Понимать Христа сердцем
Край наш многонациональный, и очень многие храмы, особенно сельские, находятся в местах, где русское население в меньшинстве, а большинство составляют казахи, татары, чеченцы, башкиры. Мы привыкли – если православный, значит, русский. Но Господь призывает к Себе всех. Известны случаи, и их немало, когда отзывчивые иноверцы помогают Церкви, жертвуют на содержание храмов, поддерживают сельских батюшек. Нам есть чему у них поучиться. Об этом нам рассказывает епископ Покровский и Новоузенский Пахомий.
«Россия крещена, но не просвещена»
Один из выдающихся священнослужителей Русской Православной Церкви XX века епископ Можайский Стефан (Никитин) был поистине образцом святого пастыря – любящего, смиренного, кроткого. На его долю в годы гонений на Церковь выпало много испытаний, ссылки, тюрьмы. После войны, в 1950-х годах, владыку отправили в Таджикистан. На службы к нему приходили в основном мусульмане, и он молился за Ибрагимов и Абдурахманов, а те его очень любили и звали поп-Мулла.
Из жизни угодников Божиих мы знаем, что святые молились за весь мир, за людей разной веры. Известно также много историй, когда иноверцы приходили к православным святыням и просили помощи в каких-то жизненных вопросах. Где вообще проходит граница Церкви? Ведь добро универсально, и каждый человек несет его в себе с рождения. Апостол Павел, ярый обличитель язычества, писал, что когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, …они показывают, что дело закона у них написано в сердце (Рим. 2, 14–15).
У нас действительно есть районы, где православное население в меньшинстве. К примеру, в Алгайском районе 70% составляют мусульмане. Но дело не только в цифрах. Еще в XIX веке Н.С. Лесков сказал слова, актуальные и сегодня: «Россия крещена, но не просвещена». Современные православные люди образованны, но по-прежнему остаются непросвещенными и имеют самое приблизительное представление о Православной Церкви, хотя почти все в детстве приняли Крещение. В сознании наших людей с дореволюционных времен сохранились идеологические штампы в отношении Церкви и духовенства.
Мы часто не ценим свое исконное, родное, а люди иной веры и национальности уважительно, даже с благоговением относятся к нашей вере. И видя, например, в чем нуждается сельский батюшка и его приход, приходят и помогают. Примеров таких много. Еще одно интересное наблюдение из моей практики и рассказов наших священников. Бывая в молодежных аудиториях, учебных заведениях, понимаешь, что намного проще найти общий язык с мусульманами и увидеть их искреннее внимание, чем с нашими русскими ребятами. Для них такие простые понятия, как сохранение традиций, уважение старшего, бережное отношение к личному пространству другого человека, часто не существуют.
Нельзя сказать, что у русского человека их никогда не было, были, конечно, но забвение этих базовых принципов происходит стремительно. На Западе процесс расцерковления шел медленно, и сегодня мы видим его страшный результат. Мы этот путь пробегаем намного быстрее, и это наводит на грустные размышления.
Свои среди своих
В Заволжье немало приходов, где церковная жизнь кипит, люди стремятся к Богу, стараются помочь своему храму. Приход в Лавровке – из их числа. Храм во имя мученика Иоанна Воина молодой, но благодаря прихожанам, помощникам, жертвователям его за короткий срок украсили, благоустроили территорию, построили воскресную школу и трапезную. Любо-дорого смотреть!
Главный помощник настоятеля – глава местной администрации Петр Сапуанович Ишангалиев. Выросший в мусульманской семье, он с огромным уважением относится к Русской Православной Церкви. И Крещение принял в этом храме, стал настоящим христианином, деятельным и неравнодушным. Люди его уважают, любят, и многие фермеры, предприниматели поддержали Петра Сапуановича в строительстве храма.
Недавно я был в Ровном и там познакомился с интересным человеком, другом сельского батюшки Алексия Курынова местным фермером казахом Арсланом. Он выращивает арбузы – это его бизнес. Общение с батюшкой, долгие беседы с ним о православной вере привели его к мысли о Крещении. Таких случаев немало, и это радует.
Свою миссию мы проводим среди разных людей, не разделяя их по национальному признаку. Наша задача – говорить о Христе, Евангелии и, самое главное, быть искренними, добрыми по отношению к людям. Отец Алексий именно такой батюшка, и происходящие в Ровном перемены – результат его служения, его миссии. Люди видят, что пастырь с ними, видят его старания, его самоотверженный труд на благо Церкви, и, мне кажется, на этой волне и произошло знакомство отца Алексия с Арсланом Сингрибаевым. Желание этого человека стать христианином, конечно, не случайно.
В христианстве главное – Христос
Люди, воспитанные в иной культуре, тянутся к христианству, потому что видят силу Православной Церкви. Церковь Христова не имеет границ, она над миром, в ней «нет ни эллина, ни иудея» – все равны. Когда я еще был настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, ко мне подошла женщина и спросила, может ли она набрать крещенской воды. Отвечаю: «Конечно, можно, какие проблемы?» Она призналась, что мусульманка, тогда я спросил, зачем же ей нужна вода, освященная христианским чином? И эта простая женщина ответила: «Вам хорошо, у вас и вода святая, и иконы, даже вербу освященную держите в домах. А у нас ничего нет, как нам быть?» Я удивился такому ответу и говорю: «Выбирайте, что вам ближе».
Почему ислам так распространился в мире? Потому что это очень простая религия, это свод правил, законов, которые регулируют человеческие отношения: делай так и никак иначе. В христианстве все по-другому, все намного сложнее. Христианская жизнь – это стремление к совершенству, обожению. Поэтому для многих крещеных людей в наше время Православие стало неподъёмной, трудной для понимания религией.
В христианстве главное – Христос, Бог и Человек. Он надмирен и в то же время Он здесь, с людьми, и это привлекает людей к Православию, в том числе иноверцев.
Я часто говорю нашим священникам: прежде, чем стремиться к высокодуховным вещам, надо научиться быть настоящим христианином по отношению ко всем людям – своим и не своим, к близким и дальним. У искреннего, доброго, отзывчивого, любящего пастыря и приход будет крепким. Люди, верующие и неверующие, иного вероисповедования будут относиться к такому батюшке с уважением, а возможно, кто-то и придет ко Христу, нашему Спасителю. И приходят, потому что ко Христу мы приходим через людей.
Отзывчивые иноверцы
У Лескова есть замечательный рассказ «На краю света». В основе рассказа – история из жизни иркутского епископа, который приводил к христианству язычников. Но он слишком спешил, был нетерпелив, а это дело непростое, оно требует времени, больших душевных затрат. Отзывчивых иноверцев находил его помощник иеромонах Кириак, который жил среди туземцев, был добр к ним и являл Христа в своих делах. После его смерти дикари крестились во «имя Кириакова Бога». А епископ получил назидание: люди понимают Христа не умом, а сердцем. Обращение людей к Богу требует большого участия и большого пастырского мастерства.
Когда я был настоятелем собора в Саратове, познакомился с директором крупного промышленного предприятия, мусульманином. Мне нужна была помощь в реставрации храма, и я обращался ко многим руководителям, предпринимателям. Объяснял, просил и получил хороший опыт общения. Кто-то помогал, кто-то обещал, но ничего не делал, были случаи, когда просто выгоняли, бросая вдогонку слова из ненормативной лексики. Все было. А этот человек, иноверец, оказался очень благочестивым. Для него ислам – это святое, но он сразу согласился помочь православному священнику и помог. Не только нашему храму, но многим другим саратовским храмам и мечетям, понимая, что благотворительность – это не сверхдобродетель, а необходимость в жизни каждого религиозного человека.
Часто те, кто имеет огромные возможности, щедростью не обладают, и знаю людей, они были у меня на приходе, есть и в нашей епархии, которые регулярно жертвуют на храм. Помогают самые разные люди, независимо от того, к какой религии они относятся. Так и бывает, что те, на кого рассчитываешь, от кого ждешь помощи, оказываются равнодушными. Но обязательно встретится добрый самарянин, от которого не ждешь ничего, а он первым протянет руку.
22 сентября 2022 г.