Наше дело — сеять
«Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные
— всегда остаются с нами, как наши кровоточащие
и гноящиеся раны. И нам их лечить».
Священник Глеб Каледа
Когда подполковника внутренней службы Надежду Михайловну Кузичкину назначили начальником Энгельсского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области, у нее уже был хороший опыт взаимодействия с Церковью, который она планировала активно применять и на новом месте службы. Планы по взаимодействию с Покровской епархией удалось реализовать очень быстро. С тех пор руководитель отдела тюремного служения священник Алексий Талалаев духовно окормляет условно осужденных и досрочно освобожденных, вместе с сотрудниками инспекции помогает этим людям встать на путь исправления. Не самое популярное, но такое необходимое служение на этом непростом поприще отец Алексий и Надежда Михайловна несут с верой в то, что любой человек ценен перед Богом, даже если он переступил закон. С ними пообщалась Ольга Стрелкова.
У Бога все равны
— Надежда Михайловна, как зарождалось взаимодействие вашей службы и Покровской епархии?
— Однажды в Покровском храме увидела стопку старых газет «Церковная жизнь», мне разрешили ее забрать. Я оставила свой номер телефона, и сотрудники храма стали передавать для нашего учреждения духовную литературу. У нас появились молитвословы, Библия, жития святых, художественная литература. Эти книги, как и иконы, долго стояли на полках, потом их начали потихоньку разбирать, полки опустели, нас это очень порадовало. Отец Алексий, узнав об этом, собрал для наших подопечных две огромные коробки книг, так мы обрели свою библиотеку, причем мы не требуем от наших подопечных, чтобы они возвращали книги. Взяли — и слава Богу! Пусть читают. Люди, находящиеся под нашим надзором, конечно, разного интеллектуального уровня, но порой они читают такие серьезные духовные книги, до которых не у всякого церковного человека руки доходят. Когда на встречи собирается много людей, включаем для просмотра не только свои профилактические фильмы, но и видеоролики программ «Читаем классиков сегодня» и «Ответы священника», которые снимаются видеостудией Покровской епархии. Смотрят с интересом.
— А с чего началось ваше сотрудничество с отцом Алексием?
— Однажды я позвонила, попросила его приехать и пообщаться с нашими ребятами. У нас на учете состоят подростки, и большинство из них никогда не слышали о Боге, никто не говорил с ними на религиозные темы. Батюшка несколько раз побеседовал с ними, а потом пригласил помочь в уборке храмовой территории. Мы отвезли ребят в Генеральское, они провели с отцом Алексием целый день, а когда вернулись, то сказали: «Если еще нужно будет батюшке помочь, зовите нас». Это был их первый сознательный шаг к Церкви. Потом я дала ребятам задание написать небольшое сочинение об Александре Невском, князе Владимире, святителе Луке Крымском, других наших святых. Оказалось, им это интересно.
— Почему у Вас родилась такая идея, разве религиозное просвещение входит в обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы?
— Нет, конечно. Но когда я ставлю подростка на учет, всегда подолгу с ним беседую, выясняю, чем он интересуется, есть ли любимое занятие. Один паренек сказал, что увлекается воркаутом. Предложила ему описать простыми словами, что это такое. Когда он принес свое сочинение, то стал увлеченно рассказывать, почему этот любительский вид спорта — трюки на турниках — так популярен у молодежи. У него глаза загорелись, он видит, что и мне это интересно. Цель нашей работы — удержать условно осужденных от повторных преступлений, и я знаю, что пока парень обдумывает и пишет свое сочинение, он ничего противозаконного не совершит. То же самое и с сочинениями о святых. История России неотделима от истории Церкви. Настоящий патриотизм с этого и начинается. Хочется, чтобы подростки, которые однажды оступились, знали, что есть Церковь, есть Бог, который их всегда ждет и никогда не оставит, что бы в их жизни ни случилось.
— Скажите, как руководство относится к Вашим инициативам?
— Положительно. Активную работу в этом направлении проводит помощник начальника УФСИН России по Саратовской области по организации работы с верующими протоиерей Вадим Коняев. Он много лет окормляет храм в саратовской колонии строгого режима, оказывает духовную помощь и осужденным к реальному сроку лишения свободы, и тем, кто состоит на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. У нас такая работа, что люди не приходят к нам с радостью. Но на первой же встрече мы говорим, что, если человек хочет, он может пообщаться со священником, и желающие всегда находятся. Мы предоставляем им отдельную комнату и не ограничиваем во времени.
Даже если один человек после общения с батюшкой станет задумываться о своей жизни, это будет наша маленькая победа. Господь сказал: На Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках (Лк. 15, 7).
Господь их не оставит
— Отец Алексий, в чем Вы видите свою миссию?
— Бывает, что человек теряет веру в себя, в окружающих, и моя задача — донести мысль о том, что для Бога любой человек ценен, даже если он оступился и нарушил закон. Душа человека, личность человека — это величайшее творение Божие, и как бы она ни была поражена грехами, страстями и преступлениями, Бог никогда не отвернется от Своего создания. От нас могут отвернуться близкие, но Господь всегда ждет нашего обращения, Он всегда смотрит на нас, главное — самим к Нему обернуться. Эту мысль я и пытаюсь донести, объяснить, что всегда возможно начать новую жизнь. Но только со Христом, то есть когда фундаментом новой жизни станет Бог. Если человек, пытаясь начать новую жизнь, будет полагаться не на Бога, а на какие-то иные вещи, то велик риск потерпеть на этом пути неудачу.
— Для церковного человека Ваши слова звучат убедительно. Но если люди никогда не переступали порога храма, как они могут воспринимать слова о помощи Божией?
— По-разному бывает. Кто-то слушает заинтересованно, другой из вежливости, кому-то мои слова вообще не нужны. Здесь важно уронить доброе слово о Боге, о Церкви, о Евангелии, чтобы человек знал, что есть другая жизнь, которая течет по другим законам — духовным. А прорасти зерно веры может в самый непредвиденный момент, когда человек и сам этого не ожидает. И даже если он вновь упадет и потеряет всякую надежду, вера поможет ему подняться. Человек так устроен, что он не может жить без веры и без надежды.
Для меня самое главное — не превращать наши беседы в морализаторство. Не должно быть даже намека на то, что они плохие, а мы хорошие, и потому сидим по разные стороны. Поговорка «от сумы и тюрьмы не зарекайся» актуальна всегда. Есть известная притча о том, как один монах осудил человека, совершающего грех, и рассказал о нем своему духовнику. А духовник ответил: «Ты такой хороший, потому что Господь держит тебя в узде. Как только Он ее отпустит, смотри, чтобы ты не стал хуже того грешника, которого осудил». Мы все в руках Божиих и, если Господь попустит, можем упасть еще ниже тех людей, которых осуждаем. Мы все имеем равные права на милость Божию, никто от нас Царствия Божьего не закрывает, кроме нас самих. Об этом я и говорю с нашими подопечными.
— Отец Алексий, говоря светским языком, каков КПД Ваших усилий?
— Я никогда не даю оценку своего служения ни в храме, ни с осужденными. Свой КПД каждый христианин узнает на Страшном суде. Как говорит апостол Павел: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1 Кор. 3, 6). Поэтому наше дело — сеять, а когда и как зерно веры прорастет — на то воля Божия. Господь всегда дает возможность начать жизнь с чистого листа. Пример тому — жития бывших разбойников, раскаявшихся и ставших святыми. Если наши подопечные, освободившись от наказания, будут хоть как-то держаться Церкви, Господь их не оставит.
11 июля 2023 г.