Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Место, где ищут Бога

В миру часто не понимают, зачем нам сегодня монастыри и что за странный это выбор – монашество. Год назад при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) по благословению Епископа Пахомия была организована женская монашеская община под руководством монахини Георгии (Кузенковой). В истории Покровска монастырей никогда не было. Мы решили встретиться с матушкой Георгией и рассказать нашим читателям о том, чем сегодня живет община, какими людьми наполняется и как почувствовать в себе монашеское призвание.

Трудись и молись

Во время нашей беседы в храм вошла женщина, одетая явно не по-церковному – в обтягивающих джинсах и с непокрытой головой. Матушка Георгия, прожившая в монастыре половину своей жизни, остановила ее и предложила надеть юбку. Женщина с неприязнью взглянула на монахиню и раздраженно возразила: «Это все ваши предрассудки! В церковь можно ходить в любой одежде!». Через пару минут она обратилась к матушке за помощью, и та доброжелательно показала ей, где какие иконы и куда следует ставить свечи за здравие и за упокой. «Здесь не очень-то глубокие православные традиции, – говорит моя собеседница. – Горькое замечание Лескова “Русь крещена, но не просвещена” все еще злободневно».

Заволжье, конечно, не Калужская земля, откуда прибыла матушка Георгия. Там и Оптина пустынь, и Шамордино, и ее родной Черноостровский монастырь в Малоярославце с богатой многовековой историей, и еще с десяток обителей. Но матушка оптимистично смотрит вперед, приход ее принял прекрасно, люди во всем помогают, в первую очередь, поддержку оказывает епархия. Владыка постоянно интересуется жизнью общины, а она потихоньку растет. Первое время матушка была одна, потом стали приходить помощницы, кто-то на короткое время, присмотреться, другие с намерением уйти из суеты мира навсегда.

Каждый человек – книга, удивительные личные истории узнаешь здесь о кандидатках в послушницы, которых пока еще лучше называть трудницами. Конечно, в миру часто не понимают этого, говорят, что монахи уходят от забот, они не трудятся. Но так думают те, кто никогда не был в монастыре.

– Я долго жила в монастыре и знаю, что в любой обители надо много трудиться и физически, и духовно. Как говорил преподобный Антоний Оптинский: «Трудись, молись и не ленись». Для меня не составляет труда приготовить обед на большое количество людей, сделать закрутки на зиму, много лет я работала в коровнике, умею ухаживать за животными. Здесь мы пока животных не держим, но у нас есть фруктовый сад, огород, ухаживаем за газонами и цветами. Посмотрите, как пышно они цветут, хотя уже осень. Содержим в чистоте храм, это полностью наша забота. Трудов пока не много, но более мы должны заниматься внутренним строительством. Ведь поменять место жительства, рацион и одежду – это не главное. Монашеская цель – соединиться с Богом. Но прежде, чем достигнуть этой цели, надо пройти длинный тернистый путь.

Чтобы внешнее не мешало

Матушка Георгия москвичка, по образованию – педагог. Жила в абсолютно атеистической семье, воцерковиться помогла подруга, певчая одного из московских храмов. А дальше девушка сама крестилась, самостоятельно постигала христианскую жизнь. Помогая то в одном монастыре, то в другом, присматриваясь к жизни обителей, она поняла, что хочет жить в монастыре. Первым местом ее работы стал Сретенский мужской монастырь, где она мыла посуду и была счастлива.

– Я хотела связать свою жизнь с Богом, чтобы ничто внешнее не мешало. Господь вел меня по жизни, и очень скоро я почувствовала, что мой родной дом не тот, где моя родня, братья, которые меня не понимали, а монастырь. Моим первым духовником стал нынешний Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), он и определил меня и еще нескольких сестер в женский скит, в котором мы прожили несколько лет по монашескому уставу.

Большой радостью было определение в женский Свято-Никольский Черноостровский монастырь, насельницей которого я пробыла 15 лет. Игумения Николая стала для меня духовной матерью, а теперь у меня есть и духовный отец – наш Владыка Пахомий. Он сразу же назначил мне монашеское правило. Утром – пятисотница, это четочное правило, затем полунощница, три канона с акафистом, чтение Евангелия и Апостола. Вечером – малое повечерие. Это чисто монашеская служба. Раньше я это все выполняла одна, теперь прихожу в храм с двумя сестрами.

Жители постепенно привыкают к тому, что здесь обитают монашки, подходят с самыми разными, чаще житейскими, вопросами. У них появилось к нам доверие. Сейчас в храме можно заказывать поминовение близких на монашескую молитву, она происходит ежедневно – утром и вечером. Прибавится людей — будет неусыпаемая Псалтирь, а пока мы делаем то, что можем.

Обе мои трудницы – бывшие прихожанки храма во имя Спиридона Тримифунтского. Одна из девушек – Христина – из традиционной мусульманской семьи, ей 28 лет, крестилась уже взрослым человеком. Девушка думала о замужестве, детях, но Господь не давал семейной жизни, и все чаще возникали мысли об ином жизненном пути. Решение оставить хорошую работу и семью далось не сразу, были долгие сомнения, тяготило чувство вины перед родителями. Сначала Христина жила дома и приезжала только потрудиться, но потом Владыка благословил ее постоянно жить в общине, и вот уже год девушка живет здесь и считает это настоящим чудом.

– Что же будет дальше?

– Ни Владыка, ни я не можем всех построить в ряд, на первый-второй рассчитайсь и с вещами сюда! Человеку дана свободная воля, девушки живут здесь, примеряются к нашим правилам и сами решают, принимать им монашеский подвиг или это не их путь. Пока они только трудницы, потом долгое время пробудут в послушницах, проходя монашеский искус, проверяя себя, а я их, насколько глубоко их желание остаться в монастыре. До монашеского пострига еще очень далеко, пройдут годы, и все еще может измениться.

За год здесь побывало много паломниц, кто-то с воодушевлением начинал, потом затихал, вовсе исчезал и уже не возвращался. Чтобы проверить себя, надо сначала хоть немного здесь пожить, хотя бы на короткое время стать не просто гостем. Если приспособился – хорошо, нет – можешь уходить. Монастырь – это не дом отдыха, а дом подвига. Чтобы держать себя в форме, нужен постоянный ежедневный подвиг. В духовной жизни быстрого результата не бывает, этот процесс сложный и долгий.

«Сначала станьте христианками»

– Расскажите про вторую вашу кандидатку в послушницы.

– Пока нечего особенно рассказывать. Ника пришла недавно, она заканчивает учебу в техникуме, но уже постоянно живет в общине. У девушки есть горячее желание стать монахиней, но понятие о монашеской жизни пока только книжное. Бывает, девушки молодые начитаются про подвиги древних монахинь и думают: чем мы хуже их? Нике только 20 лет, у нее еще представление об истинном христианстве слабое. Матушка Николая на занятиях всегда нам говорила: «Сначала станьте христианками, а уже потом будете монашками».

– Как же у такой юной девушки появилось желание уйти от мира?

– Когда благодать касается души, когда ее посетил любовью Господь, это впечатление остается надолго. Так было и с Никой. Эта любовь – она как призыв, то есть это как зажигается пламя в твоем сердце. Если этот огонек не погаснет, то он, как правило, и приводит в монастырь. Главное — не пройти мимо призыва Божьего.

– Но с Божьей благодатью можно оставаться и в миру, стать прекрасной христианкой, матерью и женой.

– Вот она сейчас в себе и разберется, насколько ее выбор правильный, радует ее эта новая жизнь или она ей в тягость. Для меня сейчас главное – это внутренний мир послушниц. Качество духовной жизни монастыря гораздо важнее его численности. Монах – значит «один», «одинокий», стремящийся быть в единении с Богом. И все, что мешает этому единению: твои родные, работа, друзья, – все должно остаться в прошлом. Те черные одежды, которые мы носим, свидетельствуют об истинном покаянии и преданности одному Христу. Господь говорит: Кто любит отца и мать более, чем Меня, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37). Связь с родителями мы, конечно, не прерываем. Мой папа уже дважды сюда приезжал, помогал зимой снег чистить, летом в огороде. Папа так и остался человеком далеким от Церкви, но за меня он спокоен.

Молитвами Матери Божией – будет

– Всех интересует вопрос: когда же будет монастырь?

– Обязательно будет! Здесь Успенский храм, Сама Божия Матерь здесь хозяйка, мы лишь Ее послушницы. Будем вместе молиться, и все получится. В октябре прошлого года в нашем храме произошло знаковое событие. Епископ Пахомий совершил монашеский постриг старосты храма во имя святого мученика Иоанна Воина с. Лавровка Краснокутского района Веры Николаевны Тюриной с наречением ей имени Манефы в честь мученицы Манефы Кесарийской. Женщина давно стремилась к монашеству, но не решалась, а теперь, когда дети и внуки выросли, решила, что больше ничего ее в миру не держит. Это было очень волнующее событие и для новоиспеченной монахини, и для нашей общины. Какое-то время матушка Манефа жила с нами, потом Владыка благословил ее вернуться в Лавровку, где начинается строительство храма и необходима ее помощь.

Мы прошлись по кельям послушниц. В согласии с монашеской традицией сестры живут в комнате по одной, все строго, без излишеств, тут же трапезная, в соседних помещениях располагается воскресная школа и библиотека. На стенах множество фотографий из жизни прихода и монастырской общины. Много цветов, все красиво, чисто, уютно, во всем видна заботливая женская рука.

А у входа в помещение я увидела предмет, напоминающий весло. Матушка Георгия пояснила, что это самое настоящее монастырское било, со звука которого начинается день в монастыре, и с удовольствием продемонстрировала его «голос», ударяя молоточком по длинной доске. Звонко-звонко разнесся по всему помещению и за его пределы ритмичный деревянный перестук. Так каждое утро, обходя с билом будущий монашеский корпус, матушка Георгия созывает сестер на утреннюю молитву.

 

Ольга Стрелкова
Оставить комментарий
Поделиться в: