Помнить о смерти
Ежедневно мы просим в вечерней молитве: «Господи, дай мне память смертную». Почему это так необходимо? Что меняет в нашей жизни память о смерти, что человек теряет и приобретает с окончанием земной жизни? Накануне Троицкой родительской субботы мы решили разобраться в этих непростых вопросах с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Вячеславом Москалевым.
– Отец Вячеслав, почему мы молимся о ниспослании памяти смертной, почему это так важно?
– В Евангелии от Матфея мы слышим поразительные слова: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Святые в своих молитвах просили Господа дать им память смертную, чтобы успеть короткий земной путь пройти в любви к Богу. Они понимали, что каждая секунда приближает нас к вечности, и к смертному часу христианин должен прийти с сердцем, наполненным любовью к Господу.
– Но обычному человеку невозможно жить с постоянной мыслью о своем смертном часе, это отравляет жизнь.
– Никто не заставляет день и ночь думать о смерти, это превратило бы нашу жизнь в муку. Но помнить, что смертный час все же настанет, и время жизни не бесконечно, очень полезно для человека. Преподобный Лев Оптинский писал о том, что память смертная учит внимательной жизни, учит помнить о заповедях, о своих грехах. «Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно».
Жизнь наша не в наших руках. И если смерть застанет человека врасплох, неготовым, он и отправится в вечность с грузом своих страстей, грехов, пороков. Двери к вечности отворяются каждому, но будет ли человек вечно блажен или вечно несчастен?
– А что делать со страхом смерти? Его трудно преодолеть.
– Святитель Киприан Карфагенский о подобных переживаниях говорит так: «Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу». Опытным путем христианин познает, что когда он молится или только собирается встать на молитву, у него уже радость в сердце. Ему предстоит разговор с Богом, встреча с Ним. А где эта встреча может состояться во всей полноте? Там, за чертой смерти, в вечности, где нет ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий. Поэтому угодники Божии не боялись эту черту перейти. Старец Паисий Святогорец обрадовался, когда узнал, что у него рак, что жизнь кончается и начинается вечность. Он знал, что его ждет встреча с милостивым Богом.
– Почему же большинство людей не хотят думать о неизбежности смерти?
– Потому что наш взгляд на жизнь искажен. У нас приоритеты неправильно расставлены. Мы любим своих родителей, детей, внуков, любим свой дом, машину, гараж, работу, у каждого есть какие-то увлечения. Но это радости временные, смерть может отнять их в любой час, а человек прилепился к ним и оторваться не может. И еще думает, что бы такое изобрести, чтобы подольше оставаться молодым и наслаждаться земными благами.
– Смерть не только неизбежна, она непредсказуема. Сколько жизней обрывается задолго до старости. Мы говорим: «На все воля Божия». Но эти слова утешают, наверное, немногих. И очень трудно удержаться от вопроса: «Почему?» Вам как священнику, наверное, часто приходится отвечать на этот вопрос?
– У верующего человека такой вопрос не должен возникать. Конечно, нас печалит утрата близкого человека, которого любим, к которому привыкли, нам его не хватает. Но когда есть доверие к Богу, что бы ни произошло, верующий человек не клянет судьбу и не ропщет на Бога, а подчиняется Его воле. Иначе зачем мы обращаемся в молитве к Господу: «Да будет воля Твоя!»
– Разве такое возможно, если умирает ребенок, еще не начавший жить?
– Я видел, что возможно, и эти примеры меня восхищают. Когда я только начинал служение, как-то вечером в храм с рыданиями вбежала молодая женщина – у нее умер младенец. За что? За какие грехи?
У меня не нашлось слов для утешения, и я стал ей говорить то, что написано в Писании. У Бога все живы: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12, 27). Мы не можем знать планов Божиих в отношении ее ребенка, и нам неизвестно, что ждало его в будущем. Но мы знаем, что Господь имеет попечение о каждом из нас и призывает каждого человека в самый благоприятный для его посмертной участи момент, в лучшее для него время. Человек возлюблен Богом, и если с ним что-то происходит, то совершается это по любви Божией. Если ты принимаешь Бога, принимай во всей полноте волю Божию и не пытайся корректировать Его планы. Вот о чем я говорил с этой женщиной.
– Неужели Вам удалось утешить несчастную мать?
– Она поверила не мне, а Богу, а когда Богу веришь, Он помогает, Господь действует в тебе. Эта женщина не закрылась в своем горе, а стала нашей прихожанкой. Она знает, что теперь у нее на Небесах есть молитвенник, ее ангелочек, он чистым, безгрешным вошел в Царствие Небесное. Господь сказал о детях: Таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).
Окружающие не понимают ее, им кажется, что она должна плакать безутешно, ходить в черной одежде. На самом деле, излишняя скорбь – это грех, а она верит: ее младенец жив! И он находится там, куда мы еще неизвестно попадем ли. Мы часто читаем Евангелие мимолетом, не применяя к своей жизни, а ей оно открылось как руководство к духовной жизни, и эта женщина пребывает сейчас в радости, в любви и благодарности к Господу. Мне это известно, потому что мы продолжаем с ней общаться. Вот такое чудо совершилось на моих глазах, и оно не единственное.
– Отец Вячеслав, приходилось ли Вам в последнее мгновение земной жизни помочь человеку покаяться?
– И не один раз. Наш прихожанин позвал меня пособоровать его больную матушку. Есть короткий чин этого таинства, когда видишь, что человек умирает. Но я, видя, что этот человек тоже нездоров, предложил их обоих соборовать полным чином. И каждый раз, когда совершал помазание елеем, видел, что женщина все слышит и понимает, хотя была уже в очень тяжелом состоянии.
Не успел я вернуться домой, как раздался телефонный звонок: «Мама отошла ко Господу». И в словах сына не было слышно горечи, а, наоборот, радость. Мы оба с ним стали свидетелями, как Господь дал совершить полный чин соборования, и умирающая женщина успела очиститься от всех забытых грехов. Она любила храм, пела на клиросе, и Господь оказал ей такую великую милость. Мы каждый день слышим в храме молитву о «христианской непостыдной кончине живота», и вот на ней это сбылось по воле Божией. А бывает и так, что причастишь человека на смертном одре, а он после этого пойдет на поправку. Такие случаи вам каждый батюшка может рассказать.
– Помнить о смерти – значит помнить о своей жизни, так, отец Вячеслав?
– Да, именно так. Святые говорят: «Живи так, как будто завтра твои похороны». С таким настроением ты не ляжешь спать, если кого-то обидел, не попросил прощения, не покаялся перед иконой.
У нас в поселке Степное жил человек, его звали Николай, много лет он боролся со страстью винопития. Сколько раз падал, вставал, снова падал и опять поднимался. Я тогда еще не был священником, пел на клиросе, но при встречах Николай всегда приветствовал меня крестным знамением и делал это серьезно.
Однажды я увидел, что он зашел в храм. Было заметно, что мужчина готовился, постарался выглядеть опрятным, надел лучшую свою одежду, помятую, старую, но чистую. Правда, одна штанина у него была заправлена в носок, другая болталась, да и причесаться Николай забыл. Но он этого не замечал, он пришел в храм со страхом Божиим и трепетом и был очень сосредоточен. Встал в очередь на исповедь и терпеливо ждал.
Я так обрадовался за него, что мне захотелось кинуться к священнику, попросить, чтобы он обратил особое внимание на Николая. А потом подумал: «Господь все управит». Никогда прежде, да и потом, когда стал священником, я не видел таких покаянных слез! Дай Бог каждому так искренне глубоко каяться. Я очень переживал за него – вдруг батюшка не допустит до Причастия? Но Николай не только причастился, но и помог одной немощной старушке, которой стало плохо, поддержал ее, усадил, принес воды. И столько было в его глазах любви, сочувствия, что подумалось: «Вот оно, сердце уготованное!»
Через несколько дней он неожиданно отошел ко Господу, это было в день празднования Усекновения главы Крестителя Иоанна Предтечи. У нас были доверительные с ним отношения, и я знал, что в его жизни был поступок, даже подвиг, когда Николай, жертвуя собой, спас людей. За это его Господь, наверное, и помиловал. И радость Причастия Святых Христовых Таин этот человек унес на Небеса.
Вся наша жизнь – это рассвет и закат, день сменяется ночью, жизнь смертью. Но для того, кто возлюбил Бога, встреча с Ним – радость. Наш знаменитый полководец праведный воин Александр Васильевич Суворов говорил: «Покой души у престола Всевышнего». И дай нам, Господи, войти туда!
18 июня 2021 г.