Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Читая и слушая классику

Классика – самый благодатный материал, на основании которого можно говорить о нравственных проблемах, христианских ценностях. И наша первая беседа в рубрике «Читаем классиков сегодня» с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым показала, что классическая литература, интерес к которой школа порой напрочь отбивает, остается величайшим и бесценным достоянием, неповторимым и прекрасным во все времена. Русская литература по ее миропониманию, по духу своему всегда оставалась христианской. Об этом мы и ведем разговор на наших встречах.

Учись читать правильно!

При внимательном прочтении знакомых текстов открываются такие духовные глубины, такие христианские смыслы, о которых не знал, не догадывался, не замечал. К сожалению, в школе нам об этом не говорили, да и сейчас, наверное, не говорят. Открывая что-то новое для себя, хочется этим открытием поделиться с нашими зрителями.

Перечитав «Анну Каренину» Толстого, впервые обнаружила в себе сочувствие не героине романа, а Каренину, потерявшему из-за измены жены все: налаженную жизнь, уважение в обществе, семью. Почувствовала его горе, и великодушие, и готовность простить. А в Анне – эгоизм, нежелание или неумение противостоять своим страстям и их разрушающую силу. Помог это понять отец Аркадий: «Толстой утверждает, что человек неспособен поступать против своей природы, но человек Христом призван возвыситься до такого состояния, когда дух управляет его телом, а не наоборот. В романе Толстого таких людей нет, но в жизни, слава Богу, они есть и будут до конца мира».

Не во всем мы соглашаемся с отцом Аркадием, это и понятно. Я мирянка, и мое восприятие классического произведения нельзя сравнивать с духовным опытом священника. Это и делает, наверное, наш диалог живым, а программу привлекательной. Приятно узнавать, что люди ее смотрят, ждут и интересуются: о чем будет следующий выпуск?

Конечно, у всех разные читательские вкусы, одному нравится Толстой, другому Чехов или Гоголь. Но мне кажется, вопрос не в том, что читать, а как читать. И глубокие рассуждения отца Аркадия помогают увидеть в хрестоматийных, знакомых со школьной скамьи произведениях их истинный православный смысл.

Иногда маленькая деталь может многое сказать внимательному читателю о том, какую мысль хотел донести до него автор. Недавно мы говорили о повести «Капитанская дочка» – вершине творчества Пушкина – и обратили внимание на множество таких деталей. Например, когда Пугачева везут на казнь, он глазами находит в толпе Гринева и незаметно кивает в его сторону. И в этом мимолетном приветствии есть и прощание, и прощение, и просьба молиться о спасении его грешной души. Пугачев не пришел к покаянию, как евангельский благоразумный разбойник, но ему страшно умирать без покаяния. Петруша обещал: «Век буду за тебя молиться!» А он человек чести – обещал, значит, не только сам, но и его дети будут молиться за бунтаря Пугачева, даровавшего ему жизнь. При поверхностном чтении этот крошечный эпизод можно и не заметить, а он очень важен для понимания духовного смысла повести и духовного состояния самого автора.

Поэтому каждую нашу беседу мы начинаем с разговора об отношении писателя к религии, к Православию. Так же внимательно мы разбирали романы «Обломов», «Отцы и дети», «Доктор Живаго», «Мертвые души», басни Крылова, поэзию Есенина и творчество поэтов-шестидесятников. Каждая новая программа – это всегда интересные открытия для нас самих и для зрителей. Таково свойство нестареющей классики.

Ключ к пониманию – Евангелие

Многие современники Антона Павловича Чехова считали его творчество слишком приземленным, лишенным глубокого содержания, говорили, что у него «быт преобладает над бытием». Даже Солженицын, который очень ценил Чехова, упрекал писателя в том, что его творчество не устремлено ввысь, к Богу. Беседа «Чехов и христианство» для меня была особенно важна. Это мой любимый писатель, о котором профессор богословия протопресвитер Александр Шмеман сказал, что именно Чехов открыл в русской литературе образ священника, со всеми его недостатками, грехами и чистой детской верой, приведя в качестве примера изумительный по своей глубине рассказ «Архиерей».

Русское духовенство – особая тема в творчестве писателя, о которой отец Аркадий сказал: «Невозможно с такой любовью написать образ архиерея, священника, дьякона, не испытывая к ним искреннюю симпатию. Не имея возможности видеть жизнь священников изнутри, писатель их понимал, значит, часто о них размышлял».

С особым трепетом брались мы за творчество Достоевского, которого высоко ценят и читают во всем мире. Отец Аркадий предложил для обсуждения малоизвестную повесть «Село Степанчиково и его обитатели». Долгое время отношение к этой повести, невероятно смешной, полной комичных ситуаций, было несерьезное, как к произведению без глубоких идей. «Село Степанчиково» считали пародией, шуткой, самым веселым созданием писателя. На самом деле, комические сцены и карикатурные образы, над которыми смеется читатель, не снижают глубокую проблематику произведения.

Мы попытались найти в этом комическом шедевре христианские идеи, нравственные проблемы, которыми наполнено все творчество писателя. Казалось бы, Достоевский говорит о главной христианской добродетели – смирении. Все обитатели Степанчикова подчиняются «старцу» Фоме Опискину, вздорному и деспотичному человеку, возомнившему себя поборником нравственности и христианских добродетелей. Но можно ли быть смиренным без рассуждения? Эта беседа вышла в эфир в Неделю о мытаре и фарисее и стала яркой иллюстрацией к известной евангельской притче. «Все, что написал Достоевский, раскрывать можно только с помощью Евангелия, иначе не получится», – такой вывод сделал отец Аркадий в конце нашей беседы.

Конечно, нельзя сравнивать духовный опыт классиков литературы с духовным опытом святых отцов и художественные книги со святоотеческим литературным наследием. Но классика – неотъемлемая часть христианской культуры, и писатель, которому Господь даровал талант сочинительства, обязан этим даром служить Богу, как служили Ему Гоголь, Пушкин, Достоевский.

Настроить душу на Евангелие

Нам полезно все, что настраивает душу на Евангелие. Совсем недавно по благословению владыки мы подготовили новую программу, которую по аналогии с литературными беседами назвали «Слушаем классиков сегодня». Первый выпуск был посвящен выдающемуся композитору и музыканту ХVIII столетия И.С.Баху, которого называли отцом духовной музыки и человеком Церкви.

Для участия в новом проекте мы пригласили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора протодиакона Андрея Соснина. Отец Андрей, которого прихожане привыкли видеть в храме и слышать его красивый голос, профессиональный музыкант, пианист, выпускник саратовской консерватории. Мы оба очень волновались перед записью первой нашей беседы. Отец Андрей – потому что ему предстояло исполнять сочинения великого композитора. Я тем более переживала: одно дело – слушать музыку, совсем другое – говорить о ней.

Выручил сам Бах. В программу были включены самые популярные его произведения в исполнении известных музыкантов и нашего гостя – отца Андрея. Любовь к творчеству композитора, глубокое знание и понимание его музыки, интересные воспоминания, связанные с восприятием произведений Баха разными людьми, порой далекими от Церкви, сделали программу живой, интересной, познавательной и очень сердечной. Надеюсь, мы не разочаровали наших зрителей, и сейчас уже готовимся к новым встречам с классикой – музыкальной и литературной.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: