Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Священная обязанность — учить слову Божию

Прикладная богословская дисциплина, которая изучает искусство проповеди, называется гомилетика. Были ли искусными ораторами пророки Ветхого Завета? Необходимо ли красноречие в пастырском служении и какой должна быть проповедь, чтобы дойти до сердца каждого прихожанина? Об этом — беседа с настоятелем храма в честь святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска, магистром теологии протоиереем Александром Миловановым.

Уста мои отверзи

— Отец Александр, семинаристы изучают гомилетику, и теоретически эту науку может познать каждый, но люди все разные, кто-то от природы может не обладать даром красноречия, вообще быть косноязычным. Как ему быть?

— «Гугнив и косноязычен» — говорил о себе величайший ветхозаветный пророк Моисей. «Господи, человек я не речистый, я тяжело говорю», — обращался он к Богу. А Господь ему отвечал: Кто дал уста человеку? Кто делает немым или глухим… не Я ли Господь Бог? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Ис. 4, 11–12). И, действительно, Бог послал Моисею в помощь брата его Аарона, тот стал его устами, и вместе они смогли вывести израильтян из Египта.

Каждый священнослужитель, который собирается говорить с паствой о Боге, должен иметь о себе такое же мнение: «гугнив я и косноязычен». Да, не все обладают даром проповедника, но надо взывать к Богу, и Господь обязательно поможет. Когда искреннее, прочувственное слово идет от сердца к сердцу, от души к душе, люди легко прощают священникам какие-то заминки, ошибки в речи и с благодарностью принимают это слово. Я, конечно, не могу сказать о себе, что я успешный проповедник, но у меня как у каждого пастыря есть священная обязанность нести людям слово Божие, и учиться этому надо всю жизнь. В свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, давая советы начинающим пастырям, говорил, что прежде чем выходить на проповедь к людям, надо перекреститься перед престолом и сказать: Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Все совершает Господь, мы лишь орудие в его руках.

— Как достучаться до людей, чтобы слово Божие проникло в их сердца?

— Нужно понимать, что это Бог приводит людей к вере, а не проповедник. Задача пастыря — заронить зерно веры. Сам Господь сравнивает Себя с сеятелем, который вышел сеять, и, как известно, лишь четверть семян смогла укорениться и принести плод. А остальные, как сказано в Священном Писании, видя не видят, и слыша не слышат (Мф. 13, 13). К счастью, часто люди после службы подходят и говорят: «Вы сказали именно то, что меня сейчас особенно волнует». Господь промыслительно каждого ведет ко спасению, но действует Господь через людей, через пастырей. Нести слово Божие с амвона — значит, вести людей к Богу.

Вперед в прошлое

— Скажите, на какие труды опирается священник прежде всего, готовясь выйти с проповедью, ведь толкований священных текстов множество?

— Есть такое явление, как согласие отцов Церкви. Они могут говорить об одном и том же разными словами, но не противоречат евангельскому благовестию и церковной догматике. Чтобы правильно понимать Священное Писание, надо руководствоваться принципом: «Вперед в прошлое». 

— Это как?

— Желая понять текст Священного Писания, мы обращаемся, прежде всего, к древним толкователям, это самый достоверный источник. Люди в давние эпохи понимали священные тексты лучше, чем мы сегодня. К примеру, сектанты часто трактуют священные книги на свой лад, получается, сколько голов, столько и мнений. Но в Церкви существует предание, то есть передача информации через века, и эта традиция теперь запечатлена в письменных источниках, мы ей и следуем.

— А кто для Вас является примером проповедничества, у кого Вы учитесь?

— В нашей Церкви много ярких проповедников, но тексты их проповедей неотделимы от них самих, от их личности. Приведу такой пример: любая проповедь митрополита Антония Сурожского обязательно касается твоего сердца. Его проповеди, простые, понятные каждому человеку и очень глубокие, способны буквально менять сознание людей и приводить их к Богу. Но вот парадокс: очень сложно приводить его цитаты в своей проповеди. Этот пастырь уникален, до него еще надо дорасти. 

Часто пользуюсь проповедями Святейшего Патриарха Кирилла, известного российского проповедника и педагога XIX века протоиерея Родиона Путятина, сборниками проповедей протоиерея Григория Дьяченко и протоиерея Иоанна Толмачинского, митрополита Филарета (Вознесенского), митрополита Владимира (Икима), протоиерея Димитрия Смирнова. Очень нравится слог священномученика протоиерея Иоанна Восторгова.

Близок мне по духу и грузинский архимандрит Рафаил (Карелин), у него замечательные проповеди, в которых много философских размышлений.

Много лет назад я завел в компьютере папку, в которой сохраняю проповеди и толкования святых отцов, и когда надо, открываю ее.

Как по писаному

— А среди наших земляков были яркие проповедники?

— Вспоминаю старейшего клирика Саратовской епархии протоиерея Василия Байчика, Царство ему Небесное. В 2000 году после военного института я поступил в духовную семинарию и алтарничал в храме во имя преподобного Серафима Саровского, где отец Василий был настоятелем. Там собрались замечательные священники, ныне покойные протоиерей Всеволод Кулешов и протоиерей Сергий Демешкевич. Каждый из них прослужил в Церкви более полувека. Имея огромный опыт, они очень тщательно готовились к проповедям. Отец Василий всегда записывал проповеди в толстую тетрадь и по ней читал с амвона. Но это нисколько не мешало ему произносить слово Божие из глубины сердца. У него я научился не стыдиться составлять конспект проповеди. Так же, как в свое время поступали святой праведный Иоанн Кронштадтский и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Думаю, что рукоположивший меня архиепископ Александр (Тимофеев), мудрейший человек, неслучайно требовал, чтобы священники, которые не прослужили еще десять лет, никогда не произносили проповеди на воскресной Литургии без конспекта. Это смиряет гордыню, ведь не редкость, что на начальном этапе недавно рукоположенный священник думает, что чтение записанной проповеди уронит его авторитет «богослова». Как действующий педагог я знаю, что хороший преподаватель всегда готовит письменный конспект урока, как бы твердо он ни знал тему.

Сейчас при составлении проповеди на воскресное евангельское чтение использую не менее 8–10 источников других проповедников, при этом стараюсь привести несколько цитат из Апостола, мнения святых отцов, примеры из житий святых и привязываю все это к современности. Если же священник перестанет использовать церковные источники для толкования священных текстов и начнет говорить от ветра главы своея, он может далеко уйти от истины.

— Допустимы ли в проповеди резкие, провокационные высказывания, такие, как иногда делает отец Андрей Ткачев?

— Церковь — это река, которую вброд может перейти цыпленок и в которой может плавать слон. Церковь вмещает в себя все, и в ней должны быть и такие яркие священники, как отец Андрей, и простой сельский батюшка, который может сказать с амвона всего несколько слов от своего сердца. В храм приходят разные люди, с разным жизненным опытом, с разными нуждами и духовными запросами. Одним нужна краткая проповедь, другие ждут от священника продолжительного и подготовленного слова. Это нормально, ведь Церковь — не казарма с ее принципом однообразия, это семья, а в семье все люди разные. Проповедь наша должна звучать не только с амвона, а в любом месте. Где бы ты ни был — в храме, на улице, в общественном месте, ты должен быть готов всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). И это христианский долг каждого священника.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: