Найти Бога
Какие механизмы должны запуститься в человеке, чтобы установилась его связь с Богом? Каждый человек помнит тот момент, когда он принял решение полностью изменить свою жизнь и обратиться к Церкви, стать христианином, познать Бога. И, конечно, каждый может восстановить всю цепочку событий, которые привели его к этому решению.
Новый человек
Два десятилетия назад столичный журналист Александр Казакевич по заданию редакции отправился в путешествие на Валаам. Надо было сделать репортаж о том, как монастырь готовится к празднику Рождества Христова. Монастыри как раз начали восстанавливаться, открываться, и тема монастырской жизни была новой и интересной.
Александр мало что знал о Церкви и вере, о монастырях и монахах. Что такое Валаам, кто такой наместник и как живут в обители иноки – молодой журналист толком не представлял. Но эта поездка изменила всю его жизнь.
Светский репортер впервые попал в монастырь, где пережил самое сильное впечатление – монашеский постриг. Эта незабываемая картина потрясла молодого журналиста своей необратимостью. Взмах ножницами – и родился новый человек. «Вернее, два человека, – вспоминает Александр Казакевич. – Вторым был я. Потому что весь мой последующий путь, с ошибками и победами, с разочарованиями и поисками, теперь имел совсем другое значение: с этого момента я понял, что несу ответственность не перед собой или своими близкими, а только перед Богом. За все эти годы сколько раз я отворачивался от Него и сколько раз, уподобляясь блудному сыну, просил пустить обратно. Но я больше никогда не забывал про Него. Никогда».
Соприкоснувшись со святыней, с живой верой, он начал свое преображение, воцерковление. Теперь его поездки стали не по работе, а по зову души. Все они наполнены невероятными событиями и встречами, о которых Александр Казакевич очень увлекательно рассказал в своей книге «Ухожу в монастырь», ставшей настоящим бестселлером.
Книга написана живым ярким языком, содержит множество фотографий, и, прочитав ее, вы вместе с автором совершите увлекательное паломничество по святым местам и узнаете много нового из жизни известных монастырей. «И на несколько дней, для того чтобы помолиться, чтобы душе стало легче, чтобы очиститься, чтобы не перекладывать свои заботы и проблемы на самых близких своих людей, я ухожу в монастырь», – так заканчивает свою книгу А. Казакевич. Рассказ о поездках на Афон, Синай и Святую землю, в Оптину, на Валаам и Соловки, в Спасо-Каменный и Коневской монастыри – туда, куда душа зовет, тоскуя о главном, сокровенном, вечном.
Не спи, душа
Сейчас некоторые писатели и по делу, и всуе в своих произведениях упоминают имя Господа Бога. Но по этому внешнему признаку не стоит причислять их к православным писателям. «Писатель не определяется, православный он или неправославный ,мандатом, “корочкой”, а определяется умением сопереживать человеку и любить его. Истина разлита в мире, и уже дело писателя – волей своего таланта воспринять это Откровение. Вот я считаю, что русская литература… она дышит откровением Божественной любви. Лучшие произведения наполнены этим, и порой даже сам автор не осознает, что он создал. Ведь настоящий творческий человек есть только проводник между людьми и Богом». Эти слова самарского писателя Александра Громова, талант которого отмечен многими литературными премиями, безусловно, относятся и к его собственному творчеству. Удивительно, но именно Самарская земля подарила нам таких замечательных православных писателей, как протоиерей Николай Агафонов, открывший для священства дверь в литературу. Алексей Солоницын, книги которого хорошо известны российскому читателю, тоже живет и трудится в Самаре. Их произведения, как и творчество Александра Громова, пробуждают в человеке вопрос о смысле жизни: есть ли он без Бога?
Сборник рассказов и повестей Александра Громова «Прощеный понедельник» о том, как встреча с Богом меняет жизнь человека. Так, главный герой рассказа «Прощеный понедельник», начальник системного отдела, утратив собственное лицо, запутавшись в жизни, именно в первый день Великого поста начинает осознавать степень своего падения. Случайно в Интернете во всю страницу герой рассказа видит слова: «“Душе моя, восстани, что спиши!..” Это простое откровение потрясло меня, и я некоторое время без движения сидел перед монитором, словно из того и в самом деле перетекала в меня и заполняла всего некая сила, и хотелось, чтобы это “Душе моя, восстани…” дошло до каждой клеточки, до каждого атома моего существа».
А восставать надо было из глубокой ямищи, из пустой суетной жизни, в которой давно не было любви, правды, не было ничего настоящего, а была ложь, неприкаянность, равнодушие. Захотелось остаться одному: «Я еще не знал, как, но почувствовал, каким здоровым может быть мое “я”, надо только очистить его. И начинать надо с сердца, надо внимательно слушать его».
Этот рассказ, как и вся книга Александра Громова, о том, как встреча с Богом меняет жизнь человека. Господь говорит нам, что мы Ему нужны. Осталось, чтобы Он стал нам нужен. Вдохновенно и удивительно точно описывает автор свое духовное состояние во время первого в своей жизни крестного хода. Паломники шли из Самары вдоль Волги в Ташлу к Ташлинской чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед». Сколько искушений было перед его началом, и идти в многодневный крестный ход не очень-то хотелось. «Но удивительное дело: как только я оказался среди паломников, как только отслужили молебен и батюшка окропил всех святой водой, как только сделали первые шаги и пересекли некую черту, отделившую нас от мира, на душе стало легче и спокойней, показалось, что как будто отрясли городской прах со своих ног, а вместе с ним и все заботы, всю суету и все прелести мира сего. Что сей мир, когда с нами Бог?!»
Думаю, каждый, кто хоть раз побывал в паломничестве, в крестном шествии, вспомнит свои мысли и чувства, вспомнит, как меняется внутренний мир человека, как открывается ему красота всего созданного Богом и как хочется за это короткое время успеть хоть немного расчистить родник своей души от всякого мусора, всего ненужного, лишнего. А в конце пути вслед за автором сказать: «Слава Богу за все!»
По законам Любви
Мечта каждого православного мужчины — побывать на Афоне. Александр Громов многие годы собирался в эту поездку, а после возвращения домой долго не мог решиться написать о Святой Горе – так многое в нем самом изменилось за несколько дней паломничества. Писатель был уверен, что правдивой книги об Афоне не получится, он просто не мог вместить в себя все впечатления, которые переполняли его душу. В предисловии к книге, которую автор назвал «Восемь дней на Афоне», А. Громов написал: «Есть Святая Гора, где положен предел суетному и преходящему, где заканчивается земля и начинается Небо. Там люди живут по законам Любви… Такой рай на земле».
Для автора было важно не просто подробно описать свою поездку, но чтобы читатель, открыв его книгу, почувствовал то же, что пережил и почувствовал он сам, путешествуя по известным монастырям Афона. Следуя за автором, читатель чувствует, как меняется мироощущение героев повествования, двух друзей-писателей, отправившихся на Святую Гору в поисках известного святогорского старца.
Прекрасный живой язык, переживания главного героя, описания всех коллизий этого путешествия, порой драматичных, порой забавных, – оставляют яркие впечатления от книги, которую многие читают и перечитывают по несколько раз. Узнаешь много интереснейших фактов из истории древней Святой Горы, удела Богородицы, и остается чувство благодарности к писателю, который дал нам возможность хотя бы таким образом прикоснуться к величайшим святыням.
Эту книгу часто сравнивают с книгой А.Казакевича «Ухожу в монастырь». И та и другая – записки паломника, довольно распространенный литературный жанр. Они не уступают друг другу, но обе оставляют яркие впечатления и желание еще и еще раз перечитать эти замечательные познавательные книги, в которых так много искренних чувств, юмора, добра и любви.
22 января 2020 г.