Кисть в руках Бога
Это событие навсегда останется в памяти клириков Покровской епархии и в ее истории. В сентябре 2019 года в Покровске прошли I Межъепархиальные спортивные состязания Саратовской митрополии, которые в шутку назвали «поповской олимпиадой». Ее победителем стала команда нашей епархии. И не удивительно – многие наши батюшки в прошлом были не просто любителями, а профессионалами в большом спорте.
Преимущества опыта
На тех соревнованиях самый возрастной участник священник Алексий Курынов сказал тогда в интервью: «Честнее было бы соревноваться в подрясниках. Это уровняло бы молодость и опыт». Нелегко было 46-летнему батюшке состязаться с молодежью, учащимися семинарии, особенно на сапбординге и байдарках. «Мы все в лодке гребли и молились, чтобы Господь и святитель Николай, покровитель нашей епархии, помогли нам достойно выступить. И оказались первыми», – вспоминает отец Алексий.
«Зрелым человеком пришел он в храм вместе с супругой и сыновьями. Был простым, искренним, добрым мирянином и с Божией помощью стал таким же искренним и добрым пастырем». Эта запись появилась недавно на личной страничке ВКонтакте епископа Пахомия. Впечатлениями о настоятеле храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Ровное и святой равноапостольной княгини Ольги в селе Кривояр отце Алексие Курынове владыка поделился со своими подписчиками. Мы решили рассказать о необычном пути сельского батюшки к своему призванию читателям нашей газеты.
Думать сердцем
В детстве Алексей видел, как молились возле бумажных самодельных иконок, украшенных цветами, его бабушки. А вот мама не была церковным человеком, она просвещала сына, водила в театр, на выставки и даже в храм – не как в дом Божий, а как в музей. Крестился Алексей в 27 лет, но после Крещения воцерковления так и не последовало. Лишь спустя долгие годы будущий священник пришел в храм.
– Привел меня в Церковь протоиерей Александр Милованов. Мы оба казаки, я в то время занимал должность заместителя областного атамана Волжского войскового казачьего общества, нам было о чем поговорить. Часто с казаками участвовал в охране порядка во время больших церковных праздников, но в храм не заходил.
Отец Александр все чаще приглашал на службу, и я, хотя ничего не понимал в церковной жизни, стал приходить. Быть казаком – значит, прежде всего, быть православным христианином, находиться в послушании у Церкви. Это чувство генетически заложено в казачестве. Было смутное стремление к чему-то иному, и такое же ощущение, что это «иное» находится внутри Церкви.
Потом батюшка позвал меня в алтарь, по его же наставлению я поступил учиться в духовную семинарию. Стимулом послужило и то, что наш атаман Андрей Фетисов тоже стал семинаристом.
К тому времени у меня уже была семья, двое детей, за плечами институт, служба в десантных войсках, тренерская работа. Более 20 лет я занимался рукопашным боем, каратэ, другими видами боевого искусства, был педагогом дополнительного образования в кадетской школе «Патриот», тренировал детей в других спортивных организациях. Так что в Церковь я пришел уже зрелым человеком и профессиональным спортсменом.
– Но Вы же не думали, что смените спортивное кимоно на рясу?
– Конечно, нет. Но Господь приходит в нашу жизнь непостижимым образом, а я просто этому не сопротивлялся. Наверное, помог и спорт. В спорте некогда долго раздумывать – нужна быстрая реакция. А Господь поступает с нами мудро: Он закрывает человеку глаза, чтобы тот думал сердцем.
Решение служить Церкви я принимал не на уровне ума, а на уровне сердца, интуитивно почувствовав, что нашел свое место. Глубина понимания этого выбора пришла позже, может быть, со священническим саном. В декабре 2016 года состоялась дьяконская хиротония, а в феврале 2017-го владыка посвятил меня в священнический сан.
Во всем опираться на Господа
– Расскажите, пожалуйста, о начале Вашего самостоятельного служения.
– Это было в Балакове в храме во имя бессребреников Космы и Дамиана, где я никого не знал, и меня не знали. Певчие, наверное, так меня испугались, что пели все без малейших сокращений, я очень волновался и тоже старался ничего не пропустить. Мое старание было замечено: в храме стояла благоговейная тишина, видно было, что прихожане не избалованы такой длительной службой. Владыка, который в то время тоже служил в Балаково, спрашивает: «Что ты так долго?» Отвечаю: «По неумению». Когда ничего не знаешь, да еще и забыл, что знал, – так и получается.
После стажировки в Балаково попал в больницу с сердечным приступом. Когда начинаешь духовную жизнь вести с рвением, Господь притормаживает, дает крест, чтобы особенно не разгонялся. Резкий старт хорош в спорте, в церковной жизни надо двигаться с той скоростью, на какую способен. Мы же еще не научились на Господа во всем опираться, а своих сил не хватает, вот и срываемся.
– Скажите, отец Алексий, а как Ваша супруга представляла себе жизнь матушки?
– Она пришла в Церковь гораздо раньше меня и, по-моему, всегда хотела быть женой священника. Познакомились мы с Надеждой на тренировке, она пришла с сестрой осваивать каратэ. Каратистку из нее я не сделал, а верную супругу нашел. Она и поет, и бухгалтерией занимается, ведет социальную работу на приходах. Дом тоже на ней, так что тыл у меня надежный.
Представитель Бога на селе
– Трудно, наверное, жить там, где служишь. Городского священника люди видят только в храме, а Вы всегда на виду, и подрясник нельзя снять, и ни на минуту нельзя забыть, кто ты есть.
– Бывает, и ряса не помогает. Я год тренировал ребят, занимался с ними борьбой, и теперь при встрече они кричат: «Наш тренер!» Хотя знают, что я священник, перед тренировкой я всегда молюсь, и в спортзале у меня икона висит. Наверное, я хочу быстрых преобразований, а нужно время.
Я когда только начал служить в Ровном, алтарник мне говорит: «Ты у меня пятый». Действительно, священники здесь не задерживались, а людям нужен постоянный батюшка, который бы жил их жизнью, хорошо их знал и понимал. Понятно, что люди должны приходить к Богу, а не к священнику, но на селе священник – это представитель Бога.
На днях пришел по своим делам в коммунальную службу, а работающая там женщина робко подошла и просит совета – у нее проблемы со взрослыми детьми. Что ей сказать? Молись! А она человек не церковный. Ей не молитва нужна, а конкретный ответ: что делать? Чтобы человека повернуть к Богу, нужен «жареный петух», который клюнет и погонит в храм.
Прихожане в основном люди пожилые, но надеюсь, что молодежь в храме обязательно появится. Сейчас строим воскресную школу, владыка сказал, что это будет филиал епархиального образовательного центра. Мы приходили в Церковь сердцем, у сегодняшней молодежи все по-другому, у них больше возможностей прийти к Богу через знания.
Среди школьных педагогов и работников администрации района есть люди верующие, поэтому вопросы, касающиеся образования, мне с ними решать проще. Правда, в храм пока не все идут, боятся косых взглядов, насмешек. Но я с оптимизмом и надеждой смотрю на происходящее сегодня в Церкви.
Равноапостольный Николай Японский учил: «Сначала полюби людей, которых хочешь обратить к Богу. Потом сделай так, чтобы они полюбили тебя, и только потом говори с ними о Христе». Он был живой и искренний, человек невероятной силы духа, глубокого притяжения. Он показал пример – как быть собой и быть с Богом.
Священник – это кисть в руках Бога, Господь нас ведет, мы лишь Его инструменты. Пусть и несовершенные, но и с нашей помощью может что-то хорошее получиться, если мы себя вкладываем в руки Божии. В трудные минуты всегда поддерживает владыка, он нам как отец, стараюсь у него учиться пастырскому делу.
– Отец Алексий, у каждого человека бывают минуты отчаяния, когда что-то не ладится, накапливаются проблемы. Как Вы себя встряхиваете?
– Я в такие минуты перечитываю 54 псалом: «Возложи на Господа печаль твою, и Он поддержит тебя». Его рука видна во всем, что с нами происходит, каждый день по Его воле совершаются маленькие чудеса, которые мы часто не замечаем. Я в Кривояр приезжаю, бывает, на службу соберется всего 10–12 человек. Можно от этого и загрустить, но начинается богослужение – и такая радость, когда ты с Богом. Если этой радости нет, тогда зачем ты здесь?
13 июля 2021 г.