Спасаемся вместе
Каждый храм, большой или маленький, древний или современный – это особое место присутствия Божией благодати, место встречи человека с Богом. И с людьми, которые со временем становятся братьями и сестрами. Рождение приходской общины зависит, прежде всего, от того, зачем люди приходят в храм. Ради своих личных потребностей или общего дела – стать одной семьей и вместе молиться о спасении. Нужна ли община современному прихожанину, ведь общения с людьми ему хватает и в миру? Порассуждать на эту тему мы решили с настоятелем и прихожанами храма во имя преподобного Сергия Радонежского г. Покровска (Энгельса), который в народе называют «храм на Дружбе».
Господь привел меня на это место
Регент храма Мария Худошина:
– Мы с мужем стали ходить в Свято-Троицкий кафедральный собор, там и сблизились с отцом Силуаном (Касимовым). И когда батюшка пригласил прихожан па первый молебен, сразу же отозвались и пришли помолиться у поклонного креста. Так два года мы молились, пели молебны, пока не был построен наш малый храм.
– А как Вы стали регентом народного хора?
– Это для меня самой было неожиданностью. Я музыкант, преподаю фортепиано в МЭЛ, но хоровое пение – не моя специальность, это совсем другая профессия. Правда, еще живя в Саратове, я пела на клиросе в маленьком храме, читала часы, Псалтирь. И когда стала приходить на молебны к отцу Силуану и услышала, как люди поют, поняла, что с этим надо что-то делать.
Когда начались службы в храме, я ждала, что нам дадут регента, и будет у нас полноценный хор. Но батюшка сказал: «Мария, регентовать будете Вы, больше некому». Честно сказать, с трудом осваивала новое дело и пока свободно могу петь с хором только на Литургии, вечерние службы даются тяжело.
– Что для Вас значит это послушание в духовном плане?
– Это новый поворот в моей церковной жизни, очень важный и ответственный. Господь привел меня на это место, и Его воле я не могу противиться. Мы иногда ленимся идти на воскресную службу, ссылаемся на усталость, домашние заботы, хочется отдохнуть после рабочей недели. Но Господь не дает расслабиться, Он поставил меня на эту дорогу, и как бы я ни сопротивлялась и не говорила, что ни на что не способна, какая-то сила заставляет меня нести это непростое послушание и петь. Так я понимаю свое регентство.
Мой супруг Николай – музыкант, он играет на трубе в оркестре Саратовского театра оперы и балета, тоже не певец. Но мужской голос нужен хору, и он, когда может, приходит петь. Николай активно помогал в строительстве нашего храма, но потом тяжело заболел. Батюшка очень нас тогда поддержал, молился за мужа, приходил причащать его дома. Этот трудный для нашей семьи период мы прошли с отцом Силуаном вместе. Как после этого мы можем отказать в помощи храму, приходу?
Ощутить рядом ближнего
Роман Максимов, прихожанин храма:
– Приход – это собрание единоверцев, все мы пришли в одно место за одним делом – спасением души. Это понятно. Но если ты человек, замкнутый на самом себе, то, наверное, сложно будет тебе развиваться духовно. Приход дает возможность ощутить рядом ближнего, не замыкаться на самом себе, но кому-то помочь словом, делом, ведь вера без дел мертва (Иак. 2, 20).
Многие из наших прихожан пришли к преподобному Сергию с Троицкого собора. Помня об этом, мы с отцом Силуаном называем наш приход Троице-Сергиевским. На большом приходе ты растворяешься, даже если активно участвуешь в его жизни. А на маленьком все на виду, все друг друга знают, и появляется ответственность за каждое дело, даже за то, как пройдет служба: все ли на месте – певчие, чтецы?
Когда я был еще прихожанином кафедрального собора, мне отец Виктор предложил стать чтецом. И отец Силуан, тогда еще диакон, начал мое обучение. Дело шло небыстро, но, сблизившись с отцом Силуаном, я часто стал бывать в алтаре, трудился, помогал вечерами в уборке. И когда нужно было начинать строительство Сергиевского храма, пошел на новый приход. Здесь начал читать и часы, и Апостол, вникать в Литургию.
Когда стоишь в храме и молишься – это одно, а когда находишься в алтаре, то глубже понимаешь богослужение и испытываешь совсем иные переживания.
Андрей Селезнев, прихожанин храма:
– Моя жена Екатерина окончила курсы флористов и помогает в Свято-Троицком кафедральном соборе. И я был его прихожанином, здесь исповедовался и причащался. У меня своя небольшая строительная фирма, и как-то на исповеди я рассказал отцу Силуану о проблемах на работе, о взаимоотношениях с подчиненными. Батюшка помог советами и попросил помощи в строительстве храма.
Все необходимое оборудование и технологии у нас были, и хотя мне никогда не приходилось строить храмы, мы с ребятами с нуля построили наш храм, первый в моей жизни. По молитвам преподобного Сергия все шло гладко. Владыка Пахомий оценил результат, а он хорошо понимает в строительстве, и сказал, что нашу технологию надо в дальнейшем использовать.
– Ваш приход называют храмом на Дружбе. Он действительно отвечает этому названию?
– Конечно. Когда надо, мы все дружно собираемся и делаем то, что просит батюшка. Особенно нас сплотила поездка в Сергиев Посад. Я впервые увидел Троице-Сергиеву лавру, после этой поездки у меня появилось особое отношение к преподобному Сергию. Я всегда удивлялся тому, как он один подвизался в лесу, молился, трудился, и как потом на этом месте возникла Лавра – самое святое место в России. Я считаю, что нам надо лучше знать и почитать наших русских святых и чаще к ним обращаться. В той поездке у меня еще был день рождения, лучший в моей жизни!
Открыть для себя Бога
Настоятель храма иеромонах Силуан (Касимов):
– Отец Силуан, приход возникает по воле Божией. Значит, Господь избирает людей, которые нужны именно здесь, в этом храме, которые любят преподобного Сергия и обращаются к нему за помощью.
– Наверное, так оно и есть. Преподобный Сергий Радонежский для наших прихожан действительно любимый и дорогой святой, свидетельство тому – их трепетное отношение к этому храму, к месту, где мы около двух лет каждое воскресенье собирались у поклонного креста в любую погоду и молились преподобному. В Церкви без помощи Божией и без помощи людей невозможно сделать что-то настоящее, доброе.
Мы только начали церковную жизнь и ничего пока грандиозного не совершили. Большинство наших прихожан глубоко не знали богослужение, а здесь им пришлось встать на клирос, в свечную лавку, изучить богослужебный устав, основы звона, юридические и бухгалтерские вопросы, работу социальных сетей.
Кто-то взял на себя, к примеру, заботу готовить коливо. Казалось бы – что такого? Но надо рано встать, приготовить это поминальное блюдо по всем правилам, порадовать прихожан. Если люди, даже чего-то не умея, хотят послужить Богу, то обязательно всему научатся.
– Скажите, отец Силуан, зачем вообще мирянину приходская жизнь? Ведь в храм он приходит не ради общения с людьми, этого ему и в миру хватает, а ради богообщения, спасения своей души.
– Зачем спортсмену олимпийская медаль?
– Спортсмен стремится к совершенству, к победе.
– У христианина та же задача. Как сказал царь Давид: Се что добро, или что красно? Но еже жити братия вкупе (Пс. 132, 1). Церковь – это собрание людей, и не только священник, но и прихожане, которых связывают дружеские отношения, стараются друг другу молитвенно и деятельно помогать, призывая себя к добродетели, к совершенству в общении. Господь сказал: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Мы живем в настоящее время, и здесь творится наше спасение. Будем ли мы с Богом, зависит от исполнения Его заповедей, и одна из главных же заповедей – любить ближнего. Любовь к ближнему открывает нам Бога.
5 декабря 2022 г.