Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Жизнь прихода – дело общее

О наших церковных бабушках можно говорить бесконечно. Хочется рассказать о каждой ее светлую историю, в которой Бог и Церковь всегда на первом месте. О многих из них мы уже писали в нашей газете, а вот Валентина Алексеевна Баннова могла бы и не стать героиней очередного рассказа, хотя, безусловно, этого заслуживает.

Господь все время меня направлял

Во время съемок фильма, посвященного десятилетию Покровской епархии, мы приехали к настоятелю храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в Подлесном священнику Владимиру Заграничному. Батюшка нас ждал в храме, а на его территории пожилая женщина поливала цветы, уже тронутые осенью, но еще радующие глаз своей неяркой красотой.

Рассказывая о приходской жизни, отец Владимир особенно благодарил бабу Валю, она переживает не только за посаженные ее руками цветы, но и за все, что в храме. Валентина Алексеевна первой приходит в храм, чтобы подготовить все к службе, прибраться, встретить прихожан. Их сельский храм – любимое детище, строительство которого она считает главным делом своей жизни.

– Мое детство прошло на железнодорожной станции в Новоузенске, церкви в городе не было, но в доме всегда звучала молитва. Мы жили с бабушкой, и наше утро начиналось с того, что она ставила меня на коленочки, и мы вместе молились.

Повзрослев, ездила на службы в Покровский храм Энгельса, с радостью отправлялась в паломничество по монастырям. Бабушка все печалилась, что нет у нас своего храма, и когда переехали в Подлесное, она все говорила: «Была бы здесь церковь, ходила бы, молилась». Так ей хотелось, чтобы был в поселке храм, и, конечно, не ей одной.

Как-то я собралась и отправилась в Маркс к настоятелю Свято-Андреевского храма отцу Валерию Генсицкому, предложила свою помощь, а уже через неделю появился ящик для сбора средств на строительство нашего храма. Строили всем миром, откликнулись не только жители нашего села, но и прихожане со всей епархии.

А Зинаида Малова особенно ратовала за церковь, буквально жила на стройке. И рабочих кормила, и за порядком следила, словом, была за прораба. Она действительно – молодец! Сейчас состарилась, из дома почти не выходит. Руководили стройкой протоиерей Василий Стрелков, он тогда был благочинным Покровского округа, и протоиерей Валерий Генсицкий. За полтора года храм был построен.

– Почему для Вас так это было важно, только из-за бабушки?

– Не только, я сама не могла жить без церкви. Хотя, конечно, бабушка в моем детстве была главным человеком, она воспитала меня в вере. Жили бедно, у мамы нас было трое, поэтому я и жила с бабушкой. Но чтобы помогать маме, я в 16 лет уехала работать в Саратов. Сняла угол у пожилой женщины, она оказалась верующей, тоже меня наставляла, да и сама была примером христианской жизни. Ухожу на работу – обязательно благословит.

Жили мы с ней в Заводском районе. Представляете, пешком эта бабушка ходила в центр города в Покровский храм! На воскресные службы мы ходили вместе. Господь все время меня направлял.

– В 16 лет, наверное, хочется и в компании сверстников повеселиться?

– Никогда не хотелось! Я с детства любила одиночество, бродить по степи, по лесу. Наедине с природой мне всегда было хорошо. Когда появилась семья, трое детей, я много работала, а праздники для меня были, в основном, церковные.

В 90-е годы занялась предпринимательством – надо было учить детей. Начался мой торговый бизнес с того, что сидела возле торгового центра в Подлесном и продавала всякую мелочь, которую муж привозил из Москвы. Еще держали разную живность, крутилась, как могла, но детей своих выучила, все трое получили образование.

Постепенно и бизнес мой развивался, на улице уже не мерзла, приобрела магазин. Тогда и храму могла больше помогать. Я никогда не жалела жертвовать на храм. Наоборот, отдавала радостно. Может, поэтому Господь и давал мне на все силы? Все время чувствую Его помощь, не знаю, как люди без Бога живут.

Давать радостно

– Муж тоже храму помогает?

– Раньше он в храм не ходил, но, что ни попросишь, все делал для храма. На Троицу всегда целый «Уазик» зелени привозил. К старости стал и службы посещать.

А у меня с возрастом сомнения иногда приходят. Как-то иду ранним утром в храм, весь поселок еще спит, тишина кругом. Думаю: «Сколько лет я по этой дороге хожу, уже старенькая, пора и на отдых. Пусть молодые поработают». И с этими мыслями – к батюшке. А он мне в ответ: «Значит, Богу так надо». Сразу на исповедь, прошу у Бога прощения.

– Часто Вас просят за кого-то помолиться?

– Я и сама за людей молюсь, особенно за тех, кто обижает. Кто же за них будет молиться, если они в храм не ходят? Но людей равнодушных к вере много, они не слышат призыва Божьего или не хотят слышать.

– Как Вы думаете – почему?

– Я часто наблюдаю за молодыми людьми, вижу, когда человек зашел в храм не просто так. Подойду, спрошу: «Тебе плохо? Приходи на службу». Но они живут в деревне, где все на виду, и стесняются приходить в храм, когда в нем собирается много людей. Говорю: «Приходи днем, вместе помолимся».

Мне ведь тоже когда-то говорили: «Чего ты в церковь ходишь? Живешь хорошо, все у тебя есть». Считали чуть ли не белой вороной. Но когда у кого-то беда, все равно обращаются, ищут совета, утешения. Спаситель не обещал, что все поголовно станут христианами и последуют за Ним. Он говорит: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).

Почему столько людей остаются за церковной оградой? От нас тоже зависит, придет человек в храм или нет. Жизнь прихода – дело общее. Мы не только говорить должны о Христе, но и делами подтверждать свою веру, а главное – любовью. Если я вижу, что человек пришел с горем, подведу его к иконкам, помолюсь с ним. Человека надо встретить так, чтобы он ушел утешенным. Он только тогда к Богу придет, когда увидит любовь в православном человеке.

Как-то пришел в храм молодой мужчина, у него умерла жена, знаете, как он здесь рыдал! Как могла, объяснила ему, что Господь все делает во имя любви. Его жена сильно болела, и там, куда Господь ее забрал, ей легче. Я ему так и сказала: «Ей там хорошо, она только ждет ваших молитв». Дала ему книгу о том, как скорбь преодолеть, как справиться с потерей близкого человека и что такое смерть для верующих людей. Долго мы с ним общались, говорю: «Просите у Бога сил и веры, чтобы горе не раздавило». Некоторое время видела его в храме часто, потом все реже, он фермер, наверное, дела…

Умирать без Бога не хотят

– А Вас не страшит конец земной жизни?

– Знаете, я столько за свою жизнь деревьев насадила, детей хороших воспитала, внуков в храм привела, мне уже можно и уходить. Но есть желание пожить еще в монастыре, всегда была расположена к уединенной жизни. Я столько по ним поездила, старалась везде трудиться, но остаться не могла – дети, семья.

– Скажите, Валентина Алексеевна, какие события последних лет Вас радуют, а какие рождают чувство горечи?

– Радует меня каждый новый человек в нашем храме. Недавно в поселок приехала женщина из Киргизии, услышала колокол и пришла. Очень понравился ей наш храм, но из-за коронавируса боится пока приходить. Я ей рассказала, что у нас все уже переболели, никто не умер, все живы-здоровы, за всех молились.

Огорчает то, что многие наши старики, обходившие храм стороной, уже по домам лежат, просят батюшку прийти причастить. Так и хочется им сказать: где же раньше были? Такой красивый у нас храм, ухоженный, весь в цветах. Кто приезжает впервые в поселок, удивляются, как здесь хорошо и уютно. Отдыхают на лавочке, любуются обилием цветов, нашей замечательной природой. Жизнь в Церкви – это, конечно, труд, а люди не хотят потрудиться.

И еще одна причина, почему человек остается за церковной оградой, – он не умеет полагаться на Бога. Жить с Богом не привыкли, а умирать без Бога не хотят.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: