Почему суд Страшный?
Конец истории неизбежен, в его финале суд, и не просто суд, а Страшный. Но почему так, если Бог – это абсолютная и нескончаемая Любовь?
Протоиерей Александр Писларь, председатель дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии:
– Страшный суд будет по второму пришествию Христа в мир. Когда все человечество – и оставшиеся в живых, и воскресшие из мертвых – предстанут на окончательный Божий суд.
В современном русском языке «страшный» означает нечто ужасное, а вот в старославянском языке это не совсем так. Мы Христовы Таины, которые преподают нам в таинстве Причастия, называем страшными, то есть вызывающими священный трепет. Такое чувство человек – творение Божие – и должен испытывать перед своим Творцом. Не страх, подавляющий человека, но трепет перед Его величием.
Страшный суд – это суд окончательный. Есть предварительный Божий суд, который следует по окончании земного пути, поэтому Церковь и молится за каждого усопшего христианина. Страшный же суд, повторюсь, – окончательный. В чем же разница?
Церковь молится о всех «от века усопших православных христиан», без различия, не входя в подробности того, как люди прожили свою жизнь, кто достоин такой молитвы, а кто, возможно, не совсем достоин, на Троицкой вечерне даже за «держимых во аде». Суд предварительный предполагает, что эти молитвы могут изменить посмертное состояние их душ. На Страшном суде Божием заканчивается время, наступает новое бытие, и там уже изменения невозможны. Душа человека окончательно формируется, окончательные итоги подведены: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).
Конечно, есть понятие справедливости в отношении суда Божьего. Но если бы Бог был справедлив, то не послал бы Своего единородного Сына на страдание и смерть ради тех, кто Его предал. И мы все получили бы по заслугам. Но изначально Господь предопределил Себя в жертву и умер за нас. Это превышает понятие справедливости, но полностью соответствует понятию любви.
22 февраля 2023 г.