Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Богословие Страстной седмицы

В годовом богослужебном круге Страстная седмица занимает по праву самое важное место. Богослужение Страстной очень целостно, и вот уже на протяжении многих веков никто не дерзает его дополнить каким-либо песнопением, благоговея перед этой дивной древней гармонией. Гимнографы и богословы принесли к спасительному Кресту Христову самые глубокие мысли, самые точные образы, самые сокровенные и пронзительные порывы души. Нам же необходимо снова и снова вслушиваться в тексты служб, не пропуская ни одной паримии или стихиры, ни одного синаксаря или чтения мимо слуха и сердца.

 

На Страстной седмице у христианина не должно быть никаких лично важных дел. Ему не на что и незачем отвлекаться. Стремление провести Страстную седмицу в храме должно стать потребностью души, скорбящей о каждой пропущенной службе, как о потерянном сокровище.

В первые три дня еще совершаются покаянные поклоны и молитвы. Вся служба как бы дышит ожиданием великих событий и в то же время опасением, как бы не остаться неготовым, как бы не опоздать. Неслучайно в первые три дня поется на утрени тропарь: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…».

В эти дни в богослужении важное место занимает чтение Евангелия на часах. На Страстной неделе Евангелие читается необычно большими частями, и это неслучайно. В обычном чтении на утрени и Литургии нам предлагается одно-два зачала для вдумчивого рассмотрения конкретного события или притчи. Здесь важно, что сказано или произошло. На Страстной седмице все наше внимание — на Самом Учителе, а не на отдельных действиях или изречениях Его. Важно теперь не что сказано, а Кто говорит.

В Великий Понедельник главной притчей становится повествование о бесплодной смоковнице, которой уподобляются лицемеры, соблюдающие внешнюю набожность, но не приносящие духовных плодов — истинного покаяния, веры и добрых дел. Также вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Христа. Читается притча о неправедных виноградарях — иудеях, избивавших пророков.

Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска.jpgВеликий Вторник посвящен обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, Воскресении, Страшном суде, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению, бдительной жизни. На Страшном суде Господа встретят все люди, верили они в Него или не верили, ждали или не ждали. Но душа христианина ждет не просто Судию, но именно Жениха своего, которому обещала верность, любовь которого каким-то образом познала, с которым временно разлучена. Но память о Нем горит неугасимым светильником, и теперь одна остается забота: поддержать светильник, чтобы хватило ему елея, чтобы не угас он во всю глубокую ночь жизни.

С древних времен в Великую Среду — день предания Христа на страдания и смерть — совершается память жены-грешницы, помазавшей Господа миром и приготовившей Его к погребению. Служба этого дня составлена разными песнописцами высокой духовной жизни. И каждый из них вкладывает в уста кающейся грешницы свои собственные слова покаяния. Последняя и самая длинная из 11 стихир этого дня принадлежит инокине Кассии, написавшей часть канона Великой Субботы. Но и она покаяние приносит здесь как бы от себя: «Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду, приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый Небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы… Грехов моих множества и судеб Твоих бездны кто изследит, Душеспасче Спасе мой, да мя рабу Твою не презриши…».

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Фреска монастыря Ватопед, Афон. Начало века.jpgС Великого Четверга начинается воспоминание страстей Господних, к которым верующие должны приступать с очищенной и умиротворенной душой. В четверг христиане вспоминают четыре события, свершившихся в этот день: Тайную вечерю и установление Таинства Евхаристии, умовение ног ученикам, молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Вся служба этого дня проникнута благоговейным трепетом о приятии такого величайшего дара, как Тело и Кровь Евхаристии. От обычных молитвословий вечерни и утрени остается только самое важное.

День Великого Пятка — осуждение, Крестные страдания, смерть Господа. В знак величайшей скорби Литургия не совершается, за богослужением читаются Страстные Евангелия, в конце вечерни происходит вынос Плащаницы, после чего читают канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. А на утрени (в пятницу вечером) совершается Чин погребения Господа.

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Середина векаЧин этой утрени — совершенно особенный и очень древний. Сложился он в Иерусалимской Церкви и включал евангельские чтения, песнопения и молитвы, которые совершались на различных местах, освященных страданиями Господа. Между этими чтениями совершался крестный ход от Гефсимании до Голгофы со многими остановками для чтений и молитв. Ввиду ночной тьмы шествие двигалось медленно при свете свечей и светильников, и таким образом служба продолжалась целую ночь. Отсюда же берет начало и обычай нести домой четверговые свечи и фонари.

Погребению Христа, пребыванию во гробе и сошествию во ад для избавления душ отведены службы Великой Субботы. В этот день духовенство в белых облачениях служит Литургию Василия Великого в соединении с вечерней. «Херувимская песнь» заменяется песнью «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Вместо Трисвятого в храме поется «Елицы во Христа креститеся» и читается Апостол о силе Крещения как дань памяти обычаю древней Церкви крестить оглашенных в Великую Субботу.

Что для христианина самое-самое дорогое? Именно то, что в своей жизни он прошел духом по последним страницам Евангелия, побывал в Сионской горнице, проследовал за Господом в Гефсиманию и на Голгофу, припал с учениками к опустевшему Гробу. Все это было мысленно, но плод этого глубокого личного переживания совершенно реален. Дух человека изменился, перешел от смерти к жизни и от земли к Небеси, победную поюще. И каждая новая Пасха, ее радость и торжество, становится духовным плодом поразительно глубоких переживаний Страстной седмицы.

Полосу подготовила Марина Шмелева

 

 

В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены снаряды его, Бог примирился с человеками, небо сделалось (для них) доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное и земное.

Потому-то и называем эту седмицу великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие (в эту седмицу) и усердствуют более и к посту и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыни, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой седмице. Если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем, показывать свое к ней уважение и почтение?

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

 

Теги: Страстная седмица.
Оставить комментарий
Поделиться в: