По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Зачем миру затворники?

Один из самых влиятельных духовных писателей XIX века святитель Феофан Затворник более двадцати лет провел в полном уединении, написал множество книг, вел обширную переписку с разными людьми, оставил потомкам десятки томов духовных произведений. Главной темой его сочинений были борьба со страстями, постепенное одухотворение человека, его путь к спасению. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни, его мудрые изречения и советы читаем, стараемся запомнить и применять в своей жизни. Почему святитель, с которым нас разделяют почти двести лет, кажется нам современником? Побеседуем о Вышенском святом с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. 

– Скажите, Владыка, что заставило образованнейшего человека, чьи интересы не ограничивались только Церковью, из разных видов духовного подвига выбрать именно затвор?

– Тут многое зависит от темперамента. Общению с людьми святитель Феофан всегда предпочитал уединение. Ему даже преподавать не нравилось, хотя он после окончания Киевской духовной академии был профессором и даже ректором Петербургской академии. Потом его призвали на епископское служение, но он постоянно просился на покой. И, в конце концов получив благословение Синода, нашел себе уединенную пустыньку в Тамбовской губернии, в лесу, на берегу речки Выши. Он и здесь отказался от предложения стать настоятелем обители, жил как простой монах, а потом ушел в затвор, и в последние годы жизни даже не выходил из дома.

Я думаю, что здесь еще сыграло роль превосходное знание языков, занятия переводами святоотеческой духовной литературы. Он черпал информацию из первоисточников, и перед ним открылся потрясающий образ православного аскетизма. Единственное желание святителя Феофана – быть ближе к Богу – могло осуществиться только вдали от мирской суеты.

– Но нельзя сказать, что святитель Феофан полностью изолировал себя от мира в Вышенской пустыни. Известно, что его жизнь в затворе не была абсолютным уходом от всех мирских проблем.

– Самоограничение было уже в том, что он отказался от встреч с людьми, причем со всеми. В иночестве он нашел свое истинное призвание, но, обладая разносторонними интересами, неординарным мышлением, святитель Феофан не мог оставаться равнодушным к тем процессам, проблемам, которые возникали в духовной жизни у нас в России и на Западе. Он, как бы сейчас сказали, был церковным государственником. Человек необычайно широкой эрудиции, он взял с собой в затвор всю свою библиотеку, выписывал журналы, новые книги, вступал в полемику с богословами, вел активнейшую переписку с самыми разными людьми. Его имя было известно всей верующей России благодаря многочисленным книгам, проповедям, публицистическим статьям, письмам. Затвор сделал его писателем, и он очень заботился о том, чтобы его пастырское слово было максимально доступно людям. Это было своего рода старчество.

Находясь в затворе, святитель Феофан принес Русской Православной Церкви намного больше пользы, чем если бы оставался на кафедре, в миру. У старца Паисия есть на этот счет замечательный образ. Отвечая на вопрос по поводу монашества, а это тоже уход от мира, старец сказал: «Это маяки, которые стоят на высоких скалах и освещают огромное морское пространство, чтобы корабли не сбивались с пути». Так же и затворники, опираясь на собственный духовный опыт, освещают жизненный путь людям, давая ему правильное направление.

– Мы никак не сможем в одной беседе даже коротко рассказать о всем богатом духовном наследии святителя Феофана. Но можно точно сказать, что все его произведения посвящены борьбе человека со своими страстями, победе души над телом. Владыка, поясните, пожалуйста, такую цитату святителя: «Тело есть орудие души для выполнения цели пребывания на земле».

– Это надо понимать так: через наши внешние поступки, действия человек либо спасается, либо погибает. Наше спасение мы зарабатываем в самых обычных повседневных жизненных ситуациях. В одном из писем Феофана Затворника я когда-то прочитал, что один и тот же поступок может быть греховным или добродетельным.

– Поясните, как это возможно?

– Например, в Псалтире сказано, что вино веселит сердце человека. Вино – дар Божий, посланный человеческому роду. Но этот же напиток человек может обратить в страсть, в пьянство, а это уже смертный грех. Феофан Затворник и говорит о том, что если человек не будет трудиться духовно, его тело станет источником греха и его погибели.

– Есть и еще более категоричное высказывание святого на эту тему: «Пока будете покоить тело, не ищите ничего доброго». Готовы ли современные христиане к подобной аскезе?

– Сегодня, к сожалению, на первый план выходит стремление к комфортной, благополучной жизни. Мы живем в мире, где, как правило, все силы человек направляет на удовлетворение потребностей своего эго. Люди стремятся во что бы то ни стало добиться успеха, в том числе и материального, и тогда (считают они) – жизнь удалась. Раньше слово «эгоист» было ругательным, теперь им называют элитные магазины.

А ведь принимая такой образ мыслей, мы усугубляем свои внутренние проблемы, о чем и пишет святой. Любому человеку, конечно, хочется, чтобы все в его жизни было гладко, и любой из нас стремится жить лучше, а не хуже. Но если Бог посылает трудности, не надо от них бежать и не надо отчаиваться. Духовная жизнь как раз и учит человека воспринимать все, что с ним происходит, как волю Божию, как Промысл Божий. Ведь Господь спасает человека разными путями и дает нам почувствовать в этой жизни и радости, и беды. Если же искать в жизни только радости, только покой, значит, идти против воли Божией, губить себя.

– Говоря о необходимости подвижничества, святитель Феофан писал, что оно должно быть свойственно не только монахам, но и мирянам. Что такое подвижничество в миру?

– Не следует разделять верующих людей на монахов и мирян и думать, что Господь от одних требует одно, а от других другое. Конечно, внешний порядок жизни у них разный, разные правила жительства, но и те и другие стремятся быть истинными христианами. У каждого своя мера, но каждый христианин должен ставить перед собой высокие задачи. Стремясь к великому, можно достигнуть хотя бы малого. Если человек приходит в храм с мыслью «что с меня взять», то на этом уровне он и останется.

У Феофана Затворника на этот счет разработана целая система, касающаяся возникновения помыслов и страстей и борьбе с ними. Греховный помысел не сразу становится страстью, грех – это свидетельство укоренившейся страсти в человеке. Все начинается с какой-то греховной мысли, которую враг рода человеческого забрасывает в наше сознание, она укрепляется в нем, растет, перерастает в страсть и делается привычкой. И бороться с ней уже намного сложнее. Поэтому каждый свой поступок, каждую мысль надо обязательно соотносить с Евангелием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что ум должен плавать в Евангелии. Постоянное хождение под Богом, постоянное самоисследование – это тяжелейший напряженный труд, но он дает результат. Это и есть подвиг, подвижничество, к которому призывает святитель Феофан.

– Каким может быть подвижничество в современном мире?

– Любым. Подвижником христианства может быть абсолютно любой человек, который слышит через Евангелие голос Бога и старается на любом месте, где поставил его Господь, жить и трудиться по совести. В этом смысле каждый православный христианин призван к тому, чтобы вся его жизнь стала движением по направлению к Богу.

– В одном из своих произведений Феофан Затворник обращается к своим читателям с такими словами: «Научитесь приходить к Богу, когда вам хорошо, потому что если мы к нему в таком состоянии души не приходим, Он нас к себе зовет через страдания». Как этому научиться, Владыка?

– Нужно научиться говорить Богу «спасибо». А начать надо с того, чтобы всегда и за все благодарить своих ближних. Если человек научится быть благодарным, ему будет проще жить. Человек неблагодарный не способен изменяться, не способен любить, он погружает себя в ад еще при жизни. К сожалению, люди чаще приходят в Церковь, когда жизнь их основательно побила, а когда все в жизни хорошо, человек не вспоминает Бога. Нужно приучить себя благодарить Бога и за радости, и за беды. Это непросто, но только так достигается гармония с миром, с окружающими людьми, с Богом. Поэтому всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16-18).

– Владыка, очень хочется, чтобы наши прихожане, прочитав беседу с Вами, обратились в свою храмовую библиотеку и взяли почитать хотя бы одну книгу Феофана Затворника. Что Вы посоветуете?

– Когда самого святителя спрашивали, в каком порядке лучше читать его книги, он отвечал: все равно. Он писал не для монашествующих, может быть, даже недостаточно воцерковленных или вообще впервые заинтересовавшихся христианской литературой читателей. Поэтому у него все написано предельно просто.

Я считаю, с творениями святителя Феофана нужно познакомиться всем христианам. Начинающим посоветовал бы письма святого, я всегда находил в них ответы на очень многие вопросы. «Начертания христианского нравоучения» – это учебник нравственного богословия. Людям, серьезно интересующимся духовной жизнью, она откроет много полезного и интересного. Очень советую почитать книгу «Евангельские истории о Боге Сыне», особенно тем, кто плохо разбирается в Священном Писании. Это удивительный путеводитель по Евангелию, очень доходчивое, простое описание событий Священной истории. Самая известная и популярная книга – «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». Это азбука духовной жизни, с нее многие начинают. «Толкования апостольских посланий», «Добротолюбие» (перевод), «Древний патерик» – с этими книгами также полезно познакомиться, они дают тот базис церковной жизни, который поможет человеку развиваться дальше.

 

Ольга Стрелкова
Оставить комментарий
Поделиться в: