Умножение любви
Епископа Антония, главу Волгодонской и Сальской епархии, называют одним из самых молодых и активных архиереев Русской Православной Церкви. Окончив на отлично школу, затем мореходное училище, технический университет, будущий архиерей совершенно неожиданно для родителей и друзей выбирает в своей жизни духовную стезю и принимает монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском монастыре Астрахани.
«Я благодарен Богу»
Получив еще одно высшее духовное образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, владыка Антоний в 2013 году возглавляет новообразованную Ахтубинскую кафедру. А год назад начался новый этап в его служении Церкви Христовой – владыку назначили правящим архиереем Волгодонской и Сальской епархии. Недавно владыка побывал в Покровской епархии, вместе с епископом Пахомием они совершили Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе. После окончания службы мы попросили гостя дать интервью нашей газете.
– Владыка, в одном из интервью Вы назвали лучшим временем своей жизни служение в сане диакона. Почему? Меньше было ответственности или это просто Ваша молодость?
– Наверное, то и другое. В диаконстве ты как будто друг жениха, то есть, с одной стороны, полный участник Божественной литургии, с другой – добрый помощник священника. Если хочешь приносить пользу Церкви, ты ее приносишь в любом качестве: диаконом, священником, архиереем. Я вообще считаю, что диаконское служение у нас недооценено. Диакон – не только украшение Литургии, это особое служение со множеством забот и обязанностей и в алтаре, и на приходе.
– Свою первую епархию Вы приняли в 33 года – ответственность огромная. Не страшно было? Ведь у Вас не было опыта даже настоятеля храма.
– Сомнения были до тех пор, пока не пообщался со Святейшим. Узнав мой возраст, он сказал: «Самое время!» Беседа с Патриархом Кириллом сильно меня укрепила, наше видение служения на епископской кафедре совпало, а когда видишь такое созвучие, это вдохновляет. Со временем Господь все управил, в Ахтубинской епархии я прослужил восемь лет.
– Вы как-то сказали, что благодарны Богу за принадлежность к епископскому сану. Неужели Вы к этому стремились? Архиерейский крест – он же тяжелый.
– Так и есть. Надо быть сумасшедшим, чтобы его искать и стремиться стать епископом. Но в то же время полнота Литургии у архиерея совсем иная, на многие вещи я стал смотреть другими глазами. За это я благодарен Богу. Это тяжело, но все лучшее в этом мире дается через преодоление, через крест. Иначе не бывает.
– Владыка, встав во главе Ахтубинской епархии, Вы окормляли военнослужащих, казачество, много работали с молодежью. Не зря журналисты как-то назвали Вас «моряком, спортсменом и другом военных». Вам и сегодня интересно заниматься миссионерством, или это уже в прошлом?
– Во-первых, просвещать народ – обязанность любого священника. После Литургии я всегда общаюсь с людьми, ведь на дальние приходы могу приехать лишь через год. А мне необходимо знать, чем люди живут, о чем переживают, что их интересует. Владыка Пахомий, я знаю, тоже так делает. Мы не должны замыкаться только на богослужебной деятельности, об этом постоянно говорит и Патриарх. А вот формы общения могут быть самыми разными.
– И даже совместные занятия спортом?
– А почему нет? Не могу назвать себя сильным спортсменом, но в прежней епархии у нас был хорошо оборудованный спортзал, и я там часто бывал. Надо же не только о душе думать, но и о теле заботиться. Человек – это, как сказал святитель Феофан Затворник, дух, душа и тело, и все требует своего развития. Когда чего-то не хватает, нет и полноты жизни.
– То есть, занимаясь с молодежью спортом, вы миссионерствуете?
– Я могу, конечно, и мяч покидать, и в теннис сразиться, но это не главное. Моя задача была организовать спортивную работу, приходская жизнь должна быть многообразной, чтобы она привлекала людей разного возраста и интересов.
– Но спорт и все остальное – это же второстепенные задачи пастыря, забота о душе – вот главное дело Церкви.
– Пусть второстепенное, но это не значит, что его не надо делать.
– Социальными вопросами Церковь тоже должна активно заниматься?
– Слово «должна» сюда не подходит, помощь ближним в природе Церкви, и если мы не уделяем достаточного внимания нуждающимся прихожанам, мы многое теряем. Я посмотрел, как прекрасно работает ваш центр «Милосердие», какие замечательные сотрудники там трудятся, какую огромную помощь оказывают людям. И все возможное, что сегодня есть – грантовая политика, включение в государственный реестр – у вас проводится. Это правильно, таким образом вы получаете дополнительное финансирование и развиваетесь. Опыт вашей епархии в социальном служении очень интересен, конечно, его следует перенимать.
«Епископ призван к святости»
– В недавнем интервью на православном канале «Спас» Вы сказали: «Епископ призван к святости». То есть он должен быть не только руководителем, но, прежде всего, «осуществлять любовь» – это тоже Ваша цитата. Как совместить власть архиерея с кротостью и смирением? Ведь приходится и наказывать, и поучать и, наверное, не всегда удается быть справедливым.
– На эту тему долгие годы ведется церковная полемика. Как совместить административное служение и служение любви? Мне кажется, вся суть в логике административных решений. Если я принимаю решение, руководствуясь интересами Церкви или заботясь о спасении души священнослужителя – разные же вещи могут происходить с человеком, – никакого противоречия с любовью здесь нет. Другое дело, если мною руководит пристрастное чувство к человеку, или я, имея власть, делаю, что хочу – это уже проблема. С этим надо бороться, надо в себе эти чувства преодолевать.
Власть церковная принципиально отличается от мирской, Господь постоянно об этом говорит в Евангелии. Омовение ног ученикам – это не просто акт смирения, это проявление любви, которую Он показал апостолам. Поэтому, я думаю, любовь и строгость можно совместить. Другое дело, опыта порой не хватает, трудно бывает преодолеть эмоции. Но это уже проблемы моей духовной жизни. Я всегда открыт для диалога и готов просить прощения, если не прав. Но если я действую в интересах Церкви, в интересах епархии, то буду непреклонен. Это надо понимать.
Церковь – пространство для жизни
– Вы много делаете в епархии для развития церковной жизни. Что, на Ваш взгляд, делает православную общину по-настоящему крепкой?
– Прежде всего, внимание пастыря к прихожанам. Священник должен знать свой приход, он – источник его вдохновения. Второе, мирян нужно максимально вовлекать в приходскую жизнь. Я, например, глубоко убежден, что сегодня не время больших храмов. Пусть он будет небольшим, но рядом нужно обязательно организовать пространство для того, чтобы собрать приход, обсудить с народом какие-то насущные вопросы, пообщаться, вместе потрапезничать. Должно быть место для детей, обязательно гуманитарный центр, пусть не такой большой, как у вас, но его надо создавать при приходе. Люди вовлекаются в дела Церкви, и тогда появляется живая приходская жизнь, приходская семья. Это очень сегодня актуально, потому что семьи становятся все меньше, одиноких людей все больше, и Церковь – единственное место, где человек обретает большую семью.
Я всегда говорю: Церковь – это пространство для жизни, и человеку должно быть в этом пространстве радостно и комфортно. Когда священнослужители и миряне живут в одном духовном порыве, происходит умножение Божественной любви, а это главное, для чего Церковь существует. В храме мы должны быть рады любому человеку. Бывает, зайдет нетрезвый человек, но, если он не мешает, спокойно, тихо себя ведет, зачем его гнать? Мы же не знаем, что происходит в его душе. Я часто привожу цитату святителя Иоанна Златоуста, она мне очень нравится: «Мы должны быть, как река, которая течет независимо от того, пьет из нее кто-то или нет».
– Замечательный образ Церкви!
– Это один из принципов моей жизни. Голос Церкви должен звучать, в том числе и в информационном пространстве, это тоже очень нужное дело. И в моей новой епархии я этой работой намерен серьезно заниматься.
– Поэтому в соцсетях Вы так активно присутствуете?
– Не так активно, как владыка Пахомий, но я стараюсь.
Я делаю то, что люблю
– В начале Вашего пастырского пути Вы сказали, что считаете себя очень счастливым человеком. Как бы Вы ответили на этот вопрос сегодня?
– Думаю, что так же. Я делаю то, что люблю. Считаю, что священство – это лучшее, что может случиться с мужчиной в жизни. Да, я счастливый человек. Бывает трудно, бывает очень тяжело, иногда даже хочется себя пожалеть, нуждаешься в поддержке, разные случаются переживания. Но все проходит, когда встаешь к престолу. Это место, где общаешься с Богом, получаешь силы, и можно жить дальше.
– Значит, и епископы нуждаются в утешении?
– Конечно, мы такие же люди. Но чем выше стоит человек в церковной иерархии, тем он более одинок. Поэтому я очень ценю наши дружеские отношения с владыкой Пахомием. Мы не служим в одной митрополии, нас не связывают никакие административные обязанности, но у нас общий взгляд на развитие церковной жизни, и то, что я сегодня у вас увидел, полностью соответствует моему представлению о том, как должна развиваться епархиальная жизнь. Я рад, что приехал не в праздничный, а в будничный день, все внимательно посмотрел, пообщался с духовенством, работниками епархии. Делиться опытом всегда полезно и интересно. Мы все разные, но мы единая Церковь. В единстве этого многообразия и раскрывается красота Церкви.
– Владыка, что бы Вы пожелали читателям нашей газеты в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы?
– Я бы всем пожелал искренних и близких отношений с Богородицей; что бы ни случилось, обращайтесь к Ней как к живой, вручая себя милостивому Ее Покрову.
Нам не хватает сыновнего и дочернего отношения к Матери Божией, а Она последнего грешника не отвергнет, всех слышит, каждое воздыхание примет. Пресвятая Богородица вытирает наши слезы, покрывает наши немощи, пытается перед Своим Божественным Сыном показать нас лучше, чем мы есть.