Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Епископ Фома: мой дом — Церковь

Самым важным событием ушедшего лета для православного Покровска стало назначение правящим архиереем в Покровскую и Новоузенскую епархию владыки Фомы (Демчука), одного из самых молодых архиереев Русской Православной Церкви. Наш архипастырь уже совершил несколько служб в Свято-Троицком кафедральном соборе, и, конечно, хочется поближе узнать человека, от которого теперь многое будет зависеть в жизни Покровской епархии и православных ее жителей.

Любовь всегда возвращается

— Владыка, как Вас встретили на саратовской земле и в нашей епархии, какие Ваши первые впечатления?

— Первые и самые яркие впечатления я получил, когда мы ехали по мосту из Саратова в Энгельс. Никогда прежде не бывал на Волге и сразу проникся ее красотой и мощью. Саратовская земля и жители Покровска встретили с особой отеческой любовью, появилось даже ощущение, что я нахожусь здесь уже очень долго — лица родные, добрые, как будто давно знакомые. Я был удивлен, когда на первой Божественной литургии, которую мы совершали вместе с митрополитом Игнатием, храм был полон, и причастников было очень много. И когда после службы люди стали подходить с добрыми словами поддержки, искренними пожеланиями, было, конечно, приятно.

— Вас ждали, владыка, очень ждали…

— Я это почувствовал всем сердцем и могу сказать с уверенностью, что с нашими прихожанами и жителями города мне будет легко. Нисколько в этом не сомневаюсь и верю, и надеюсь, что Господь не оставит меня в предстоящем служении.

— Как любому человеку на новом месте, Вам придется налаживать контакты со многими людьми, от которых зависит развитие церковной жизни на территории Покровской епархии. Это и духовенство епархии, и прихожане, и администрация района. Для Вас это не является проблемой, с кем Вам проще найти общий язык?

— Отвечу на Ваш вопрос небольшим воспоминанием. Есть замечательный священнослужитель — протодиакон Владимир Назаркин, который долгие десятилетия верой и правдой служит Церкви Христовой. Он нес послушание на Святой Земле, в Иерусалиме, был сотрудником Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, руководителем протокола приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, служил у него старшим протодиаконом. Когда отца Владимира однажды спросили, почему все его так любят, он ответил: «Потому что я всех люблю». Это самое главное в Церкви. Не важно, где ты служишь, какое послушание несешь, но, когда ты к людям относишься с любовью, любовь всегда к тебе возвращается. И тогда не надо напрягаться, чтобы строить какие-то отношения, подбирать нужные слова, что и как сказать. Любить людей, дорожить людьми — тогда и будет контакт со всеми.

— Приступая к новым обязанностям, на что Вы, Владыка, намерены опираться в большей мере — на свой опыт, а он у Вас большой, или на те наработки, традиции, которые уже существуют в нашей епархии?

— Традиция — это самое ценное, что есть в нашей жизни, на традициях держится семья, любой производственный коллектив, на традициях держится Православная Церковь Христова. Поэтому, приступая к обязанностям правящего архиерея, я всячески буду полагаться и опираться на сложившиеся в Покровской епархии традиции, а они здесь настоящие, христианские. Моя задача — их беречь, сохранять и развивать дальше.

— Владыка, мы, конечно, поинтересовались Вашей биографией, меня особенно тронула история с монашеским постригом, да и приход Ваш к Богу в десятилетнем возрасте тоже необычен. Вы очень рано начали принимать самостоятельные решения, очень важные и непростые даже для взрослого человека. Таков Ваш жизненный принцип?

— Действительно, мой первый шаг в храм я сделал сам, когда мне было десять лет. Каждое лето меня отправляли к бабушке с дедушкой в деревню. Однажды из-за любопытства переступив порог сельского храма, я остался в Церкви навсегда. С тех пор все события моей жизни связаны с Церковью, это мой дом. Никакие послушания, которые возлагались на меня в храме, не были мне страшны. Привычка трудиться — это тоже из детства, деревенскому мальчишке не надо объяснять, что без труда ты ничего не получишь. Хочешь сорвать что-то вкусное с грядки, сначала потрудись на ней, вскопай, полей. Сама жизнь приучила к самостоятельности.

— Владыка, Вы в 14 лет уже приняли решение жить в монастыре, но ведь монахом можно жить и в миру. Почему молодой человек решает стать иноком, когда он еще и жизни толком не видел?

— Знаете, я родился в абсолютно нецерковной семье, где не было никакого понимания, что такое молитва, для чего нужен храм, зачем люди постятся, исповедуются и причащаются. И когда я начал сам ходить в церковь, помогать в алтаре, родители не поняли меня, особенно упрекал за это отец. Я могу объяснить свой уход в монастырь стремлением жить там, где тебя понимают, где ты духом свой и готов жить по правилам монастырской общины. Первый раз я действительно сбежал из дома подростком, накопил денег и собрался уйти в монастырь. Но Господь управил так, что я остался дома, закончил школу, а в 17 лет я впервые приехал в Троице-Сергиеву лавру и остался там на 24 года. Мое становление, монашеский постриг, диаконовская и пресвитерская хиротонии — все состоялось в лавре. Лавра для меня — родной дом, и неважно, какое послушание я выполняю, где тружусь, — мое сердце всегда устремлено к мощам преподобного Сергия, в Дом Живоначальной Троицы. В епархиальном управлении планируется устроить домовый храм и освятить его в честь преподобного Сергия Радонежского. Вот вам и частица лавры на Покровской земле!

Работать с теми, кто пока еще «не наш»

— Владыка, когда Вы были наместником Донского монастыря в Москве, то очень активно развивали околоцерковную деятельность, миссионерство. Намерены ли Вы продолжать подобную работу здесь?

— Церковь не должна замыкаться внутри своей ограды и не должна общаться только с теми, кто к нам приходит, они уже пришли. А нам надо работать с теми, кто пока еще «не наш». Поэтому все те проекты, которые в Покровской епархии активно работают — социальные, культурные, спортивные, — всё будет продолжаться.

— Церковь не отходит таким образом от своей главной задачи — спасения души человека?

— Нет, не отходит. Апостолы разошлись по всей Вселенной проповедовать Слово Божие. Если бы они руководствовались только чем-то местечковым, то остались бы, наверное, в Иерусалиме. Главное, чтобы все, чем мы занимаемся помимо богослужений, проходило через призму церковных традиций, Священного Писания, наставлений святых отцов. Человек должен развиваться разносторонне. Кто-то слушает Чайковского, кто-то увлечен Достоевским, один восхищается Нарышкинским барокко, другой — псковско-новгородским стилем. Разве это плохо? Разбираться в культуре, искусстве, литературе нужно, но только все это должно соотноситься с нашим сердечным компасом, внутренним духовным ориентиром. Нужно различать, где настоящая культура, а где псевдокультура, понимать, что для нас благо, а что во вред. Когда человек живет церковной жизнью, у него сформирован внутренний духовный стержень, он не даст ему уйти ни влево, ни вправо. И этот стержень приведет его к самому главному — спасению души.

Есть у меня желание организовать в епархии на постоянной основе паломническую службу, чтобы можно было посещать Сергиеву лавру, Дивеевский монастырь, другие святыни России. И, конечно, надо включить в паломнические маршруты саратовские монастыри, храмы и другие святые места. Это будет интересно и полезно.

 Я всегда рядом

— Владыка, от высоких материй спустимся на землю. Сегодняшняя проблема Церкви — дефицит священников, особенно на сельских приходах, как Вы думаете ее решать?

— Планирую встретиться с каждым священником, изучить его проблемы на приходе, бытовые, семейные, посмотреть, чем можно ему помочь. Когда у меня сформируется полная картина по всей епархии, тогда мы вместе с благочинными, с духовенством будем решать, как и что нам делать. Главное сейчас — изучить, понять проблему.

— Владыка, что бы Вы пожелали всем православным жителям Покровской епархии и себе самому на новом месте служения?

— Прежде всего, не боятся творить, не стоять на месте. Нашу жизнь можно сравнить с самолетом. Он летит, пока работает мотор. А если двигатель останавливается, то самолет падает. Так и человек. Если он останавливается в своем движении, духовном развитии, начинаются в его жизни разрушительные моменты — депрессии, уныние, отчаяние. Поэтому я всем желаю постоянного движения к Богу и друг к другу. Чем ближе мы друг к другу, тем ближе к Богу. Желаю всем нам Божией помощи в предстоящих трудах, мира и благополучия, здравия телесного и духовного. И знайте: в любое время и по любому вопросу — я всегда рядом.

— Спасибо Вам, Владыка!

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: