На пути к Богу
Во все времена существования Православной Церкви она содержалась на пожертвования своих прихожан. Господь заповедовал Своему народу заботиться о храме, святые учили людей не жалеть средств на украшение церквей. Церковь молится о «благотворителях, благоукрасителях и создателях храма сего». Читая вечерние молитвы, христиане также обращаются к Господу и просят помянуть «плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах».
Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте сокровища на Небе. Мф. 6, 19-20
Несколько месяцев назад в Свято-Троицком соборе появилась новая святыня – икона Божией Матери «Иверская», точная копия с древнего чудотворного образа Божией Матери, хранящегося на Святой Горе Афон. Она была написана по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия специально для кафедрального собора. Прихожане сразу полюбили эту икону и благодарны за чудесный образ не только Владыке, но и прихожанину храма Олегу Ивановичу Жукову. С его помощью для храма было написано еще несколько икон, а год назад построен новый просторный баптистерий – помещение для совершения Таинства Крещения.
Не секрет, что зачастую обеспеченные люди жертвуют на храм, потому что сегодня так принято, модно, это часть имиджа делового человека. Но Бога не обманешь, Он видит, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Олег Иванович не выделяется среди прихожан, не выставляет напоказ свою благотворительность и на интервью неохотно согласился, напомнив евангельский принцип: Когда творишь милостыню, не труби перед собою (Мф. 6, 2). Но отказать в беседе все же не смог – Владыка благословил!
– Дело не в имидже, мне он не нужен. Я думаю, что христианин, который жертвует на нужды храма во славу Божию, сознает себя частью Церкви и старается посильно ей помогать. В книге Екклесиаста говорится: Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его (Еккл. 11, 1). Как вода совершает в природе свой круговорот, так и жертва, когда ты от души делишься тем, что у тебя есть, обязательно принесет свой плод. Каждый дает, сколько может, по мере своей. А у кого какие мотивы – мы знать не можем, да и судить не должны.
Я как-то на одном профессиональном форуме познакомился с коллегой из Германии, он русский православный человек. И хотя в светском обществе не принято афишировать свою религиозность, мы оба поняли, что исповедуем православную веру. Я задал ему простой вопрос о смысле жизни христианина. К моему удивлению, он не нашел, что ответить.
– Возможно, он слишком увлечен своим делом, ему некогда остановиться и подумать, зачем дана человеку эта жизнь.
– Для этого не надо останавливаться. Любой мыслящий человек рано или поздно непременно этот вопрос себе задает, он постоянно крутится в голове. Некоторые видят цель в детях, их материальном обеспечении. И человек все свои силы направляет на то, чтобы успеть обогатиться, как можно больше стяжать и все накопленное оставить детям. Но очень часто выросшие дети, получив материальные блага, не становятся счастливыми, скорее наоборот. То, что досталось без труда, никогда не ценится и еще при жизни родителей легко пускается по ветру. Либо дети также начинают усиленно собирать богатство для своих детей, суетятся, как белки в колесе. Стоит ли тратить на это свою жизнь, в этом ли ее смысл?
– Олег Иванович, а когда Вы стали над этим вопросом задумываться: как только пришли в Церковь или раньше?
– Конечно, раньше. Мой приход в Церковь и стал результатом долгих размышлений о том, что является причиной мира и кто всем управляет, эти мысли волновали все чаще. Я верил, что миром управляет какая-то высшая сила, интересовался разными философиями.
Зерно веры заронила в меня бабушка. Она была религиозным человеком, приносила нам с братом из храма просфорки, следила, чтобы мы съели их натощак, водила причащаться, а когда мы ложились спать, вставала на молитву перед иконой Спаса Вседержителя. Икона висела у нее в углу под самым потолком, теперь она хранится у меня.
– Почему же Ваш приход в Церковь не состоялся раньше?
– Наверное, мне нужно было время, чтобы сознательно прийти к Православию. Я часто захаживал в храмы, но больше из-за любопытства. Первой начала воцерковляться супруга, вслед за ней более осмысленно стал ходить на богослужения и я. Но это еще не было воцерковлением, не было и православного мировоззрения. Только тяжелая болезнь мамы окончательно привела меня в Церковь. Я понял, что ничего не могу без Бога. Хотел привести в храм и ее, но не успел. Смерть мамы стала отправной точкой моего воцерковления.
Так я стал прихожанином Свято-Троицкого храма, настоятелем которого был тогда отец Василий Стрелков. В то время приход в основном состоял из бабушек в белых платочках. Не скажу, что мне было от этого не комфортно, но я был сам по себе. Приходил на службу и уходил, ни с кем не общался и не знакомился.
С созданием Покровской епархии и приходом Владыки Пахомия все изменилось. Владыка существенно повлиял на интенсивность и качество моей духовной жизни, за что я очень ему благодарен. Приходская жизнь стала живой, интересной, и я в нее с радостью вписался. Здесь все время что-то происходит, меняется, идет строительство, храм преображается, и я с удовольствием во всем этом участвую.
Владыка и духовно, и интеллектуально – человек очень высокого уровня, с богатой эрудицией. С ним интересно общаться не только на духовные темы, но и на любые другие. По многим вопросам, касающимся культуры, искусства, архитектуры, наши вкусы и взгляды совпадают, и я рад, что могу вносить свою лепту в развитие епархии.
– А когда Вы начали помогать храму?
– Я всегда делал какие-то пожертвования, но с появлением епархии этот процесс стал более целенаправленным. От Бога все наше благосостояние, поэтому делиться теми дарами, которые человек получает от Бога, – христианская обязанность. Вместе с Владыкой мы обсуждаем новые идеи, а потом их воплощаем, и это намного интереснее, чем просто положить деньги в кружку. Наши помыслы с ним удивительным образом совпадают.
– С Иверской иконой тоже было совпадение?
– Два года назад я был на Афоне, встретился там с Иверской иконой Божией Матери. Эта древняя величественная святыня, прославленная как своей удивительной историей, так и бесчисленными чудесами, произвела на меня очень сильное впечатление. Конечно, захотелось иметь ее точную копию в нашем кафедральном соборе.
Моя помощь была финансовой, а дальше все взял на себя Владыка. По его благословению в Палехе был заказан и написан образ в византийском стиле, украшенный камнями, максимально приближенный к оригиналу. Когда икону вносили в храм, как будто Сама Богородица вошла – так все просияло. Это событие стало настоящим праздником для всех. Икона сразу полюбилась нашим прихожанам, каждый находит возле нее утешение, молится о милости к нам Божией Матери.
Кстати, на Афон я попал случайно, отдыхал с семьей в Греции, и друг позвал меня на три дня в совместную поездку, сказав, что он все организует. Но когда я прибыл на Святую Гору и выстоял очередь за получением диамонитириона, оказалось, что моей фамилии в списке нет. Очень расстроился, не знал, что делать, потом сел на парапет и стал читать акафист Пресвятой Богородице. Дочитываю до молитв, и приходит ощущение, что теперь все разрешится. Подхожу к служащему, и мне выдают документ. Это ли не чудо? В жизни каждого верующего человека таких чудес немало.
– Олег Иванович, Вы не так давно в Церкви, всего 10 лет. Как может измениться человек в духовном плане за столь недолгий срок?
– Мне кажется, духовная жизнь не измеряется годами. Что-то важное может произойти за мгновение, а может не произойти никогда. Духовная жизнь человека – большая тайна, все происходит по воле Божией. У большинства людей, я думаю, нет какого-то поэтапного плана изменения в себе. Конечно, человек исповедуется, встает на путь покаяния, но без воли Божией он не может победить в себе греховные страсти, только с Его помощью. Быстро ли меняется человек или медленно, в любом случае смысл того, что мы находимся в Церкви – это встреча с Богом. Если человек хоть раз пережил прикосновение Бога – это то, что мы называем Божьей благодатью, он всегда будет к этому стремиться.
– Вы руководите большим коллективом, и то, что глава солидной компании – верующий человек, наверное, исключение из правил. Как относятся Ваши подчиненные к тому, что Вы часть своего времени и средств отдаете храму?
– Во-первых, я это никак не демонстрирую и никому не сообщаю, что жертвую на храм. Это Вы заставили меня разговориться! Возможно, я в глазах своих работников выгляжу как-то иначе, чем остальные сотрудники предприятия. В кабинете есть икона, на стенах – постеры с изображением храмов, которые для меня особенно значимы. Но это не мешает мне быть требовательным к подчиненным и взыскивать с тех, кто плохо выполняют свою работу. Наше предприятие «Нита-Фарм» – ведущее в России, мы держим марку на рынке по производству лекарственных препаратов для ветеринарии уже 27 лет. Работать приходится очень много.
– Но Вы так часто бываете в храме, когда же успеваете?
– У меня хорошие помощники, и поэтому, когда есть возможность, – я всегда на службе. Хотелось бы чаще, но производственная необходимость такова, что в год приходится совершать до 50 перелетов по всему миру. Вот и на Троицу в этом году, к сожалению, не сумел попасть.
В жизни происходит столько всяких событий, не всегда радостных, они порой выбивают из колеи, но я знаю, что приду в храм, обращусь к любимому святому, к Богородице, к Господу и смогу привести свою душу в спокойное состояние. Это не значит, что я всегда безмятежен, но я благодарен Богу за все, даже если в мою жизнь приходят какие-то испытания.
– Скажите, Олег Иванович, из тех добродетелей, к которым стремится каждый христианин, что для Вас главное?
– Любовь. Господь заповедовал нам: Любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34). Любви нельзя научиться, нельзя в себе ее воспитать, это дар Божий, но стремиться к этой добродетели надо всей душой.
– Вы рассказали о своем знакомом, который не нашел пока ответа на вопрос о смысле жизни. А Вы нашли его для себя?
– Я думаю, смысл жизни – в стремлении к Богу. Если говорить не церковным, а светским языком, то это путь к совершенству. На самом деле, это одно и то же, потому что Бог и есть совершенство.
20 августа 2019 г.