Быть хорошим без Христа
Можно ли быть нравственным человеком и не быть при этом христианином? Достоевский утверждал, «что русский человек без Бога – дрянь». Но стоит дойти до конкретных примеров, и каждый назовет не одного и не двух, а гораздо больше хороших людей, далеких от Церкви. Религиозный человек может поступать безнравственно, и, наоборот, нерелигиозный быть нравственным. В чем же разница? И так ли необходима вера в Бога, чтобы человек оставался человеком? Порассуждаем на эту непростую тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.
– Отец Аркадий, думаю, Вы согласитесь со мной, что как бы ни снижалась планка моральных и нравственных норм в нашей современной жизни, все-таки хороших, порядочных людей гораздо больше, чем плохих, безнравственных. И неверующие в Бога люди живу по-божески. А бывает, и наоборот.
– Вы знаете, с этим тезисом ни один христианин спорить не будет. Напомню слова древнего философа и богослова Тертуллиана: «Душа по природе своей христианка». Христианские качества – любовь, целомудрие, терпение, доброта – изначально свойственны человеческой душе, вложены в нее Самим Творцом. Поэтому, если человек, пусть и неверующий, стремится жить по духовным законам, значит, его душа не окаменела и голос Бога в ней звучит. Но таких людей становится все меньше.
Что значит – порядочный человек? Не грабит, не убивает, открыто не развратничает? Но когда мы присмотримся к нравственности людей неверующих, то заметим, что она невысокой пробы. Это все поверхностный лоск, глубины в этом нет никакой. Гедонизм, потребительство, эгоцентризм, презрение к ближнему вместо христианской любви, агрессия – и все это в приличном обществе. Плоды светской этики – полтора миллиона младенцев, убиваемых ежегодно в чреве матерей. Одного этого факта достаточно, чтобы понять: без Бога все рушится.
Порядочный человек очень любит и оберегает свое личное пространство. За его пределами он может быть вполне воспитанным, может быть даже альтруистом и филантропом. Но когда он закрывает дверь своего жилища, и его никто не видит, во что он превращается? Когда нет высшей мотивации, нет страха Божьего, все рушится. Когда представление о нравственности диктует не Евангелие, а современное общество, тогда черное можно назвать белым, а белое – черным.
Нравственность имеет основание лишь в вере в Бога. Почему христианин не грешит, не развратничает, не обманывает? Потому что голос Божий зовет его к чистоте, потому что для него идеалом нравственности является Сам Господь. Вечный, никем не превзойденный идеал.
– Но у человека помимо религиозных убеждений и ориентиров могут быть и другие идеалы, и ради них человек поднимается до высочайших нравственных вершин. Тысячи наших соотечественников, воспитанных в безбожной стране, не читавших Евангелия, во время войны отдавали жизни «за други своя», становились примерами необычайной силы духа и нравственной чистоты.
– Если Вы думаете, что военное поколение вдохновлялось только коммунистическими идеями, это сильное преувеличение. В безбожной стране христиане никуда не делись, хотя их массово уничтожали. И даже те из них, кто под страхом смерти боялся исповедовать свою веру, детей воспитывали так, как сами были научены своими отцами и дедами.
На смертный бой шли не только коммунисты и комсомольцы, но весь народ. Конечно, идеология выносила их подвиги наверх, и это было пропагандистски оправданно. Но без христианской любви, без христианского терпения и самоотречения, с которыми русский человек смотрел в глаза смерти, никакого подвига в Великой Отечественной войне не было бы.
Зоя Космодемьянская была внучкой священника, замученного в годы богоборчества на ее глазах. И в ее христианском подвиге, мученическом и самоотверженном, как раз примером для нее был ее дед. Сама фамилия говорит о том, что она была частью Церкви. Такие фамилии в честь святых – Космы и Дамиана – давались в семинарии тем, кто успешно учился. Эти факты замалчивали, это было не политкорректно для советской идеологии, но сейчас это все открыто, и на подвиг Зои можно посмотреть совсем другими глазами.
Ничего нового в коммунистической идеологии не было и быть не могло, все было содрано из Священного Писания. Ее теоретики скрупулезно старались копировать все значимые элементы религиозного воспитания и очень эффективно воспитывали на этом людей. Но непонятно было, куда человеку двигаться, к какой цели стремиться? Если мы жили для светлого будущего, а именно в этом нас и убеждали, то следующее поколение ради этой эфемерной цели уже жить и тем более идти на смерть не хотело.
У нашего народа есть глубочайшие христианские корни, и разве можно сравнивать двадцать лет безбожия, которые предшествовали войне, с почти тысячелетней историей христианства? Веками в русском человеке формировалось христианское сознание, поэтому не коммунистическая пропаганда сделала нас людьми, а голос совести, который в православном человеке всегда был силен. По своей изначальной природе человек чист, прекрасен, он создан по образу Божию. Но плевелы зла перемешались в его душе с семенами добра. Какое средство избавления от этой ненормальности? Одно-единственное: необходимость Христа Спасителя.
– Отец Аркадий, но, даже понимая свою греховность, каждый считает себя в целом хорошим человеком. Кто о себе скажет, что он плох? Как дойти до евангельского понимания нищеты духом?
– Открыть Евангелие. Блажен нищий духом – это человек, который понимает, что если в нем и есть что-то хорошее – это все от Бога. Радоваться каким-то дарам Божиим, благодарить Господа за какие-то свои таланты, может быть, и нужно. Но я таков, каким меня создал Господь, в чем моя заслуга?
– Существует мнение, что нравственность атеиста имеет большую ценность, чем человека верующего, так как не зависит ни от страха Божьего, ни от ожидания награды в жизни вечной.
– Ничего подобного! Это у Раскольникова было ложное представление о верующем человеке, как о «твари дрожащей». Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков – они что, из страха животного жили христианской жизнью? Любовь к Богу – это единственная мотивация их самоотверженной святой жизни.
А какая психологическая установка у атеиста? «Я сделал доброе дело, а мог бы и не делать. Скажите спасибо, что сделал». Православному человеку не надо объяснять, что такое быть по-настоящему нравственным человеком. Есть правило, которое сформулировано в Евангелии: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Оно действует для любого человека. Это духовный закон, но безбожник может следовать ему, а может и не следовать. Ему проще сказать: «Этих законов нет, живу, как хочу».
– Так принимать или не принимать нам тезис писателя, что «без Бога русский человек – дрянь»?
– Через это высказывание проступает боль писателя, его переживание за русского человека, за Россию. Это очень эмоциональная фраза, возможно, утрированная, но, по сути, Достоевский прав. Любой человек без Бога – несчастный человек. Он отрезал от себя источник бытия и живет неполноценной жизнью. Как цветок, срезанный с грядки, постоит в стакане с водой день-два, а потом завянет. Так что придется с Федором Михайловичем согласиться.
Достоевский еще сказал, что «русский человек широк, я бы его сузил». Русский человек, в отличие от европейца, не знает меры и полутонов. Либо мы молитвенники и подвижники паче всех живущих, а если этого нет, мы всем покажем, как надо жизнь прожигать.
В человеческой природе действуют три воли: Божественная, собственная и супостата, которая стремится все больше и больше собрать жатву гибели, и все больше народу эта злая сила отводит от Христа. Нам нужно помнить еще одно знаменитое высказывание Достоевского: «Бог борется с дьяволом, и поле битвы – сердце человека». И когда мы встречаем людей, не пришедших к Богу, но живущих по-божески, давайте благодарить за это Господа, Он всех ведет своим путем.
25 ноября 2020 г.