Без вины виноватые
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — этими словами начал свою проповедь Спаситель. В период многодневных постов, в канун церковных праздников в храмах на исповедь выстраиваются огромные очереди. Люди стараются в мельчайших подробностях припомнить все, что они считают грехом. Подойдя к аналою, кто по бумажке, кто по памяти оглашают эти списки, дожидаются, когда священник накроет голову епитрахилью, прочитает разрешительную молитву, и только тогда с облегчением вздыхают. Существует представление, в основном среди людей нецерковных, что православный человек должен жить с постоянным ощущением своей греховности, с чувством вины. Так ли это? Действительно ли чувство вины «за всех и перед всеми», как сказал Ф.М. Достоевский, основа нашей духовной жизни? Разобраться с этими непростыми вопросами мы попросили священника Димитрия Вразовского.
Память греховная должна быть
— Отец Димитрий, начнем с классика. Действительно ли мы все и перед всеми виноваты, или это всего лишь художественная метафора?
— Думаю, что вышеуказанные слова Достоевского не стоит воспринимать буквально. Русская классика в лучших своих образцах, действительно, пропитана христианским православным духом, и Федор Михайлович через память о вине призывал людей к покаянию. Но необходимо понимать, в чем мы действительно виноваты, а что вне зоны нашей ответственности.
Само слово «вина» в нашем народе обросло страхами и справедливо ассоциируется со словом «грех». Когда мы слышим эти два слова, возникает чувство неотвратимости, неизбежности. В нашем менталитете эти понятия связаны с унынием, депрессией, безысходностью. Хотя в греческом языке «грех» означает проступок, ошибку, что уже, согласитесь, звучит легче. Святые отцы вообще строго разделяли память о вине и чувство вины. Память греховная должна быть, но не должно быть постоянного «чувства» греха. Так же, как должна быть память смертная — мы все когда-нибудь умрем, — но не должно быть постоянных мыслей о смерти. За каждый свой поступок мы несем ответственность, это и есть память вины. Однако не надо нести ее по жизни как знамя, жить в этом чувстве, упиваться им.
— Человек совестливый постоянно чувствует себя виноватым перед Богом, родителями, перед мужем или женой, чувство вины не дает ему покоя.
— Чем больше человек погружается в свою виновность, тем, по слову святых отцов, сильнее в нем звучит голос гордости.
— При чем здесь гордость?
— А вот при чем. Человек не может примириться с тем, что он слаб, не всесилен. Вместо того чтобы провести работу над ошибками и попросить помощи у Бога, к чему призывает нас Церковь, он остается со своей виной наедине и постоянно казнит себя. Во времена Ветхого Завета люди демонстрировали свое горе, надевая вретище и посыпая пеплом голову. Но Бог реагировал не на внешние признаки печали, а отвечал на искреннее покаяние. Прощение Господа восславляется словами Давида: И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием (Пс. 29, 12).Чувство вины свойственно каждому из нас, но если человек живет покаянием, если он открыл для себя этот важный момент своей духовной жизни, вина не будет над ним довлеть, как дамоклов меч. Подлинное покаяние дает возможность раз и навсегда сбросить эти оковы.
Самокопание — бесплодное занятие
— Тяжелое чувство вины остается на душе после смерти близкого человека, когда ничего уже нельзя изменить. Мучаешься от того, что не разглядел вовремя болезнь, не додал тепла и любви, не сказал важных слов. Как жить с этим грузом? Чем искупить вину перед умершим человеком?
— Соглашусь с Вами, здесь ничего поделать уже нельзя. Только уточню: без Бога нельзя. Человек не ищет помощи, считает, что должен сам разобраться со своей проблемой. Но он не всесилен. Чувство вины затягивает, мешает рассуждать трезво, и человек начинает упиваться своей болью, своей виной. А нужно положиться на Бога и работать над ошибками, о чем мы уже говорили. Начинаем радоваться и благодарить Бога, прекращаем углубляться бесконечно в свои грехи. И приближаемся к Богу. Самокопание — бесплодное занятие. Мы не можем искупить свой грех без Божьей помощи. А с Его помощью переступим через все, что нас мучает, и пойдем дальше, в Царство Божие.
Про бесплодное самокопание у отцов Церкви есть притча, в которой душа сравнивается с одеждой. Человек, собирающийся на брачный пир, может множество раз возвращаться с половины пути, чтобы сменить одежду, если она запачкалась. И так путь на праздник превращается в вечную «стирку».
Бесспорно, нужно стремиться всеми силами сохранить душу в образе брачной одежды, но не стоит забывать, что она нам нужна для праздника. Иначе мы так и останемся вне брачных чертогов и не увидим Жениха.
Покаяние выше вины
— Давайте, отец Димитрий, поговорим о вине не как о разрушительном, а как о конструктивном чувстве. Вспомним евангельского мытаря Закхея. Именно чувство вины перед людьми, которых он обидел, обобрал, сделало свое дело. Закхей возместил обиженным людям ущерб, и Господь одобрил его поступок. Значит, чувство вины может быть полезным? Оно может стать мотивацией к покаянию, к поиску Бога?
— Это пример трезвенного отношения к тонкому инструменту — чувству вины. Благоразумный разбойник — еще более яркий пример покаяния человека, вина которого огромна. Его прегрешения были всем известны, зачем надо было их повторно признавать за мгновение до смерти? Но мы видим, как глубокое искреннее раскаяние подняло его высоко: И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).
Также для Закхея чувство вины стало прорывом в иную жизнь. Он преодолевает себя и тем самым спасается. Покаяние выше вины. Вина просто указывает тебе на боль, это маркер: задумайся, человек, посмотри, что в тебе не так. И иди дальше, к покаянию.
— Почему бывает так, что исповеданный грех все равно не оставляет? А чувство вины переходит в хроническое состояние?
— Вера не должна основываться только на чувствах, это приводит к фанатизму. В момент преобладания ощущений важно вернуться на путь здравомыслия.
— Давайте обратимся к конкретной ситуации. Родители не сумели воспитать своего ребенка достойным человеком и теперь страдают, чувствуя себя виноватыми. Сыну моей близкой подруги уже 50 лет, а она продолжает мучиться тем, что виновата перед ним, что не сумела сделать его счастливым.
— Но ведь она все делала по любви, даже когда ошибалась. Взрослые дети уже сами несут ответственность за свою жизнь перед Богом. Родители могут увещевать, давать советы, но не более! Все важные решения в своей жизни выросшие дети принимают сами. Понимание и памятование этого должно вернуть родителей на почву здравомыслия. Вспомните великие слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы спасаем себя, и только через это спасаются наши близкие. А если мы ходим мрачные с постоянным чувством вины перед детьми, чему мы их научим? Только бесконечному и бесплодному самобичеванию.
— Отец Димитрий, как найти золотую середину, чтобы чувство вины не пригибало нас к земле, но память вины оставалась?
— Чувство вины ни в коем случае не должно перекрывать покаяние. Покаяние — одна из центральных христианских добродетелей, и память вины, память греха должны вести христианина к покаянию, к таинству исповеди, и не более того. Нельзя допускать, чтобы вы стали рабом этого разрушительного чувства, которое, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, приведет к еще большему греху — унынию. Господь всегда ищет не за что нас осудить, а за что оправдать. Помните об этом.
13 сентября 2023 г.