Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Момент истины братьев Глуховых

Юрист – одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий, и именно это преимущество часто движет молодыми людьми, стоящими перед выбором – кем быть? Другой мотив – призвание, и мои собеседники – Евгений и Ярослав Глуховы – трудятся в этой сфере именно по призванию. Оба прихожане Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса). Можно ли быть хорошим юристом и честным христианином, служить закону гражданскому и одновременно закону Божьему? Об этом мы и побеседовали с братьями Глуховыми.

«У нас ни в чем нет разногласий»

– Расскажите, в какой семье вы росли и как обнаружили в себе тягу к духовному?

Ярослав:

– Я был совсем маленьким, но запомнил, что в доме нашей прабабушки была большая икона Богородицы, перед которой она часто молилась. Даже в престарелом возрасте прабабушка регулярно ходила в храм, постилась. Мне кажется, что и на Небесах она продолжает молиться за нас с братом. Когда мы были детьми, нас водили на богослужения, причащали, потом наступил, как и у многих, «безбожный» подростковый период, и мы отошли от Церкви. Повзрослев, стали по привычке вновь заходить в храм, но ненадолго. Поставим свечки – и на выход. Но непростые жизненные обстоятельства вновь привели в храм, из «захожан» сделали нас прихожанами. Начинали мы воцерковляться в Свято-Троицком кафедральном соборе, здесь познакомились с отцом Игорем Сергеевым, он очень помог нам с братом, тогда еще новоначальным, понять смысл духовной жизни. Батюшка нас наставлял, вразумлял, многому научил, и мы считаем его своим духовником. Как-то на исповеди с радостью сообщаю ему: «Батюшка, я уже изменился к лучшему!» Отец Игорь тут же меня остановил: «Так говорить нельзя! Вы с братом находитесь пока на стадии между хорошим и плохим, и вас ожидает еще много испытаний и искушений. Так что лучше помолчать и со смирением к себе относиться». Отец Игорь – строгий священник, нам с братом такой и нужен. Поэтому когда его перевели в Воскресенский храм, мы ушли за ним, теперь там наш приход.

Евгений:

– Основным «двигателем» в нашем воцерковлении был Ярослав, он и меня за собой потянул, и маму, она тоже воцерковлялась вместе с нами. Господь послал ему верующую жену, так что им проще, они друг друга понимают, всей семьей ходят на службы. Моя супруга в храме бывает редко, как и наши дети. Но я надеюсь, что придет время, и они сами по своей воле придут к Богу, как и мы когда-то с братом.

– Скажите, Евгений, как получилось, что и профессию вы со старшим братом выбрали одну на двоих?

– У нас дядя, брат папы, был судья, его дети тоже юристы. В их семье часто рассказывали какие-то интересные истории из судебной практики, и мы с Ярославом еще в детстве решили, что юрист – самая хорошая профессия, и не ошиблись. У нас вообще по жизни не бывает ни в чем разногласий.

Ярослав:

– Только брат занимается гражданскими делами, а я закончил институт с уголовной специализацией. Работал следователем, теперь в адвокатуре.

Внутренний закон – совесть

 – Не секрет, что, защищая интересы клиента, юрист может пойти на любые уловки. Но Спаситель сказал: «Не можете служить Богу и мамоне». Часто ли такая дилемма возникает, и что в таких случаях перевешивает – интересы клиента или совесть христианина?

Ярослав:

– Бывают всякие случаи. Я за то, чтобы дать преступнику возможность прочувствовать последствия содеянного. Люди пытаются избежать ответственности, а я как юрист вижу из обстоятельств дела, виновен человек или не виновен. Если виновен, разъясняю ему все последствия совершенного им преступления и пытаюсь объяснить, что в данной ситуации лучше было бы признаться, искренне покаяться и смягчить свою участь. Но если вопреки всем обстоятельствам мой подзащитный стоит на своем, я снимаю с себя моральную ответственность за дальнейшие действия и работаю как его адвокат. Раз этот человек попал ко мне, значит, на то есть воля Божия, и я выполняю свои профессиональные обязанности до конца, чтобы ни случилось.

Евгений:

– Так же, как брат, я пытаюсь объяснять своим доверителям, что лучше идти правильным путем, никого не обманывая, тогда все складывается, как надо. А когда пытаешься лукавить, хитрить, обвести кого-то вокруг пальца, ничего не получается. Поэтому объясняю клиенту, что лучше дела делать так, чтобы все было законно, честно, добросовестно. Слава Богу, чаще так и происходит.

– Чем, на ваш взгляд, отличается православный юрист от своих неверующих коллег? Ведь четыре заповеди юриста периода римского права для всех служителей Фемиды одинаковы: «Говори правду, веди дело честно, делай что положено, стойко переноси трудности».

Евгений:

– Все зависит от порядочности человека. В семье не без урода, и в нашей среде есть люди с хорошей репутацией, есть и с плохой. Не стоит ожидать, что твой оппонент, адвокат противоположной стороны, с которой мы судимся, станет играть по твоим правилам, глядя на то, какой ты честный. Но сказать, что верующий юрист лучше неверующего, было бы тоже неправильно.

Ярослав:

– В каждом человеке есть внутренний закон – его совесть. Мы с братом ходим в храм, регулярно исповедуемся, причащаемся, и это помогает нам избегать каких-то грязных методов ведения дел. В который час не думаете, придет сын человеческий (Мф. 24, 44). Рано или поздно всем придется держать ответ перед Высшим Судом.

– Интересно, а для клиента это имеет значение? Для него, наверное, важнее выиграть дело, а не ваша порядочность, честность и ваша церковность.

Ярослав:

– Конечно, человеку главное – получить юридическую защиту, помощь, для этого мы должны быть хорошими профессионалами. Но я думаю, что верующий человек в любой профессии всегда надеется на помощь Божию. Ты не можешь быть верующим, если не понимаешь главного: Бог любит каждого. Был случай, когда человек, обвиняемый по уголовному делу, связанному с наркотиками, находился в следственном изоляторе. Ему грозил большой срок. Я принес ему иконку, предложил почитать молитвы, он меня услышал, стал усиленно молиться. И обстоятельства дела, которое я вел, сложились для него благополучно, гораздо лучше, чем могли бы быть.

«Не вижу себя без Бога»

– Скажите, если вам предстоит сложное дело, просите помощи Божией, молитесь?

Евгений:

– Конечно. В сложные моменты бывают разные мысли, но вера и молитва указывают правильный путь. Перед всяким делом надо обязательно молиться, тогда все получится, об этом нам постоянно и отец Игорь говорит. Я стараюсь в течение дня читать Иисусову молитву, «Отче наш», очень люблю 90-й псалом, читаю его за рулем, когда еду в суд. Иногда своими словами обращаешься к Богу: «Господи, помоги!». Если нужно, чтобы обстоятельства у моего подзащитного изменились, Господь поможет. А возможно, человеку необходимо пройти серьезные испытания, чтобы прийти к Богу. Господь всегда откликается на молитвы и помогает через людей. Как-то мы привезли нашего отца в больницу, ему нужна была срочная операция. Врач был очень внимателен, все было сделано идеально, операция прошла удачно. Мы были удивлены не только тому, каким замечательным оказался хирург, но его отношению. Было видно, что для него больной – это его ближний, к которому надо отнестись с любовью. Потом мы этого доктора встретили в храме, вместе с ним причащались. Теперь здороваемся, общаемся. Если бы больше было верующих людей среди врачей, учителей, юристов, людей разных профессий, насколько лучше, добрее и чище была бы наша жизнь.

– Скажите, могла бы сложиться ваша жизнь так, что вы оба оказались бы не в церковной ограде, а за ее пределами?

Ярослав:

– Я об этом не раз думал, если честно, даже страшновато от таких мыслей. Я не вижу себя без Бога, без храма в воскресный день. Для меня это была бы катастрофа.

Евгений:

– Мы росли в 90-е, такие времена были, что и матом ругались, и не зазорно было на рынке с компанией сверстников какую-то мелочь стащить с прилавка. Многие наши друзья потом в тюрьме отсидели, кто-то погиб, сгинул неизвестно где. И невольно задумываешься, что было бы с тобой, если бы не пришел в церковь. Слава Богу, что мы оказались в церковной ограде, а не за стенами храма. Жалко людей, которые пока не поняли, что главная и единственная цель нашей жизни – Христос. Как только человек это осознает, он все начинает воспринимать иначе. И жить ему становится легче. Вера превращает нашу жизнь в чудо. 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: