Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благодать Святого Духа: одна для всех

Для праведников и кающихся грешников. Для священников и мирян. Благодать соединяет нас – делает единым телом Христовым, наследниками Царствия Небесного и причастниками Бога. Благодать можно ощутить, стяжать, ее можно передать, ею можно поделиться, но ее можно и утратить. Как Божественный дар проявляет себя в мире и как его не лишиться, объясняет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. 

– Владыка, в рукоположении каждому священнику подается особая благодать. Скажите, как это происходит, что за благодать получает пастырь?

Господь оставил людям великий дар – благодать Святого Духа – и великий наказ: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). Христос повелел, чтобы Его ученики передавали этот дар: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Также Господь наделил апостолов властью вязать и решить грехи. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23), – сказал Христос. Именно эту власть, именно эту благодать, чтобы учить и священнодействовать, с древних времен принимают будущие священнослужители в хиротонии или рукоположении – в Таинстве священства.

Каждый священник, который, прежде всего, является преемником апостолов, не просто наделен Божественным даром – благодатью, он властен передавать его всем верующим. Например, в Крещении. Любой христианин, мирянин в этом таинстве через священнослужителя получает благодать Божью, становится ее наследником. Более того, священник не просто властен передавать благодать, он обязан это делать, обязан делиться ею с людьми, отдавать себя, нести Евангельское учение всему миру. В этом-то и заключается смысл священнического служения. Но в то же время это задача любого христианина, любого мирянина – ты должен не только сам спастись, но и стать проповедником спасения. Как сказал апостол Петр: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

– Вы привели в пример строку из Евангелия, где Господь наделяет апостолов силой исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Но ведь современные священники ничего этого не могут. Почему благодать, данная духовенству, не проявляет себя в виде чудотворений, пророчеств, как это было у апостолов, святых?

– Каждому времени Господь дает те дары, посылает тех праведников, которые необходимы для того, чтобы направить людей к спасению. Был в жизни христианской Церкви период, когда Господь подавал многим верующим дар слова, дар говорения разными языками. Дар разумения языков – это, кстати, один из главных даров, что получили апостолы. В Книге деяний об этом сказано: и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 4). Тогда на Пятидесятницу каждый, кто был в Иерусалиме, услышал собственное наречие, в котором родился (ср.: Деян. 2, 8). Дар разумения языков был необходим, чтобы апостолы могли пойти по всему миру и проповедовать Евангельское учение всем народам.

В древности, в первые годы существования Церкви был у людей и пророческий дар. Потом потихоньку Господь его забрал. Почему? Вполне вероятно потому, что необходимость в нем прошла. Церковь перестала в нем нуждаться. Наверное, если такой дар снова потребуется для проповеди веры Христовой, Господь его пошлет. Это произойдет помимо нашего желания: Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). Мы все члены Церкви, мы все несем определенное послушание, мы служим в Церкви, но ею, как и всем миром, управляет Господь. Он – Хозяин.

– Получается, что Дары, которые дает Святой Дух, могут быть разными, а благодать для всех одна – что для святых, что для священников, что для мирян?

– Да, благодать – это некое обобщенное понятие. Дары Духа Святого – это тоже благодать, но они могут быть разными. Каждому человеку Господь открывается по-своему, в соответствии с его миропониманием, воспитанием. И простецу, и ученому с острым, живым умом Господь открывается в совершенно разных вещах. Скажи: «Бог есть, молись» – и первый сразу поверит, а второй, возможно, сотни книг прочтет, прежде чем Христа обретет. А может, и так: много прочтет, но все равно его ничто не уверит. Иными словами, у каждого своя мера, каждому дары подаются соразмерно трудам и в зависимости от того, к чему сердце расположено. Одному дается дар молитвы, другому – дар служения ближним. Далеко не каждый ведь может работать сиделкой, к примеру. Для этого нужно иметь расположение, способности, может быть, даже определенные черты характера. Кто-то легко смиряется, а кто-то вообще не может этого сделать, и все потому, что один любвеобилен, а другой суров.

– Может ли священник лишится благодати, данной ему в хиротонии? Может ли Господь ее забрать? Например, если священник ведет неблагопристойный образ жизни.

– Таинство священства, как и Таинство Крещения, как и вообще все церковные таинства, – невозвратно. В таинствах человек обручается с Богом. В Крещении он вступает в Церковь, в хиротонии – соединяется с Церковью брачными узами. Поэтому невозможно «раскреститься», невозможно «развенчаться», невозможно сложить с себя сан. Другое дело – наши неблаговидные, греховные поступки, за которые мы и теряем благодать. Не просто теряем, а сами себя ее лишаем. У пастыря, который, как и все люди, может ошибаться, может чего-то не уметь, может в чем-то заблуждаться, грешить и вообще быть не таким, каким его себе представляют окружающие, благодать священства не отнимется. Все таинства, которые он совершает, будут действенными и истинными, однако для своего личного спасения такой батюшка потеряет очень многое… Поэтому не нужно бояться, что действия неблагочестивого священника повредят мирянину. Мирянин должен в первую очередь о себе, о своей душе заботиться. Священник может ошибаться, падать, но за это Господь не оставит его паству без благодати.

– А можно ли вернуть благодать? Если да, то как это сделать?

Благодать можно вернуть только через исправление той ситуации, в которой человек ее потерял. Об этом говорит и преподобный Иоанн Лествичник. Если ты потерял благодать, то вспомни, когда, в какой момент это произошло. Что ты сделал, чем согрешил? Вернись к этому и исправь то, что в твоих силах. В жизни как бывает: мы говорим о трудностях, размышляем, откуда они взялись и как их побороть. Но ведь порой достаточно внимательно посмотреть на обстоятельства, при которых они произошли, и сразу все становится понятно – почему так случилось, кто виноват. Если ты виноват, то исправься, пересмотри свое поведение, и тогда, возможно, все начнет налаживаться. В духовной жизни все устроено точно так же. Почувствовал, что ушла благодать, а каждый человек, я в этом убежден, если хоть чуть-чуть старается жить духовной жизнью, – это чувствует, исправь ошибку. Да, это может быть непросто, на это может уйти много времени, но все равно, попытаться это сделать обязательно нужно. Только так можно добиться результата и вернуть благодать.

– Из Евангелия мы знаем, что хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (см.: Мф. 12, 32). Скажите, что это за грех и почему он не прощается?

– Хула – это отрицание очевидного. Хула – это сознательное попрание совести. Я сейчас не говорю о тех случаях, когда человек не хочет грешить, но все равно согрешает, нет. Хула на Духа Святого – это нечто другое. Вот человек видит в своей жизни Промысл Божий, видит, что Господь о нем заботится, чувствует, что Бог есть, и все равно это отрицает, отвергает Его и Его помощь. То есть человек сознательно совершает грех Иудин. Ведь в чем заключается предательство? В том, что Иуда, все понимая, отрекается. Он понимает, Кто перед ним, и, несмотря на это, не останавливается, не пытается исправить ситуацию, а идет до конца. Хула на Духа Святого – то же самое. Это смертный грех. Апостол Иоанн говорит, что есть грех к смерти, а есть грех не к смерти (ср.: 1 Ин. 5, 16-17). Грех не к смерти – это наши повседневные проступки, ошибки, которые мы все без исключения совершаем, но в которых каемся, которые преодолеваем и движемся дальше. Грех к смерти – это грех, который человек принял и в котором укоренился.

Но любой грех может быть прощен при условии, что человек осознал, что не прав, раскаялся. Что такое покаяние? Покаяние – это отказ от греха, это попытка стяжать добродетели. Если человек переменит свое духовное устроение, искренне сокрушится о грехе, то, конечно, Господь его простит. И хулу простит, но только если человек поймет, что он был не прав и в чем именно.

– Владыка, последний вопрос «родился» в храме. Не часто, но бывает, что во время «затяжной» Херувимской прихожане говорят: «Так долго потому, что Святой Дух на Дары еще не сошел». Можно ли вообще определить, в какой момент сходит Дух?

– Дух Святой сходит вечно. Он не ограничен ни временными, ни пространственными рамками. Дух Святой всегда сходит во время Литургии, если ее совершает законно рукоположенный священник, если он исполняет определенные священнодействия, если искренне молится. Но Литургия – это таинство, которое все-таки зависит от Бога, а не от человека. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Там – в храме, на Литургии – всегда присутствует и Господь, и Божественная благодать. Другой вопрос – как ощущает это человек. Если он ничего не чувствует, это не значит, что ничего не происходит.

 

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: