По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Следуя за мечтой

«Эта профессия престижна, прибыльна, да и родители видят меня именно здесь!» Такие заявления нередко можно услышать от будущих студентов. Они не руководствуются тем, что им нравится и хочется, что им интересно. Можно долго разбираться, что влияет на выбор молодежи — мода, авторитет родителей или друзей, собственное безразличие. Или неумение слушать себя, нежелание искать собственный путь? Героиня нашей статьи — регент архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора Светлана Владимировна Хахалина — по велению души и сердца пришла не только в профессию, но и к Богу.

 

Семейные ценности

Смелым и уверенным шагом Светлана преодолела учебный путь длиною в шестнадцать лет. Она окончила музыкальную школу № 5, музыкальное училище (Саратовский областной колледж искусств с 1997 года) и поступила в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. Слушаешь и поражаешься, насколько ровной и прямой была дорога в мир музыки. Пусть даже за внешней гладкостью скрывались препятствия, но на протяжении этого времени Светлана ни разу не усомнилась в правильности своего выбора и не терзалась мыслью, туда ли повернула.

«Мама, хочешь я тебе спою песенку оранжевую, а потом желтенькую или зелененькую», — вспоминает Светлана Владимировна, рассказывая, как в детстве она сочиняла «цветные» песенки. Творения маленькой Светы различались не столько по цветам, сколько по эмоциональному посылу. Оранжевая песня — веселая, голубая или синяя — грустная. Такой вот забавный биографический факт.

По словам Светланы Владимировны, она с самого раннего детства хотела петь, и все мечты о будущей профессии были связаны именно с вокалом. Естественно, тогда она еще не знала, что делом жизни станет хоровое пение. Одним из проводников в мир музыки для маленькой певицы стала двоюродная сестра, которая к тому времени уже осваивала скрипку и фортепиано в музыкальной школе. «Я часто слышала, как сестра играет. И для меня это было болезненно, потому что мне тоже хотелось так превосходно играть. Я умоляла родителей отдать меня в музыкальную школу», — говорит Светлана.

Связана с музыкой была не только старшая сестра, но и вообще семья Светланы Владимировны. Примечательно, что ее родители не были профессиональными музыкантами, но у отца был абсолютный слух, который, по мнению Светланы, передался ей. Светлыми воспоминаниями из детства остаются семейные встречи. Вместе собирались бабушки, дедушки, приезжали родственники. И собирались не просто по какому-либо праздничному поводу, а для того, чтобы побыть вместе и …спеть что-нибудь.

«Сейчас в основном родственники встречаются по праздникам, чтобы поесть, поговорить. А раньше ходили в гости, чтобы петь. Так было принято», — улыбается Светлана Владимировна. И в таком теплом и родственном кругу пели самые разные песни на несколько голосов: кто-то пел первым голосом, кто-то вторым, а дедушкам принадлежали басовые партии. И, как отмечает Светлана Владимировна, у всех родственников был отличный слух…

«Мое будущее — будущее музыканта»

А история с музыкальной школой получила развитие. Мольбы маленькой Светы не остались неуслышанными, родители поддержали ее начинание и отдали девочку на занятия, где в течение семи лет будущий регент архиерейского хора осваивала музыкальные азы. Учеба настолько захватила Светлану, что она уже не представляла свою жизнь без музыки: «Я даже во всех школьных сочинениях писала о пении. И мне было понятно, что мое будущее — будущее музыканта».

Следуя за мечтой, Светлана поступила в музыкальное училище на отделение хорового дирижирования. По ее мнению, она не обладала настолько сильным голосом, чтобы петь в опере, а петь уж очень хотелось. Но Светлана не отчаивалась. Выходом из положения стало хоровое пение, которое, как она говорит, доступно всем. Ее педагогом стал Ялынычев Александр Андреевич, директор училища, умевший объяснить, увлечь ученика, помочь любому начинающему. Именно у этого замечательного преподавателя, мастера хорового искусства и талантливого организатора за четыре года Светлана Хахалина переняла неоценимый опыт и подготовилась к событию, открывающему дверь в профессию, — поступлению в консерваторию.

