Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сердце в ладонях

Когда Надежду Шалаеву – молодого врача-педиатра районной поликлиники, недавно окончившую институт, – пригласили работать в роддом Николаевска (Пугачева) на должность врача-неонатолога, она сразу согласилась и никогда об этом не жалела. Обучалась новой профессии в Москве, спустя несколько лет появилась возможность работать в столице, но Надежда Сергеевна выбрала Балаково, поближе к родителям. За 15 лет работы не однажды пережила сильнейшие эмоции, борясь за жизнь новорожденных детей.

Такие бывают чудеса!

В первые годы работы каждые роды становились испытанием, как будто тебя подзаряжают электрическим током высокого напряжения. «С годами это чувство постепенно ушло, – говорит Надежда Сергеевна, – волнуешься всегда, но теперь от страха защищает опыт, знания и вера, что Господь рядом и Он не оставит. Все же детки посланы Богом, и я чувствую Его поддержку, особенно, когда ситуация слишком тяжелая, и надо бороться за жизнь ребенка всеми силами. Думаю, в такие минуты руками врача движет Божий Промысел».

– Надежда Сергеевна, не секрет, что все реже рождаются абсолютно здоровые дети, и люди часто не понимают, зачем спасать ребенка с тяжелыми патологиями?

– Мы не принимаем решение о том, помогать или нет, неонатолог оказывает помощь любому ребенку и делает все возможное, чтобы спасти жизнь, снизить риски осложнений.

Бывают случаи, когда врачи уговаривают женщину избавиться от еще не родившегося ребенка, если известно, что он родится с пороками и может остаться глубоким инвалидом. Считаю это преступлением против жизни, против воли Божией. В моей практике ни одна женщина не отказалась от больного ребенка. Мамы не верят мрачным прогнозам, всегда надеются на чудо, это и дает им силы жить и растить своего малыша. Когда ребенок очень слаб, я могу подойти к маме и предложить пригласить священника, чтобы покрестить малыша.

Вспоминаю случай, это было в новогоднюю ночь, когда родился малыш с очень низкими баллами, казался безнадежным, и коллеги спрашивали меня: зачем спасаешь? Он все равно умрет или останется глубоким инвалидом. Но малыш отчаянно боролся за жизнь, я это видела и только молила Бога: «Господи, помоги мне, малышу и всей нашей бригаде. Пусть он останется жив!» Ребенок остался жив, а через несколько месяцев узнаю, что мама принесла его на осмотр, значит, все в порядке.

Был случай, когда мы не могли спасти новорожденного. Я видела, что шанс у малыша есть, но нужна была клиника более высокого уровня. Самолетом срочно отправили ребенка в Москву. Потом я получила письмо от мамы, она благодарила за то, что в тот момент я не растерялась, сумела поддержать ее морально и, главное, спасти сына. Сейчас мальчик учится в школе, занимается спортом. Такие в нашей профессии бывают чудеса.

– Надежда Сергеевна, Ваша профессия в медицине появилась не так давно. Врач-неонатолог должен владеть разными специальностями, чтобы сразу после рождения оценить состояние здоровья новорожденного и при необходимости оказать ему быструю помощь. Каково это – держать в руках маленькую жизнь?

– В педиатрии нельзя работать холодному человеку, без любви ничего не получится. Первые руки, касающиеся новорожденного, – акушерские, вторые – неонатолога. Это ответственно и очень интересно.

Неонатология действительно молодая специальность. Лет двадцать назад, если при родах что-то шло не так, приходилось вызывать реаниматолога, он мог прибыть не сразу, а здесь дорога каждая минута. Если медлить, риски осложнений возрастут.

Когда я только начинала работать, у меня был новорожденный, у которого из-за асфиксии при родах остановилось сердечко. Сразу же в родильном зале начали проводить все необходимые реанимационные действия, малыш ожил, и после лечения вместе с мамой отправился домой. Когда он через несколько лет уже подростком попал в больницу, лечащий врач, прочитав выписку из роддома, был удивлен, что он родился при таких обстоятельствах, нормально развивается, учится в школе. А ведь он умирал на моих руках!

– Что думаешь в такие минуты?

– Мысль одна: что я скажу его маме, если у меня ничего не получится? Сказать, что я забрала его в реанимацию, а спасти не смогла? Если ребенок не дышит, ты единственный человек, который может вернуть его к жизни. Даже если моей вины нет в том, что ребенок не выжил, – не всегда получается сказать об этом маме. Когда я не нахожу нужные слова, прошу кого-то из коллег помочь мне.

Малыш слышит мамин голос

– Давайте поговорим о хорошем. Скажите, Надежда Сергеевна, с чем связан осмысленный взгляд новорожденного, который все чаще замечают у младенцев. Он только родился, а смотрит так, будто все понимает, что ему говорят.

– Думаю, это связано с тем, что детей уже не пеленают туго, как было принято раньше, свобода движений дает более быстрое развитие и созревание нервной системы малыша.

Но влияет не только это. Многие мамы разговаривают с малышом, когда он еще в животе, и правильно делают. Связь эмоциональная с мамой очень высока, малыш слышит мамин голос. Я со своими дочками постоянно разговаривала, называла даже по именам.

Из своей практики еще скажу, как важно беременным женщинам ходить в храм. Те детки, мамы которых перед родами продолжают ходить на службы, намного спокойнее и не кричат во время Крещения, они в привычной обстановке. Если ребенок кричит, когда батюшка берет его на руки, скорее всего, в храме он оказался впервые. Мне об этом рассказал священник, и я с ним согласна.

– Вы советуете беременным женщинам чаще бывать в храме?

– Если здоровье позволяет, и ей в храме хорошо, то и ребеночку хорошо. Я сама начала воцерковляться и впервые причастилась, когда была беременна первым ребенком. С благодарностью вспоминаю священника Сергия Анохина, Царство ему Небесное, он был духовником Свято-Никольского женского монастыря и моим духовным наставником. Более светлого и доброго человека я не встречала, он принял большое участие в моей жизни. Известно, что люди часто приходят к Богу через других людей. Таким человеком стал для меня отец Сергий, сейчас мне очень его не хватает.

Дети рождаются для радости

– Надежда Сергеевна, могли бы Вы променять свою работу на более спокойную?

– Если честно, мысли такие появлялись не раз. С годами накопилась усталость, а энтузиазм поубавился. Но подходит к концу отпуск, и хочется скорее увидеть наших деток, сколько в них красоты и чистоты. Я их люблю и не могу представить себя на другом месте. Если малыш плачет, а мамы рядом нет, возьмешь его на руки, погладишь по головке, поговоришь с ним, он успокоится, и у тебя на душе хорошо.

Когда я была в декретном отпуске и уже на большом сроке беременности, позвонили из роддома и попросили срочно приехать. У женщины начались преждевременные роды, боялись, что ребенок родится с патологией, и некому будет оказать ему помощь. Я приехала, несколько часов провела в родильном зале, все прошло хорошо, но потом мне самой понадобилась помощь. Лишь после капельницы смогла вернуться домой. Прошло время, я приехала в свою больницу уже на предродовую госпитализацию. Со дня на день должна родить, вдруг в палату прибегает медсестра: «Надежда Сергеевна, собирайтесь быстрее, Вы нужны в операционной!» На меня быстро надели стерильный халат, в руки дали фонендоскоп, и через несколько минут я уже была на своем рабочем месте. О себе в тот момент не думала – надо было спасать малыша. Кто-то даже сделал фото на память: я с огромным животом занимаюсь новорожденным ребенком. Потом мне помогли дойти до палаты, а через два дня на свет появилась моя младшая дочь Люба. Это было 19 января, в праздник Крещения Господня.

Когда дочь подросла, я рассказала, что она дважды вместе со мной присутствовала при рождении детей. Любе эта история очень понравилась, она старается хорошо учиться, чтобы тоже стать детским доктором.

– У Вас необыкновенная профессия, Вы каждый день соприкасаетесь с величайшим чудом – рождением человека. Наверное, частичка материнского счастья передается и Вам?

– Каждый раз испытываю самые радостные эмоции, когда в моих ладонях бьется маленькое сердечко новой жизни. Вместе с мамой переживаю этот счастливый миг и всегда поздравляю ее с рождением малыша. Мне хочется произносить эти слова снова и снова, они самые важные в жизни каждой женщины.

– Что для Вас значит праздник Рождества Христова? Он так перекликается с Вашей профессией.

– Дети рождаются для радости. Рождество Христово – самая великая радость, подаренная всему человечеству. На землю пришел Спаситель, наша земная жизнь обрела смысл, и мы стали свидетелями величайшей любви Бога к человеку.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: