Наша Покровская «Избавительница»
«Я по-особому стал относиться к этой иконе, узнав о судьбе священника Георгия Лысенко, который обрел эту икону. Это были 1970-ые годы, жесткие по отношению к Церкви. Священник этот подвергся репрессиям за богослужения, проповеди и хранение иконы. Советские власти говорили, что он выдавал ее за чудотворную, но известно, что люди действительно получали Божественную помощь через образ. Отца Георгия лишили регистрации – без нее он не имел права делать ничего. Он не был запрещен в служении, наоборот Архиерей хлопотал за него, но ничего не мог сделать, потому как невозможно было побороть зверя, которым было советское государство. Для меня эта икона стала одним из символов мрачного, тяжелого и подлого периода в жизни Церкви, когда безбожники делали все, чтобы ее опорочить, оболгать, выставить в неприглядном свете».
Это слова из проповеди Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, произнесенной в день памяти иконы Божией Матери «Избавительница». Список с чудотворного образа постоянно пребывает в храме в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса). В день памяти этой иконы предлагаем вспомнить ее историю.
В начале XIX столетия на Святом Афоне проводил иноческую жизнь замечательный подвижник Константий Феодул. У старца сего находился чудотворный образ Богородицы, написанный около полутораста лет тому назад. После смерти этого подвижника Святой образ перешел в собственность к ученику Константия старцу Мартиниану (1884), пришедшему на Святой Афон из Греции в 1821 году.
В начале 1841 года Мартиниан отправился с Афона в Элладу. Здесь он пришел в местечко Мавровони, находившееся в епархии Спарты. Жители тех мест подверглись страшному бедствию: их поля, леса и вся вообще растительность опустошалась саранчою. Двигаясь вперед сплошною массою, она истребляла все, что ей попадалось на пути. Местное начальство выгоняло жителей силою на поля, заставляя их собирать губительное насекомое, сносить его в ямы и жечь, но все эти меры были бессильны в борьбе с ужасным врагом, и казалось, что чем больше саранча истреблялась, тем больше она увеличивалась. В ужасе поселяне обратились в лавру Алексия, человека Божия, находившуюся вблизи несчастного округа. Взяв часть Святых мощей этого угодника Божия, они стали совершать молебны с Крестными ходами на свои поля. Но саранча, как бы раздраженная этими действиями, стала бросаться на людей, преимущественно в глаза. И жители, и священники в ужасе разбежались по своим жилищам.
Об этом бедствии узнал и старец Мартиниан. После молебна он сказал, обращаясь к поселянам:
- Неужели до того уже оскудела наша вера, что и этого у Господа не можем выпросить. Усилим же наши мольбы; соберите по крайней мере хоть старцев, прибегнем к державному и всесильному заступлению Владычицы неба и земли; вынесем Ее Святую икону, помолимся совокупно, и верую Господу, что Он не презрит нашей смиренной и усиленной к Нему молитвы и, по предстательству Своей Матери, избавит страну от великого бедствия. В надежде на милостивое заступление Богоматери собрались не только старцы, но и мужи, жены и даже дети всего до 5000 человек.
Явилось и 4 священника. И вот Крестный ход в сопутствии старца, несшего Святой образ, отправился на поле. Здесь Мартиниан поставил принесенную им икону прямо на землю, и пред нею все поселяне склонились с великою мольбой. Небесная Владычица не отринула молитвы верных рабов Сына Своего и Бога нашего. Дивным знамением Своего могущества Она поразила саранчу. Саранча вдруг поднялась с полей и полетела такой густой массой, что заслонила густотою своею свет солнца. Внезапно налетело великое множество птиц вроде скворцов; все они стремительно бросились на насекомых и истребили их.
В этом же селении Мавровони лежал в тяжелой болезни один мальчик. Болезнь его усиливалась, и родители решили напутствовать своего сына причащением Святых Тайн. Но приглашенный священник почему-то замедлил и долго не являлся. Когда же он, взяв Святые Дары, направился к дому болящего, то пригласил с собою и старца Мартиниана. Лишь только они пришли в дом, как были поражены вестью, что мальчик уже умирает. Иерей обратился с просьбой к Мартиниану принести свою икону, чтобы вместе помолиться Царице Небесной об отроке. Старец, видя глубокую веру его и сокрушенных родителей, вынул находившийся всегда при нем Святой образ и поставил его над одром мальчика. После молитвы старец трижды осенил образом умирающего, и мальчик неожиданно открыл глаза; его по просьбе Мартиниана причастили, и мальчик встал совершенно здоровым. Возвращенный к жизни мальчик впоследствии постригся в иночество и с именем Алексия долго подвизался на Святом Афоне.
Весть об этом далеко разнеслась по окрестностям. Множество недужных и страждущих душевными и телесными немощами направилось к образу Богоматери, и все с верою притекавшие к Ее милостивому заступлению получали просимое. Непрестанно источавшиеся от образа чудотворения так увеличили число богомольцев, что хижина, в которой обитал старец, постоянно была ими переполнена. Бежавший от мирской суеты и стяжавший себе добродетель смирения старец задумал удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти. С этой целью он направился вдоль морского берега и скоро нашел над морем отвесную скалу с пещерой, которая была вполне достаточна для его подвигов. Расположившись здесь, Мартиниан думал, что он уже совершенно уединился от людей. Но Пречистая Дева благоволила устроить иначе.
Однажды ночью подвижник молился в пещере. Во время молитвы он вдруг слышит голос, повелевавший ему не скрывать у себя чудотворного образа, а служить благу и нуждам ближних. Мартиниан попытался было сослаться на свое недостоинство, немощи и затруднения, но голос еще настойчивее велел подчиниться откровению, говоря, что совершается все это ради славы Матери Божией. Когда старец окончил свое моление, то он предался краткому отдыху. В это время вдруг необычайный свет озарил пещеру. Старец увидел сияющий столб, простиравшийся от неба до земли, и при этом снова услышал тот же глас, повелевавший ему оставить затвор и идти послужить ближним.
Открыто было местопребывание подвижника и окрестным жителям. Одна бесноватая, именем Елена, все время кричала, что ей известно место, где скрывается старец; при этом она указывала, что только находящаяся у него икона может даровать ей исцеление. Бес, обитавший в этой женщине, был весьма пытлив и лют. Всех приходивших к Елене он обличал даже в сокровеннейших грехах. Один благоговейный иерей во что бы то ни стало решился прочитать над бесноватой заклинательные молитвы и пришел в дом Елены. Но больная набросилась на священника и начала грозно поносить служителя алтаря Божия.
Не взирая на все возгласы бесноватой, священник продолжал читать молитвы, причем спросил у скрывавшегося в женщине беса, кто же может его изгнать. И нечистый дух против воли заговорил об уединившемся старце с иконой и, понуждаемый иерейским заклинанием и силой Божией, указал то место, где скрывался Мартиниан.
Наутро после видения старец услышал шум большой толпы народа, собравшегося перед скалою и умолявшего подвижника сойти к нему и помочь страждущим. Усматривая во всем этом волю Божию, старец повиновался и пошел в дома поселян. Прежде всего, он направился к бесноватой Елене. Когда он приближался к ее жилищу, недужная впала в совершенное беспамятство и начала неистово вопить. Когда же старец, войдя в дом, поставил образ Богоматери и положил перед иконой несколько поклонов, бес немедленно же вышел из женщины с великим стенанием. Больная пришла в себя и с горячею мольбой возблагодарила Богородицу. Приложившись вслед за этим к Ее иконе, она почувствовала себя совсем здоровою. Много и других бесноватых исцелилось по молитве перед этим образом Богоматери.
Так как чудотворения источались от иконы непрерывно, то народ неотступно пребывал при Мартиниане. Старец тяготился этими собраниями и, наконец, решился вернуться в свою обитель. Народ, узнав о его отбытии, в великом множестве провожал подвижника на далекое расстояние. С великим плачем они расстались со старцем, так как вместе с ним уходил от них и образ Богоматери, излившей столько милостей на их местность.
После прибытия на Афон в монастырь великомученика Пантелеймона, Мартиниан вскоре преставился ко Господу. Святая же икона Богоматери перешла в драгоценное наследие обители. Пантелеймоновская обитель всегда хранила эту святыню, как драгоценнейшее сокровище и утешение в нуждах и скорбях рода человеческого.
По завещанию усопшего схиархимандрита Макария, отца и руководителя русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, чудотворная икона была дарована 20 июля 1889 года (ст. ст.) Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе в благословение и в залог взаимной братской любви.
Первое празднование этой иконе в России было совершено 17 октября 1889 года (ст. ст.). В этот день с утра поднялась сильная буря и выбросила на монастырский берег множество рыбы разной величины, так что монастырские рабочие набрали около 80 пудов.
Впоследствии икона чудесным образом избавила от гибели Государя Императора Александра 111 с Августейшей Семьей при крушении поезда на станции Борки, а также наследника престола Великого князя Николая Александровича в г. Отсу (Япония) от руки бесноватого самурая-язычника.
На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей. Эта святая икона относится к иконографическому типу «Одигитрия» и представляет собой поясное изображение, покрытое дорогой золоченной ризой с эмалью, вделанное в другую большую икону, на которой изображены святой апостол Симон Кананит и святой великомученик Пантелеймон, стоящими во весь рост и как бы держащими в руке икону Богоматери.
Празднование в честь иконы Богоматери, именуемой «Избавительница», совершается 4 апреля и 17 октября в воспоминание чудесного спасения Императора Александра Александровича с Его Августейшим Семейством.
30 октября 2019 г.