По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Женщины в храме

Из Библии мы знаем, что женщина была создана из ребра Адама и должна была стать его помощницей. В реальной жизни довольно часто видим, что современные мужчины не всегда главенствуют в семье, а их жены превосходят своих мужей ответственностью, образованностью, интеллектом, жизнестойкостью и другими качествами. Но, когда такая женщина приходит в храм, она с удивлением обнаруживает, что в церковной традиции существует принцип безусловного главенства мужчин. Неужели Господь создал женщину только как приложение к мужчине и она не имеет самостоятельной ценности? О назначении женщины, ее служении в Церкви, о евангельских женских образах поговорим с клириком храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского священником Алексием Талалаевым. 

– Отец Алексий, почему в Православии, как и в других религиях, нет равенства между мужчиной и женщиной?

– Начнем с того, что в задачи Православной Церкви не входит установления равенства между мужчиной и женщиной. В православном вероучении вообще нет проблемы полов. Прямая задача Церкви – борьба с грехом, к которому одинаково может приобщаться и мужской пол, и женский, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).

Если говорить об основных мировых религиях, будь то христианство, мусульманство или иудаизм, то все они строго иерархичны. Иерархии не может не быть. Там, где нет порядка, образуется хаос. Если мы почитаем Ветхий Завет, там главенствующая роль мужчины безусловна. В Посланиях апостола Павла подробно говорится об отношениях мужчины и женщины. Его знаменитая формула – муж есть глава семьи, как Христос глава Церкви – говорит нам о том, что отношения в семье должны строиться точно так же, как отношения в Церкви. Жена почитает мужа, любит его и боится огорчить, а муж заботится о ней, как Христос о Церкви, вплоть до пролития крови. Поэтому равенство между ними невозможно не из-за пренебрежительного отношения к женщине, а по снисхождению к ее немощам.

Эти отношения не социальные, а мистические, таинственные, заложенные Творцом в природу мужчины и женщины. Поэтому «хорошо жене – почитать Христа в лице мужа; хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены» (святитель Григорий Богослов, 14, 219).

– Так грехопадение Евы здесь ни при чем?

– Связь между нарушением заповеди Божией первой женщиной и ее дальнейшим положением, конечно, есть. Если бы Ева смиренно посоветовалась с Адамом и Господом, прежде чем вкушать от запретного плода, она не стала бы жертвой обмана в Эдемском саду. Но она надеялась после вкушения запретного плода возобладать над мужем.

Господь же сказал: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой (Быт. 3, 16). Размышляя над этим наказанием, нужно понимать, что Бог не мститель, а Врач, который Сам взошел на Крест ради нашего исцеления и спасения. То есть грех Евы исцеляется послушанием мужу, но и Адам получил наказание не только в поте лица есть хлеб свой, но и нести бремя главы семьи.

Что же касается предназначения женщины в Церкви, оно то же, что и у мужчины, – обОжение.

– И все-таки женщина создана как помощник мужчины, в этом ее предназначение?

– В этом нет ничего оскорбительного. К примеру, мужчина не может так же хорошо, как женщина, устроить домашний очаг, накормить семью, спокойно и терпеливо переделать массу дел и одарить каждого любовью и заботой.

Но она не сможет, к примеру, выложить камин, который объединит и согреет семью, – это дело мужское. Они дополняют друг друга, и то, что муж является главой дома, не означает, что он в чем-то превосходит жену. И то, что жена подчиняется его решениям, не означает, что она хуже или ниже его.

– Пример с камином, конечно, убедителен, но апостол Павел пишет: «…нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Почему же Господь апостолами избрал только мужчин?

– Cлова апостола в Послании к Галатам, которые Вы напомнили, означают, что для Бога нет разницы между мужчиной и женщиной в совершении греха и добродетели. Здесь они действительно равны. Господь смотрит только на душу человека, и нет ни для кого препятствий на пути к Богу.

Почему священство дается только мужчинам? Ответ прост: потому что Христос был мужчиной. Надо учитывать и историческую ситуацию, сложившиеся устои. Для мужчины того времени даже остановиться и заговорить с женщиной было невозможно, это посчитали бы безумством. Если бы апостольская проповедь шла через женские уста, то никто бы и слушать не стал, и христианство не выросло бы во вселенскую религию. С этим надо было считаться.

Павел не мог нарушать социальные нормы той среды, к которой обращался, ради главной своей цели – проповеди христианства. Отсюда и другие знаменитые слова апостола: Жены ваши в церквах да молчат (1 Кор. 14, 34).

К тому же апостольское служение требовало невероятных физических сил, надо было преодолевать огромные расстояния по суше и воде, спать на камнях, быть гонимыми, битыми, сидеть в заточении. Эти невероятные испытания даже для мужчин были трудны. Да и не могла женщина бросить детей и путешествовать наравне с мужчинами по миру. Женщины ходили за Христом, внимали Христу, самоотверженно Ему служили, любили преданной любовью, но их тогда не воспринимали как проповедниц.

– Скоро мы будем отмечать день жен-мироносиц. Почему все евангелисты столько внимания уделяют приходу мироносиц к гробу Господню? В чем значение их подвига?

– Жены-мироносицы шли к гробу государственного преступника, каким являлся Иисус Христос с точки зрения римских властей. Он был казнен на Кресте как разбойник, умер позорной смертью. Его ближайшие ученики разбежались, а простые женщины купили миро и, пренебрегая опасностью, отправились совершить по всем правилам обряд погребения. Их могли побить камнями, могли арестовать стражники, могли убить, но они шли, не зная, доберутся ли живыми до гроба Спасителя. Их тревожил только один вопрос: хватит ли сил отвалить тяжелый камень, закрывающий гроб, высеченный в скале, смогут ли помазать тело Учителя благовонным миро? Их вело материнское чувство, а мать не рассуждает об опасности, когда надо быть рядом с ребенком.

В этом поступке отразилась вся красота женщины-христианки. Их подвиг как раз и показывает, какую великую роль играют женщины в истории христианства. Церковь никогда не унижала достоинство женщины. Мы почитаем и жен-мироносиц, и множество святых жен, прославившихся даже больше мужчин. Достаточно назвать только одно имя преподобной Марии Египетской. Из грешницы, прелюбодейки, для которой смыслом жизни был блуд, она стала величайшей святой, учителем покаяния.

– Отец Алексий, есть у Вас любимый женский образ в Евангелии?

– Уверен, что у каждого христианина – это Божия Матерь. Она – начало нашего спасения, так и в тропаре на праздник Благовещения поется: «Днесь спасения нашего главизна». Почти пять тысяч лет человечество ждало Ее появления на свет. С каким изумительным христианским смирением несла Она скорби, как много было их в Ее жизни.

И после кончины Пречистая Божия Матерь скорбит о нас, о наших грехах. Как свидетельствует церковное предание, Она просила апостолов не восхвалять Ее, как можно меньше говорить о Ней. Она стояла в тени Своего Божественного Сына, поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии.

Богородица оставила нам одну-единственную заповедь, но какую! На свадьбе в Кане Галилейской Матерь Иисуса произнесла: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Нам бы следовать этой заповеди и никогда не отступать от воли Божией!

Все женские образы в Евангелии очень харизматичны. Женщины всегда действуют импульсивно, смело, их вера непоколебима. Вспомните, как, не раздумывая, с глубочайшей верой в исцеляющую силу Христа касается Его риз кровоточивая и сразу исцеляется. Вот другая женщина, омывающая ноги Спасителя и вытирающая их своими волосами. Она не спрашивает предварительно: «Можно, Учитель, я подойду, я хотела бы сделать то-то и то-то…». Она молча делает это в порыве любви. Мужчины удивлены, а Христос говорит: Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня… Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее…(Мф. 26, 10, 13).

– Отец Алексий, давайте перекинем мостик от евангельских женщин к нашим современницам. Вы как пастырь ощущаете в своих прихожанках этот порыв ко Христу, постоянную готовность служить Ему?

– Наверное, нельзя сравнивать жен-мироносиц с нашими современницами и с теми прихожанками, которые были в Церкви в эпоху гонений. Все они жили в слишком разные эпохи. Это были тягчайшие времена, которые нам с вами, комфортно живущим, трудно представить. Сейчас наступил период относительного благополучия, и поэтому нельзя сравнивать наши сегодняшние проблемы с эпохой гонения, преследования, уничтожения христиан. И все же в любом храме, я в этом уверен, есть прихожанки, которые могут подойти под тот или иной евангельский образ.

В нашей газете уже писали о самоотверженном служении Богу наших церковных бабушек. Со многими из них я знаком. Их служение пришлось как раз на самые трудные безбожные времена, но они никогда не жаловались на судьбу, не роптали, не делали себе поблажек, а шли за Христом. И в какой день ни придешь на службу, они всегда на своих местах, и утром, и вечером, и в любую погоду. Откуда у них силы берутся?

Настоятель Покровского храма, в котором я одно время был алтарником, как-то сказал про двух таких прихожанок: «Двух Марий на службе нет, и службы нет». В каждом храме есть такие женщины, которые жить не могут без Церкви. Кто-то из них больше Марфа, кто-то Мария, но они всегда есть и будут. Наверное, в них и живет частица далеких предшественниц, жен-миронисиц.

Я поздравляю всех наших прихожанок с международным православным женским праздником, днем жен-миронисиц. Христианка может выбрать любое служение в Церкви, она может быть иконописцем, швеей, певчей, стоять за свечным ящиком, убирать храм. Она может быть в монашеском звании или в звании матери и жены – это всего лишь внешние выражения некоторых аспектов христианской жизни. А цель каждого православного человека, по слову преподобного Серафима Саровского, одна – это стяжание Духа Святого. К этому и надо стремиться.

 

Ольга Стрелкова
Теги: Жены-мироносицы, женское служение.
Оставить комментарий
Поделиться в: