Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Слово Божие

Нет ни одной службы в Церкви, где бы ни читались Евангелие, Апостол, Псалтирь. Это значит, что каждый день мы слышим в храмах слово Божие, Господь говорит с нами через Священное Писание. Но всегда ли мы понимаем, что Он хочет нам сказать? Поговорим на эту тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Димитрием Вразовским.

Все грехи мира от незнания Писания.

Святитель Иоанн Златоуст 

– Скажите, батюшка, существуют ли церковные правила, оговаривающие необходимость каждому христианину знать Священное Писание?

– Это правило коренится в ежедневных богослужениях. Изначально богослужения пронизывали жизнь каждого христианина, были центром его существования. Древних христиан Святое Писание сопровождало всю жизнь. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что христианин, читающий Писание, сам устрояет свою жизнь. Человек, внимающий священным книгам, может самостоятельно ответить на многие вопросы, которые на данный момент являются для него значимыми.

Поместив части Евангелия, Ветхого и Нового Заветов в богослужения, святые отцы указали на их важность для любого христианина. Можно не читать творения святых отцов, можно обойтись без какой-либо духовной литературы, но Святое Писание – основа нашей жизни, нашей веры. Ни одна самая мудрая книга в мире не заменит нам Библию. Потому что только Библия является словом Божиим.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Эти знаменитые слова апостола Павла знает почти каждый христианин. Они означают, что истинным автором Писания является Сам Бог, несмотря на то, что все книги Библии подписаны именами конкретных людей. В том и заключаются чудо и тайна Библии, что в ней звучит глас Божий и голос человеческий. Один из признаков любви к Богу выражается в стремлении читать и изучать Библию. 

– Отец Димитрий, но я знаю, что многие ходящие в храм люди редко берут в руки Библию. Их страшит и объем книги, и ее сложный текст.

– Если верующий человек пренебрегает чтением Писания, то возникает вопрос: сознательно ли он крестился, сознательно ли называет себя христианином? Библию надо читать постоянно, запоминать, выучивать наизусть, размышлять о божественных словах. Хотите быть защищенными, хотите благодати Божией, хотите быть услышанными Богом – любите и изучайте Священное Писание.

Надо понимать, что Библия, особенно Ветхий Завет, – это очень древняя книга, ее невозможно понять без исторического контекста. Поэтому рекомендуется читать библейские тексты с толкованием святых отцов. Эти люди видели и слышали тех, кто окружал Христа, апостолов, возможно, даже были знакомы с ними. Без толкования не обойтись при чтении ни исторических, ни пророческих книг. Наиболее авторитетный толкователь Писания, прозванный «устами Павловыми», – святитель Иоанн Златоуст. Но есть и много других толкователей, и древних, и современных. Их так много, что каждый человек может найти своего собственного толкователя, который и откроет ему тайну великой книги. 

– Хотелось бы узнать, кто является Вашим любимым толкователем? И дайте, пожалуйста, совет, как правильно читать Священное Писание.

– Мой любимый толкователь – архиепископ Феофилакт Болгарский. Он написал полный комментарий на все книги Нового Завета. И в своем толковании святитель придерживается золотой середины: он рассматривает Священное Писание и как книгу историческую, и как слово Божие. При подготовке к проповеди его труды очень помогают.

Библия – это книга на каждый день, читают Священное Писание, как правило, по одной главе. Наверное, это самый удобный способ, потому что не перегружает человека и дает возможность читать Библию ежедневно. Некоторые читают по плану, распределяют Писание на целый год, год прошел – читают заново. Святитель Феофан Затворник советовал по нескольку раз перечитывать одно и то же и посвящать этому занятию не более получаса в день. Но потом в течение дня обдумывать прочитанное и стараться жить по духу того, что прочитал.

Все-таки это не художественная литература, которую можно прочесть залпом. Эта книга требует рассуждения над каждой фразой, а толкование используется по мере необходимости. Если человек понимает то, что читает, возможно, ему и толкование не нужно. Если интересно более глубоко понять эпоху и происходящие в ней события, узнать, что за люди встречаются на страницах Библии, то лучше обратиться к толкованию. 

– Скажите, отец Димитрий, можно ли читать Ветхий Завет выборочно, или правильнее будет чтение от первой книги до последней? Я, например, начала знакомство с Книги Иова, другие с Притчей Соломоновых, а чаще всего – с Псалтири.

– Это нормально. Допустим, книга Второзаконие содержит массу свидетельств о жизни древних евреев, их нравов и быта. Современный человек с трудом будет ее переваривать. Ничего страшного не случится, если он ее вообще не прочитает. Но такие книги, как Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Есфири, названная вами книга Иова, которые содержат важные событийные и нравственные моменты, они полезны как для начинающего христианина, так и для опытного.

Думаю, у каждого христианина есть собственная любимая книга Священного Писания, на которую он опирается в своей духовной жизни и находит утешение. Перечитывая ее, он всегда находит нечто новое и душеполезное для себя. Чтобы жить в праведности, не грешить перед Богом, радоваться и утешаться, нужно постоянно слышать слово Божие. Для этого мы и читаем Священное Писание. 

– Отец Димитрий, но христианский мир уже две тысячи лет живет по Новому Завету, который принципиально отличается от Ветхого. Почему же необходимо читать и его?

– Ошибочное мнение, которое возникло еще во времена апостольские. Апостол Павел много говорил о пользе и необходимости чтения Ветхого Завета. Ведь это то, на чем зиждется Новый Завет. Многие, читая Ветхий Завет, недоумевают, отчего Бог такой жестокий, а в Новом – милосердный, добрый? Почему Господь так долго закрывал глаза на зло? Все это можно понять, только прочитав обе книги.

Будет понятно, что древний еврейский народ жил в других реалиях, он был окружен языческим миром, и этот мир был полон зла и греха, и с этим злом надо было бороться. Кто-то из святых отцов сказал: «Если Ветхий Завет зовет человека к жизни настоящей, то Новый Завет готовит его к жизни вечной». Ветхий Завет учит человека нравственности житейской, а в Новом Завете евангелисты повествуют нам, как устроить жизнь Небесную. Как отторгнуться от земного ветхого человека и идти со Христом. Те же самые десять заповедей Моисея, о которых мы читаем в Ветхом Завете, – это фундамент, с него начинается христианская жизнь. 

– А разве они не перекрываются заповедями блаженства?

– Они ими преображаются. Их исполнение необходимо, потому что иначе не достигнуть заповедей блаженства. Если человек не может в своей жизни исполнить даже этих азов нравственной жизни, как ему помышлять о горнем? Поэтому отказываться от чтения Ветхого Завета, как от некого атавизма, непозволительно для православного христианина, стремящегося к совершенству в своей духовной жизни.

– Можно ли считать грехом, если христианин редко заглядывает в Писание?

– Греха в этом, конечно, нет, но человек, редко читающий слово Божие, подставляет себя под удар греха. Священное Писание дает силу противостоять  этому греховному миру, делает человека бдительным воином Христовым, который знает, что мир полон зла, и знает, как с ним бороться. 

– Порой возникает вопрос: зачем читать Священное Писание вновь и вновь, если уже знаешь хорошо его содержание?

– Но мы-то меняемся, не бываем одинаковыми. Мы меняемся день за днем, и слово Божие открывается для нас каждый раз по-новому. Человеку сегодня важно узнать через Евангелие одно, а завтра для него животрепещущим вопросом станет совсем иное. Бывает, одна фраза или даже одно слово западает в сердце, потому что именно сейчас оно и нужно человеку.

Если все, что написано в Библии, становится твоим внутренним миром, а оно так и будет при постоянном чтении, ты начинаешь мыслить по-другому, смотреть на жизнь иначе, божественные заповеди становятся смыслом твоей жизни. И каждый раз, читая Священное Писание, открываешь для себя новое даже в хорошо знакомом тексте. Вот что такое Библия! 

Отец Димитрий, что из Священного Писания необходимо читать ежедневно?

– В первую очередь Евангелие. Это настольная книга христианина, она для него наиболее душеполезна. Есть святоотеческое правило добавлять к чтению Евангелия апостольские книги, которые преображают его и истолковывают.

Многие христиане любят читать Псалтирь, эта книга действительно необычайно много в себя вмещает. На богослужениях постоянно звучат псалмы, но мы не делаем акцент на то, что Псалтирь превосходит другие книги Ветхого Завета и уж тем более Нового. Поэтому пользоваться только Псалтирью в ущерб другим книгам Священного Писания не стоит. 

– Дайте, пожалуйста, совет тем, кто никак не принудит себя к ежедневному чтению Писания. Или в этом должна возникнуть внутренняя потребность?

– Конечно, чтение Священного Писания должно стать потребностью верующего человека, но, как и всякая другая благая потребность, она требует понуждения. Становясь христианином, человек заново рождается, и как ребенок, который начинает учиться читать, писать, так и христианин должен учиться жизни христианской. Если начать побуждать себя к чтению, внимательно изучать Священное Писание, то обязательно появится любовь к этой книге. Есть известное изречение: «Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то даем Богу возможность беседовать с нами». Очень важно слушать Бога как можно чаще, потому что это имеет прямое отношение к нашему спасению.

 

Ольга Стрелкова
Теги: Священное Писание, Евангелие, Апостол, Псалтирь.
Оставить комментарий
Поделиться в: