Великая сила слова
Каждый день мы произносим тысячи слов, общаясь с близкими, на работе, в общественных местах, делясь новостями, высказывая свои мысли, убеждения, читая молитвы. Но часто люди оказываются невнимательными к «исходящему из уст», не задумываются над тем, что несут их слова – добро или зло, пользу или вред, радость или горе. Удивительно, но факт, что самые несправедливые, обидные, жестокие слова мы порой говорим самым близким людям: родителям, детям, супругам. Брошенное сгоряча слово может ранить родного человека, оставить на его сердце шрам, разрушить нашу любовь. Говорят, словом можно убить, словом можно исцелить – это красивая метафора или действительно слово имеет магическую силу? Поразмышляем на эту тему с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Иак. 3, 2
– Владыка, говорить о слове – значит, говорить о Боге, Который Сам есть Слово и сотворил мир Своим Словом. Всякое ли слово имеет мощную силу или только Слово Божие?
– Слово – удивительный дар, данный нам Самим Господом. Из всех живущих на земле существ только человек способен излагать свои мысли, чувства, переживания словом, слово роднит нас с Богом.
Бог являет Себя миру через Слово, и человек выражает себя, свое внутреннее устроение тоже через слово. Поговорив с человеком, можно понять, кто он таков, что в его сердце. Слово обладает колоссальной силой, есть слова, которые убивают, и слова, которые спасают. Поэтому надо очень осторожно и внимательно с ними обращаться.
Господь неоднократно говорит нам в Священном Писании о силе слова. Знаменитое Его изречение: от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 13, 37) – это предупреждение каждому из нас. Нужно понимать, какая ответственность лежит на каждом даже за случайно сказанное слово.
Празднословный впустую тратит данный ему от Бога дар, он подобен евангельскому человеку, закопавшему свой талант в землю. Если мы не ценим дар Божий, пользуемся словом недостойно, за это Господь может нас осудить.
– Разве дела не важнее слов, ведь сказано, что «вера без дел мертва»?
– Безусловно, человек оправдывается или осуждается не только от своих слов, но и от поступков. В Евангелии есть замечательная притча о двух сыновьях. Одному из них отец дал какое-то поручение, сын ответил: «Иду!» – и не пошел. Второй на то же самое повеление ответил отказом, но при этом пошел и выполнил поручение отца. И Господь заключает, что второй сын оказался более прав. Да, слово имеет определенную силу, но человек либо подтверждает, либо отвергает его уже делом. Так что слово и дело неотделимы друг от друга.
– Как же наш язык, наша речь связаны с нашей духовной жизнью, влияют на нее?
– Словом мы выражаем суть того, что происходит в нашем сердце, поэтому наша речь, конечно, свидетельствует о нашем духовном состоянии. Писание говорит, что быть благочестивым невозможно, если не следить за своим языком. Произнесенные нами слова оказывают влияние не только на окружающих, но, прежде всего, на нас самих и, конечно, влияют на нашу духовную жизнь.
Мы до конца даже не можем оценить силу произнесенного слова, но оно сказано – и начинает действовать. Злое слово и в нас умножит злобу. Можно вспомнить преподобного Антония Великого: «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». Почему святой напоминает об опасности, которую таит в себе наш собственный язык? Когда мы много и безудержно говорим, нам бывает трудно уследить за всем, что вышло из нашего сердца и сорвалось с языка. Мы сами себя внутренне разоряем, опустошаем. Бог близок к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит много и необдуманно.
– Но что делать, если слово уже сказано, как научиться сдержанности в словах?
– Когда человек согрешил, он кается. Например, был скуп, старается исправить свой грех щедростью, милостью. Так и со словами. Наговорил сгоряча глупых, злых слов, время вспять не повернешь, как говорится, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Но извлеки урок из того, что случилось, попроси прощения и потом в подобных ситуациях десять раз подумай, прежде чем сказать. Трудно, но надо научиться взвешивать каждое слово, прежде чем оно вырвется наружу.
Представьте, как тренируют бойцов-спецназовцев, чтобы у них выработался навык действовать правильно в любой экстремальной ситуации. Эти навыки приобретаются многочисленными тренировками. В духовной жизни христианин так же вырабатывает в себе навык правильного поведения. Мы приучаем себя ежедневно читать молитвенное правило, Священное Писание, ходим регулярно на богослужения, учимся просить прощение, если согрешили.
Так и с языком. Мы говорим, общаемся, поддерживаем разговор, но надо научиться и молчать. Почему святые советуют поменьше говорить, особенно во время Великого поста? Да потому что вероятность нагрешить гневным злым языком, раздражительностью гораздо меньше, если человек приучит себя в нужные моменты молчать. При многословии не миновать греха (Прит. 10, 19). Празднословие – это праздность сердца, души человека. Святые считали молчание одной из главных добродетелей.
– Но нам, мирянам, зачем нужно молчание, мы же не святые? Общение – часть нашей жизни.
– Преподобный Арсений Великий говорил, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании. И народная мудрость говорит о том же: хорошая беседа – серебро, а молчание – золото. Если есть в тебе тяга к разговору, постарайся использовать ее в духовных целях. Старец Паисий Святогорец наставлял своих духовных чад: «Постарайся с людьми говорить только о необходимом и все время говорить со Христом».
Для любого человека святость должна быть целью. Как святые стали святыми? Они ведь шли к этому состоянию от ступени к ступени, восходили от силы в силу. У каждого, конечно, своя мера, свое внутреннее устроение. То, что одному что-то под силу, другому – нет, но стремиться надо к святости.
– То есть, чтобы избежать греха, надо поменять круг своего общения, оградить себя от людей празднословных?
– Если мы откроем «Лествицу» Иоанна Лествичника или поучения аввы Дорофея, то и та, и другая книга говорят о том, что желающий встать на путь духовной жизни должен оградить себя от греховного мира, в котором он вращается. Это наставления для монашествующих, но в отношении мирян действуют те же принципы. Многословие свойственно женщинам, вдвойне неприятно, когда встречаешь болтливых мужчин. Мужчина должен быть рассудительным, но не болтливым. Каждое слово, которое мы произносим, фиксируется на Небесах, и поэтому следует быть сдержанным в словах и больше слушать, чем говорить.
– Скажите, Владыка, влияют ли на судьбу человека слова проклятия или верующий, воцерковленный человек защищен от них благодатью Божией?
– Честно сказать, я не люблю тему магических заговоров, «сглазов». Я убежден, что не злой человек и не его проклятия определяют нашу судьбу. Если человек доверяет Богу, никакое злое слово, пришедшее к нему со стороны, не может ему навредить. Господь сильнее любой злой силы.
Но легкомысленно относиться к словам нельзя, в древности это понимали, люди чувствовали свою связь с миром духовным, с природой и знали, что каждое их слово, плохое или хорошее, может повлиять на их жизнь. Поэтому существовали запреты, табу, например, нельзя было упоминать в разговоре злую силу, притягивать ее к себе. Опираясь на традиции, человек чувствовал себя более защищенным.
Мы друг с другом и с Богом связаны невидимыми нитями, связаны словом. Во все времена благословения отца и матери не просто высоко ценились, но это было самое важное, что дети получали от своих родителей. В родительском слове была огромная сила! Такая же, как и в благословении пастыря, священника. У современного человека есть иллюзия, что он хозяин своей жизни и сам способен отгораживаться от любых проблем, а это не так.
– Каждый верующий человек знает о силе молитвенного слова, но всякая ли молитва обладает этой силой?
– Слова молитвы имеют силу только тогда, когда человек произносит их сердцем. Старец Паисий говорит, что если мы молимся сердцем, если берем на себя боль и скорбь своего ближнего, если наше сердце сострадает, такая молитва будет услышана Господом. А если формально проговаривать слова молитвы, сухо, без чувства, как она будет действенной?
– Но бывает, что молишься всем сердцем, а Господь не дает просимое.
– Это не потому, что Он не слышит наших слов, а потому, что нет Его воли на нашу просьбу, это надо понимать. Тут очень важно доверять Богу и почаще вспоминать моление Христа в Гефсиманском саду: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Настоящая молитва ощутима тогда, когда человек горячо молится, но при этом всегда оставляет последнее слово за Богом.
Каждый из нас имеет право на свободу слова, однако последствия от произнесенных слов могут быть разными. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…». Пусть же каждое произнесенное нами слово будет во благо, несет добро, любовь, радует, утешает, вселяет надежду, защищает. Ведь этот великий дар мы получили от Творца.
16 сентября 2019 г.