Доброе зернышко
Замечательным январским чудом называют Рождественский бал, ставший визитной карточкой и одним из главных событий года средней общеобразовательной школы № 30 Покровска (Энгельса). Вот уже несколько лет по инициативе школьной администрации совершается это прекрасное действо, в котором принимают участие старшеклассники и студенты средне-специальных учебных заведений города и района.
Рождественское чудо
Готовясь к рождественскому чуду, участники примеряют самые красивые наряды, разучивают самые изысканные па, и вот, наконец, настает этот сказочный вечер. Традиционно бал, как и положено, начинается с полонеза, за которым следуют вальс, полька, кадриль, мазурка, менуэт. Эти исторические танцы ребята начинают разучивать задолго до рождественского праздника, каждый год бал поражает необычайной красотой, высоким уровнем подготовки танцоров и, самое главное, верностью русским культурным традициям.
На праздник приглашают священников Покровской епархии, ребятам рассказывают о Рождестве. Наверное, не просто было взяться за такой масштабный проект, который начинался как школьный, а стал муниципальным? Но, как выяснилось из беседы с директором школы Татьяной Николаевной Зизевской, это образовательное учреждение уже несколько лет работает по программе духовно-нравственного воспитания, и только здесь совершается январское чудо – Рождественский бал.
– Мы действительно много времени тратим на подготовку Рождественских балов, ставших уже традиционными, но оно того стоит. Много интересного и полезного я узнала, принимая участие в ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях. Стараюсь все впитывать, интересное перенимать, внедрять в своей школе. С 2019 года вслед за Рождественским балом в школе появилась традиция проведения еще и Сретенского молодежного бала. Пары вновь вышли на паркет с бальными танцами, все было очень красиво, торжественно. К сожалению, сейчас из-за пандемии мы не можем пока проводить такие массовые мероприятия.
– А Вам приходилось выступать на Рождественских чтениях?
– Нет, но познакомившись с опытом работы коллег из других регионов, могу сказать, что в нашей Покровской епархии совместно с образовательными учреждениями района при поддержке Комитета по образованию проводится такая же большая работа по духовному возрождению, нам тоже есть чем поделиться.
Конечно, многое зависит от желания администрации школы, готовности учителей вести работу. Сегодня у педагогов свои трудности, связанные с напряженным учебным планом, чрезмерной занятостью, но и свободы у школы больше, чем это было раньше, в советские времена, и работать сейчас интереснее.
Настроить сердце на любовь
– Татьяна Николаевна, тридцатая школа не имеет статус православной, но даже если бегло познакомиться с программой духовно-нравственного воспитания, по которой вы работаете уже несколько лет, она впечатляет.
– Мы стараемся отмечать православные праздники, ребята принимают участие в областной олимпиаде «Основы православной культуры», в районных фестивалях «Покров», «Свет Преображения», проводим интеллектуальную игру «Под Покровом Богородицы», всевозможные творческие конкурсы, благотворительные акции, развиваем волонтерское движение. К празднику Рождества Христова, Пасхе готовим подарки и отсылаем в дом престарелых и детскую больницу.
Проводим образовательные путешествия по памятным, историческим и святым местам родного края и России. Сотрудничаем со многими социальными и культурными учреждениями, с воскресной школой «Радость моя», которая открыта при храме во имя равноапостольных Константина и Елены. Частые наши гости и добрые наставники – священники Покровской епархии, они участвуют в жизни школы. Это отец Аркадий Махсумов, отец Силуан (Касимов), отец Андрей Белов, отец Александр Милованов. Особую духовную помощь и поддержку мы ощущаем от епископа Покровского и Николаевского Пахомия.
– Вероятно, в школе много православных педагогов?
– Благодаря их усилиям и проводится так много самых разнообразных мероприятий. Это не удивительно, ведь настоящий учитель относится к своей работе как к служению, его сердце должно быть настроено на любовь, соучастие, понимание детской души. Очень важны профессиональные качества педагога, но легче работать с единомышленниками. Должна быть команда, поддержка родителей, желание учащихся, и тогда можно начинать большую кропотливую работу по духовному воспитанию, терпеливо, заинтересованно и с любовью.
Верить в то, о чем говоришь
– И все-таки создание такой программы – это Ваша инициатива как руководителя школы или потребность православного человека?
– Я пока еще нахожусь на самой первой ступеньке на пути к вере. В Алгае, где прошло мое детство, храма тогда не было, и впервые я переступила порог церкви, когда стала студенткой Саратовского педагогического института.
Была рада, когда в школьном расписании появилась новая дисциплина – «Основы религиозных культур и светской этики» – и вместе с другими педагогами с интересом изучала ее особенности. Хочется, чтобы дети как можно больше узнавали о духовных и культурных традициях своего народа, базовых национальных ценностях, чтобы понимали: они живут в православной стране, их корни в христианстве.
Помимо «Основ православной культуры», обязательного предмета школьной программы, в 5-х классах изучают «Основы духовно-нравственной культуры народов России». У нас учатся дети разных национальностей, но живут они в России, им интересно и полезно больше знать о православных традициях и обычаях. Школьники не только обогащаются духовно, но и получают те нравственные ориентиры, без которых невозможно воспитание.
– Вы видите результат? И в чем он должен выражаться?
– Речь идет о том, чтобы воспитать в наших детях нравственность на основе изучения духовной православной культуры и традиций народов России, пробудить у детей интерес к духовному поиску, научить различать добро и зло. Сейчас так много в детской среде агрессии, жестокости, что воспитание в духе добра, сочувствия, милосердия просто необходимо. Задача эта не простая, потому что главным звеном в воспитании ребенка остается семья, а здесь не все благополучно. Даже если семья верующая, люди настолько сейчас заняты, что не всегда находят время посещать храм.
– Татьяна Николаевна, скажите, готовы ли дети обсуждать с учителем житейские, а, возможно, и мировоззренческие вопросы?
– Вопросы у детей всегда есть, и житейские, и философские, особенно, если у учителя налажен контакт с ребятами, и они ему доверяют. Но в преподавании «Основ православной культуры» учитель придерживается культурологического подхода, а не религиозного. Конечно, если он человек верующий, то о Православии будет говорить не отстраненно, а как христианин, который верит в то, о чем говорит.
Будем работать
– Духовное воспитание имеет много пересечений с такими предметами, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка, обществознание, окружающий мир. Это тоже немалый резерв для воспитания.
– Конечно, через любой школьный предмет учитель может вести духовное воспитание. Если, к примеру, в творчестве Пушкина, Достоевского, Гоголя, Шмелева есть христианские идеи, учитель должен их показать, обратить внимание на духовный смысл произведения. Но школа – светское учреждение, и мы можем вести духовно-нравственное воспитание только в соответствии со своим учебным планом.
Например, если мы проводим научно-практические конференции, классные часы, беседы, уроки мужества, круглые столы, школьные спортивные соревнования, посвященные памятным датам, святым и героям России, то ребята знакомятся с их именами, житием и христианским подвигом, с исторической эпохой.
– Татьяна Николаевна, если бы Вы стали министром образования, наверное, ратовали бы за то, чтобы подобные программы были во всех школах?
– Духовно-нравственное воспитание должно быть приоритетным в школе. Эта работа должна вестись постепенно, и не надо ждать каких-то быстрых результатов. Хорошо, что уже можно говорить об основах православной культуры, проводить интересные встречи с духовенством, посещать памятные и святые места, смотреть и обсуждать православные фильмы и читать духовные книги. Возможно, в следующем году будут новые идеи и планы по обучению и духовному воспитанию детей, значит, будем работать дальше.
На днях я встретила на территории Свято-Троицкого собора ученика нашей школы с мамой. Спросила: «Что вы здесь делаете?» Оказалось, мама приводит сына в воскресную школу. Было приятно узнать, что зерно попало в благодатную почву. А посеяно оно было в нашей школе.
3 января 2022 г.