Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Жажда познать Бога

10 сентября, в день Собора Саратовских святых, духовенство и прихожане Воскресенского храма Покровска (Энгельса) совершили традиционный крестный ход к могилам подвижников XX века. Это знаковое место для верующих людей. На Воскресенском кладбище похоронены отец Иоанн Юнцев и Параскева Шаманова. О них известно немного, но к их могилам не зарастает народная тропа, уже это свидетельствует о значимости исповеднического подвига покровских праведников.

Отец Иоанн, по скудным сведениям, собранным верующими покровчанами, в годину гонений претерпел настоящие страдания за Христа, неоднократно отбывал наказания за веру. В тюрьмах батюшка подорвал здоровье, но до последнего дня служил Богу — тайно крестил, венчал, отпевал верующих. Раба Божия Параскева известна прихожанам как подвижница веры и благочестия. В советское время, несмотря на свои тяжелые недуги, старица стала духовной поддержкой для многих людей. По свидетельствам верующих, по молитвам у ее могилы Господь и сейчас подает помощь в решении многих житейских вопросов.

Прихожанка храма Антонина Ивановна Воронина — одна из тех, кто уже много лет ухаживает за могилами покровских праведников, старается сохранить благую память об их духовном подвиге. Мы встретились с Антониной Ивановной в храме, где она несет несколько послушаний и делает это с радостью.

Духом они с нами навсегда

— Антонина Ивановна, расскажите, как произошло Ваше знакомство с покровскими подвижниками?

— Когда в начале 2000-х я стала ходить в этот храм, здесь была старенькая прихожанка Нина, она уже почила. Так вот эта Нина очень бережно ухаживала за могилками и часто спрашивала: «Батюшка, когда я умру, Параскева придет меня встречать?» А батюшка ей отвечал: «А как же! Ты столько добра для нее сделала». У нас был очень дружный приход, и в дни памяти старицы Параскевы и отца Иоанна мы всегда собирались у их могил, служили панихиду и потом обязательно поминали на общей трапезе. И так продолжалось много лет. Я внимательно слушала и записывала воспоминания о наших подвижниках. Отец Александр Милованов, который был в то время настоятелем храма, рассказывал, как успешно сдавал экзамены, когда брал у старцев благословение, потом по их молитвам построил воскресную школу, перед любым серьезным начинанием шел к ним за молитвенной помощью. Батюшка облагородил их могилки, установил новые кресты. Многие, кто приходит на это святое место, говорят о том, что их просьбы слышат и исполняют. Мне тоже Параскева и отец Иоанн не раз помогали в трудных ситуациях. Я приду сюда, поплачу, и все решается. Параскева еще при жизни говорила, что люди будут приходить к ним с отцом Иоанном и молить о помощи, и что на этом месте будет стоять церковь. Так оно и вышло.

— Антонина Ивановна, почему Вы решили взять на себя этот труд — уход за могилами и написание летописи жизни старцев? У Вас на приходе и так забот не мало: Вы и чтец, и библиотекарь, и помощник настоятеля.

— Эти люди были Божиими избранниками, а сведений о них осталось очень мало, время стирает и эти крупицы. И хочется побольше записать и оставить все, что мы узнали об их подвигах, следующим поколениям. Ведь духом они с нами навсегда.

У вас здесь Бог есть?

— А когда Вы пришли к Богу?

— Поздно, и непростым был мой путь. Село Марьино Турковского района, где я родилась, было очень благочестивым. И хотя церкви у нас не было, ее разрушили в 30-е годы, люди собирались вместе по большим церковным праздникам, молились, соблюдали православные традиции, имена младенцам давали строго по святкам. Один мой дед служил в алтаре, бабушка по отцовской линии была молитвенницей, от нее мне досталась старинная икона — складень. Наверное, они усиленно за меня молились, но к Богу я пришла уже в зрелом возрасте.

Помните, в 90-е годы прошлого века страну наводнили секты самого разного толка? А я искала духовной опоры, искала Бога и, приходя в эти кружки духовного просвещения, так они себя называли, спрашивала: «У вас здесь Бог есть?» Была у меня жажда познать Бога, но как — не знала. Когда поняла, что не там ищу, сожгла всю литературу, которой нас снабжали, и взялась читать жития святых. Первой мне попалась книга о преподобном Серафиме Саровском. Читала и плакала и так полюбила батюшку Серафима, что вскоре собралась в поездку в Дивеевский монастырь. Вернулась другим человеком. Как будто пелена с глаз упала, тьма рассеялась, все стала видеть в другом свете. Был даже сон, в котором батюшка Серафим вытаскивает меня из моря, где я запуталась в сетях, и ставит на корабль. А корабль — это наша Церковь. Так что святой Серафим привел меня в Церковь, так я думаю.

Я еще много раз приезжала к батюшке Серафиму, а потом отец Василий Деев, священник Покровского храма, ныне покойный, взял меня под свое крыло. Я к нему пришла как-то на исповедь, обо всех своих метаниях рассказала, а он мне: «Тебе духовный наставник нужен». Говорю батюшке: «Кому я нужна! Вот вы меня возьмете?» И отец Василий стал молиться за меня, как за свое духовное чадо. Стала я воцерковляться, читать духовную литературу, святых отцов, Библию. И когда Воскресенскому храму понадобился чтец, по благословению своего духовника перешла в этот храм. Потом мне доверили библиотеку, и осталась я на этом приходе. Уход за могилками — тоже мое послушание, и все это мне в радость! Недавно тяжело болела, сделали несколько операций, лежу и думаю: «Все, больше не смогу, не потяну». Отец Георгий, наш настоятель, пришел меня причащать и спрашивает: «Ты когда вернешься? Читать некому!» А я уж думала — кому нужна в 70 лет? Оказывается, нужна! Слава Богу! Очень люблю Церковь, не поверите, но когда начала воцерковляться, даже стихи стала писать, такое было вдохновение. Сейчас уже нет.

— Почему?

— Господь дает благодать в начале пути, а потом отходит в сторону — давая возможность побороться нам самим. И в духовном плане появляется много искушений, таким образом, Бог нас учит, укрепляет духовно. У отцов Церкви есть такое аскетическое выражение: отдай кровь и прими дух. То есть будь готов к какой-то жертве, испытанию. После своей болезни я стала по-иному молиться, избегать ненужного общения, не вступать в пустые разговоры, споры, чаще бывать в одиночестве и все свое время посвящать Богу и Церкви. Стараюсь как можно больше пользы приносить храму.

Чтобы Параскева пришла меня встречать

— А к батюшке Серафиму не охладели?

— Что вы! Он меня из омута вытащил. Свою первую поездку в Дивеево в 1998 году считаю вторым днем рождения. С того момента, от раки отца Серафима начался мой путь к Богу. А до этого я блуждала в темноте. После Дивеево стала часто ездить в паломнические поездки. Несколько раз была в Мордовии у известного всей России старца Феофана. Получить благословение у отца Феофана, которого всегда окружало множество людей, было большой радостью. И мне это удалось. У меня тогда была непростая семейная ситуация, но батюшка долго не благословлял разъезжаться с детьми, говорил, что я должна привести внучку в храм, воспитать ее в христианском духе. «Кто это сделает, если рядом тебя не будет?» Я все делала, как говорил старец, и только через несколько лет отец Феофан благословил меня жить одной, как я и хотела.

— Антонина Ивановна, а ведь могли Вы пройти мимо Церкви, если бы не поняли, что не там ищете истину?

— Таких случаев знаю немало. Иногда люди годами ходят в храм, даже в алтаре помогают, а потом вдруг — раз, и они уже в секте. Но я себе вовремя сказала, что у меня весь род — православный, корни мои — в православии, страна наша — православная, а я пойду к «свидетелям Иеговы»? Я решила, что мой единственный путь — Христос.

— О чем сегодня у Вас болит душа?

— Болит о том, что конец близок, а я к нему не готова. Не знаю, приблизилась ли я к Богу? Мне кажется, наоборот, удалилась и ничего не сделала для своего спасения, ничего не приобрела. Стараюсь хоть что-то успеть сделать доброе для людей. Чтобы, когда придет срок, Параскева пришла меня встречать.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: