Приход — дело общее
Когда-то в центре одного из красивейших сел Левобережья Шумейка стоял величественный каменный трехпрестольный храм во имя пророка Божия Илии, вмещавший до 1700 богомольцев. Он был украшен несколькими главами с позолоченными крестами, множеством орнаментов, массивным иконостасом. Рядом находилась церковно-приходская школа, богатая библиотека, дом священника.
Факты истории
В годы безбожия храм закрыли, а вскоре он был полностью разрушен. К счастью, это место не было осквернено, здесь установили памятник героям Великой Отечественной войны. Но чтобы помолиться, верующим людям надо было ехать в город.
В 2013 году в Шумейке возродился православный приход, ему передали маленькое полуразрушенное здание бывшего фельдшерского пункта под строительство храма. В Ильин день здесь отслужили первый водосвятный молебен, а уже через год в новом Ильинском храме был совершен Чин положения антиминса и первая Божественная литургия.
Рождение прихода
Приход — это семья. И в эту семью человек приходит сам и сам решает, какое место он здесь займет. Можно хоть каждый день ходить на богослужения, участвовать в таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, что происходит в храме. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода. Что же объединяет людей в Церкви, как рождается настоящая приходская община?
Секретарь Епархиального управления священник Виктор Тихонов:
— Главное на приходе — желание вместе молиться. Если это желание есть, и оно подкрепляется хорошим пастырским служением, тогда решаются и все остальные потребности приходской жизни. Так и рождается приходская община.
Преимущество маленьких сельских приходов в том, что все друг друга хорошо знают, и даже если между соседями случались какие-то бытовые передряги, ссоры, в храме они уходят в сторону. Люди духовно меняются, они начинают жить общей жизнью не только в храме, но и за его пределами, как и должна жить христианская община.
Любое общее дело сплачивает людей, но особенно сближает строительство храма, здесь и происходит рождение общины. С огромным желанием прихожане трудились, реставрируя полуразрушенное здание, превращая его пусть в небольшой, но красивый, уютный храм. Из дома приносили мебель, иконы, с любовью украшали дом Божий, благоустраивали приходской двор.
В поисках средств обходили село, стучались в каждую дверь, просили помощи. Не все охотно встречали верующих, но когда за дело взялась сельский почтальон Надежда Мироновна Кузнецова, дело пошло быстрее. Она оповещала всех о строящемся храме и убеждала помочь, кто чем может. Отказать старожилу села, которую все хорошо знают и уважают, было невозможно. Давали деньги даже нецерковные люди. Надежда Мироновна после каждого похода всегда возвращалась с деньгами и строго следила за расходом собранных средств.
Однажды, когда отец Виктор пришел на почту к Надежде Мироновне обсудить финансовые проблемы, сюда зашла семейная пара и, увидев священника, с негодованием обрушили на него шквал обид. Выяснилось, что недавно супруги потеряли сына и не могли найти батюшку, чтобы совершить чин отпевания. Отец Виктор успокоил супругов и долго с ними беседовал. Рассказал, что в селе строится храм, создается приход, и будет батюшка, и все требы будет исполнять. В итоге эти люди стали прихожанами Ильинского храма, отец Виктор их венчал, крестил их внуков и до сих пор общается с этой семьей. Такие истории не забываются. А еще отец Виктор хорошо помнит первый крестный ход в Шумейке в 2013 году.
— Большинство прихожан — женщины, а нужно было нести хоругви, и я предложил одному сельчанину помочь нам. Надели на него стихарь и пошли. Человек никогда не был в храме, а тут пришлось у всех на виду пройти по селу в церковном облачении, с молитвой, окроплением святой водой. До этого он жил за высоким забором и совершенно не интересовался жизнью прихода, но с той поры начал ходить в храм, потихоньку воцерковляться.
Когда общину возглавил иеромонах Виссарион (Cамусев), началась полноценная приходская жизнь. Для отца Виссариона это был первый опыт пастырского служения. Он, будучи летчиком, долго не разгонялся, а сразу устремился вверх.
И хотя у батюшки не было специального духовного образования, но пастырской и житейской мудрости у него предостаточно для того, чтобы донести Христа до сердец своей паствы. Прихожане полностью ему доверяют и очень любят своего настоятеля. А что еще пастырю нужно?
Сельскому батюшке не обязательны глубокие богословские знания, гораздо важнее иметь то, чем наградил Господь отца Виссариона — сердечную простоту, доброту и деловитость. Он фактически жил на приходе, весь отдавался служению, себя не щадил. К сожалению, в прошлом году отца Виссариона постигла немощь, батюшка перенес инсульт, но, как человек военный, не сдается, продолжает служение.
«Золотая молодежь» прихода
Людмила Петровна Пендельская:
— Мы все молимся за нашего батюшку, если ему будет тяжело служить, пусть на стульчике сидит, только пусть служит. Вся наша «золотая молодежь» — самая солидная из нас Мария Феофановна, ей 90 лет, мне и моей подруге Капитолине под 80 — мы всегда в храме и все, что можем, делаем.
Помогают Церкви те, кто ее любит, а не те, у кого есть материальная возможность. Я как-то подошла к одному предпринимателю, он дал 500 рублей, другой ответил, что уже обслуживает один храм. Так и сказал: «обслуживаю». Но я не стесняюсь, прошу. Подхожу как-то к местному фермеру и говорю: «У тебя урожай в этом году хороший? Боженька тебе его дал. Приди в храм, отблагодари Бога, поставь свечку». Кто-то приходит, а кто-то еще не дозрел.
Татьяна Толстова, свечница:
— Я с детства в храме, никогда без Церкви не жила. Когда храма в селе не было, мы приспособили для служб кинобудку в Доме культуры, развесили бумажные иконки и молились, а по воскресеньям ездили в храм села Генеральское. Как-то приехал туда Владыка Пахомий, мы его спрашиваем: «Будет ли в Шумейке церковь?» Он ответил: «Обязательно будет!» Так общими усилиями и построили наш храм.
Владыка к нам всегда приезжает 2 августа в день памяти пророка Илии, для нас это радостное событие, вот и сейчас мы его ждем, готовимся, как к большому празднику. Жаль, что мало пока людей ходит на службы, но все равно храм притягивает. Идут мимо — кто-то перекрестится, кто-то зайдет свечку поставит, записку напишет. Люди очень долго жили без храма, отвыкли, им проще в магазин пойти, чем в церковь.
Галина Неижмакова, регент:
— Регентом я стала только потому, что очень люблю петь. Никакого музыкального образования у меня нет, я даже нот не знаю. Но наш Владыка всегда говорит: «Петь должен весь храм, а не только хор». Батюшка, когда узнал, что могу петь, сразу направил меня и Галину Ольшевскую в Покровский епархиальный образовательный центр на регентские курсы. Мы их закончили и научили петь остальных.
Как-то приехала певчая из другого храма и была очень удивлена — как можно петь Литургию, не зная нот? А мне ноты не нужны, я всю службу знаю наизусть. Мне кажется, «Отче наш» и «Верую» нигде так красиво не поют, как у нас в храме. Мы и певчие, и в свечной лавке стоим, и храм сами убираем, и за расходами следим, и прихрамовой территорией занимаемся. В храме трудятся только наши прихожане, и нет ни одного работника, который не был бы членом прихода. Все друг друга заменяем, мы действительно братья и сестры.
Галина Ольшевская, бухгалтер прихода:
— Церковь — это мы, и жизнь храма — дело каждого из нас. Главное на приходе — жить вместе духовной жизнью, но и хозяйственные вопросы мы должны решать сами. Владимир Пушкин, Лариса Федорова, Мария Горбачева, Ольга Байзаханова да и все остальные всегда готовы трудиться, если что-то надо сделать для храма.
Сделаем полезное дело — отец Виссарион обязательно скажет с амвона: «Какие вы у меня молодцы!» Сам батюшка трудится во славу Божию, да еще свои деньги постоянно вкладывает в храм, а скажешь ему об этом, он в ответ: «Молчи! Мне ничего не надо». Как такого батюшку не любить! Он для нас всех пример. Мы за него молимся, так хочется, чтобы Господь нас услышал, и батюшка всегда был с нами.
«Где сокровище ваше…»
Правая рука и незаменимый помощник отца Виссариона — Вячеслав Исаков, тоже бывший кадровый военный, с которым они вместе пономарили еще в Ильинском храме Летного городка. Вячеслав Константинович всегда рядом, возит батюшку на службы, вместе они решают все организационные вопросы — словом, это «генеральный штаб» прихода, где вырабатывается стратегия и тактика приходской жизни.
Вячеслав Исаков:
— Когда мы с отцом Виссарионом сюда приехали шесть лет назад, здание было уже отремонтировано, но вокруг все было страшно запущенно. Мусор, медицинские отходы, оставшиеся после амбулатории, вывозили несколькими КамАЗами. Очень нам тогда помог руководитель местной дорожной организации «Зоренька» Александр. Он оказался человеком православным, дал нам технику, завез землю, асфальт уложили, бордюры — это все сделали дорожники.
А благоустройством мы уже занимались сами. Каждый прихожанин вносил свою лепту. Звонницу помог установить местный предприниматель Андрей, на его же средства мы приобрели большой участок земли под будущий храм. Очень надеемся, что сумеем построить в Шумейке такой же большой красивый храм, какой был здесь до революции.
Прихожане и их настоятель мечтают о таком храме. Дай Бог, чтобы нашлись люди, от которых зависит его строительство. Храм — это дом Божий, и когда человек вкладывает в него свой труд, он выполняет то, что заповедовал нам Господь, сказав: Собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20-21).
24 июля 2020 г.