все времена у человека должно быть чувство долга. Это касается исполнения нравственных норм, своего долга перед Родиной. Нам нельзя об этом забывать.
— По историческим меркам новомученики жили совсем недавно, до сего дня живы люди, которые встречались с ними или знали их близких родственников. И в то же время нельзя сказать, что мы почитаем их наравне с подвижниками прежних времен. Что можно было бы предпринять, чтобы о подвиге новомучеников узнавали люди, чтобы обращались к ним в молитвах?
— В наше время очень изменилось само понимание почитания святого. Сегодня Церковь воспринимается многими людьми очень утилитарно — как она может нам помочь? А я вот думаю: если бы новомученики, подвижники, преподобные так воспринимали бы Церковь в свое время, какой бы они принесли плод? Они смогли достичь святости, потому что думали о том, чем сами могут послужить Богу и ближним.
Нужно понимать, что почитание святого — это не только «дай мне», «утешь меня» или «помоги мне». Но это и попытка подражания его жизни, восхищение его мужеством, его верой. Почитая новомучеников, христианин должен иметь определенные жизненные принципы, которые не должен переступать. Если же и случится какой-то грех или падение (от которого никто из нас не застрахован), нужно приносить покаяние, а не оправдывать свое поведение.
Пример новомучеников должен стать критерием для оценки собственной жизни. Посмотрите современные телепрограммы, обсуждения в Интернете: у нас что ни человек, то истина в последней инстанции! А было бы хорошо, если бы люди не свое «я», а мнение святых считали авторитетным в оценке тех или иных событий.
— Святые становятся учителями веры и благочестия для всех последующих поколений христиан. Кто для Вас из новомучеников является учителем, образцом для подражания?
— В свое время на меня очень большое впечатление произвел священномученик Иларион (Троицкий) — очень яркий человек, глубокий богослов. Святитель Афанасий (Сахаров), который почти 30 лет провел в лагерях и ссылках. И который не просто не отказался от своей веры, а принял все испытания с глубочайшим смирением. А ведь это было очень тяжело — не возроптать на Бога, попустившего такие страдания. Это невидимый миру, но очень высокий подвиг. Большинство наших новомучеников приняли свои страдания как служение Церкви. Вчера нужно было строить храмы и проповедовать с амвона, а сегодня сидеть в тюрьме.
Потрясающий человек священномученик Петр (Полянский) — преемник святителя Тихона (Беллавина). Он прекрасно понимал, соглашаясь на такой жребий, что подписывает себе смертный приговор. Что после смерти святителя Тихона вся репрессивная машина ускорит свою работу, и у главы Церкви не будет шансов выжить. И он не испугался, не отступил. Это вызывает огромное благоговение и благодарность, а также доказывает, что человек, действительно, может преодолеть земное притяжение.
И, безусловно, сам святитель Тихон, Патриарх Московский. Ведь чувства, переживания тех, кто находится на руководящей должности, бывают сокрыты от простых людей. Простой человек несет ответственность за себя и близких. А от слова, поступка святителя зависят судьбы тысяч людей.
Мы еще многого не знаем об этом времени. И я думаю, что подвиг новомучеников со временем будет все более открываться нам в новых гранях.
— Иконописцы, создавая образы новомучеников, могут воспользоваться фотографиями, а то и кадрами видеохроники. Насколько иконописный образ должен отображать черты лица святого?
— Нужно понимать, что каноны иконописи не сильно поменялись. И традиционные формы написания лика святого регламентируются определенными правилами. Но при этом особенности лица святого, конечно, отображаются в его образе. Вспоминаю, какие споры были об иконописном изображении преподобного Максима Грека. Что это за огромная борода? А когда обрели его мощи, то увидели, что борода у него и вправду такая.
Но нельзя забывать, что икона — это не фотография. Она должна человека перенести от плоти тленной к плоти преображенной. Не должно быть в лике святого страстности, страдания или веселья, физических увечий.
— Вы ежегодно участвуете в соборной панихиде на Воскресенском кладбище накануне дня памяти Собора Саратовских святых. Поделитесь своими впечатлениями.
— Помню, когда я приехал в Саратов в 2003 году, то через неделю-две мы со знакомыми приехали на Воскресенское кладбище, посетили там могилы Владыки Вениамина и расстрелянных за веру мучеников. Тогда их могилы не были так благоустроены, но видно было, что сюда протоптана народная тропочка. И было совершенно четкое ощущение, что в духовном отношении это один из центров Саратова, ниточка, которая связывает его с Небом. Кладбище и всегда воспринимается как место покоя, где на второй план уходит вся повседневная мишура. А здесь ты понимаешь, что новомученики отдали жизни за свою веру. Они не разменяли себя на мнимые блага, не отступили от главного. Это вызывает глубокие чувства. Хочется верить, что пример этих людей и нам поможет сделать правильный выбор, в том числе и в повседневной жизни.
Позже на кладбище ежегодно стали служить панихиду. Это было связано с последней панихидой саратовским новомученикам. По Уставу Церкви, когда святого прославляют, о нем в последний раз служат панихиду, а затем впервые обращаются к нему с молитвой. А затем стало традицией совершать панихиду по всем тем, кто не был прославлен, но также пострадал за веру в годы гонений. Как дань уважения этим людям, их подвигу, ревности и вере.
16 сентября 2016 г.