В стенах музыкального вуза специальностью Светланы также стало хоровое дирижирование. А наставником — Датская Юлия Ивановна, заведующая кафедрой и выдающийся педагог. Учеба была интересной и давалась с завидной легкостью. Предметы по специальности — дирижирование, сольфеджио, гармония — студентка консерватории сдавала только на отлично. Но не так безоблачно дела обстояли с предметами вроде истории партии, политэкономии, философии и научного коммунизма. Кое-что пришлось даже пересдавать. К счастью, Светлана шла сюда за званием профессионального музыканта. «Представьте, каждый день сольфеджио, чтение с листа, индивидуальные занятия с педагогом, потом пять раз в неделю хор», — объясняет Светлана. Учебные будни — это постоянное приобретение и освоение навыков, шлифование мастерства, ежедневное самосовершенствование, не только потому, что в дальнейшем выпускникам предстоит насыщенная гастрольная деятельность, но и потому, что дело всей жизни не терпит средненькой подготовки.

Благодаря упорному труду Светлане еще в годы студенчества выпал шанс окунуться в настоящий мир музыки, к которому она так тяготела. В консерватории образовался Театр хоровой музыки под управлением Людмилы Алексеевны Лицовой, куда Светлана Хахалина с радостью пришла. И уже на пятом курсе она стала полноправным участником и работником театра. Новая увлекательная и захватывающая работа ознаменовалась множеством выступлений, концертов, поездок, участием в фестивалях и конкурсах. Светлана Владимировна вдохновенно рассказывает, как проводились творческие хоровые мастерские — именитые, выдающиеся и заслуженные профессора ведущих консерваторий России приезжали в Саратов и давали мастер-классы, готовили программу, которую участники музыкальных «слетов» презентовали на итоговом выступлении.

Жемчужина духовной музыки

Кстати, о выступлениях. Для Светланы, тогда еще студентки второго курса, знаковым событием стал концерт духовной музыки, проходивший в Большом зале консерватории. Это был 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси. Исторический поворот стал отправной точкой высвобождения духовной музыки из-под идеологического гнета и вульгарно-социологического подхода к искусству.

Шла активная подготовка к значимому выступлению, тщательно отбирался и прорабатывался репертуар, проходили утомительные и вместе с тем окрыляющие репетиции. «К концерту мы выучили произведения Чеснокова и Гречанинова, то есть таких известных композиторов, которых мы знали только со стороны светской музыки. И даже не предполагали, что это авторы духовной музыки, с которой мы до этого времени никогда не соприкасались», — рассказывает Светлана Владимировна.

В день выступления Большой зал был переполнен. Многие желали услышать малую частичку того уникального и неповторимого культурного и духовного наследия, которое советская власть с успехом скрывала на протяжении семидесяти лет.

«То, что мы исполняли, оказало невероятное влияние и на нас, и на слушателей. Для меня стало потрясением, что духовная музыка настолько глубока и так может взять за душу. Тогда я начала интересоваться именно духовными произведениями», — восторженно вспоминает Светлана.

Реабилитация церковных песнопений позволила и Театру хоровой музыки, в котором после окончания консерватории работала Светлана Владимировна, представлять публике редкие духовные творения. С обновленным репертуаром хор Людмилы Лицовой объездил крупнейшие Европейские государства: Польшу, Францию, Германию.

«В Польше мы выступали в костелах. Пели, кстати, не только духовную, православную музыку. Внушительный список составляли католические песнопения, отрывки из мессы, произведения таких классиков, как Гендель и Бах», — говорит Светлана.

Но по ее мнению, самыми яркими и запомнившимися стали гастроли 1992-го года во Франции, где хор полностью исполнял «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. «Видимо, во Франции было очень много русских эмигрантов. Они заказали нам это произведение, а мы выучили и привезли жемчужину духовной музыки», — вспоминает Светлана Владимировна. Для исполнения одного из красивейших сочинений Рахманинова собрали «звездный состав» — пригласили лучших певцов из оперных театров, а дирижером избрали выдающегося саратовчанина, профессора Московской консерватории Бориса Григорьевича Тевлина. Публика тоже была как на подбор. По словам Светланы Владимировны, билеты были довольно дорогими, и позволить себе концерт могли только состоятельные люди. «Слушатели были в таких роскошных нарядах, дамы в шляпах, бриллиантах, — делится впечатлениями Светлана, — а когда мы начали петь, я заметила, что у многих людей текут слёзы. Настолько проникновенна была музыка! Ее сила не только во внешней красоте, а в молитве, в смысле текстов».

В 1994 году Светлана Владимировна Хахалина впервые переступила порог саратовского Свято-Троицкого собора, чтобы попробовать себя в роли певчей. «Впервые я пришла в храм из интереса или даже из любопытства — просто хотелось попеть в церковном хоре», — улыбаясь, говорит Светлана Владимировна.

Можно ли было тогда подумать, что всего через два месяца она возглавит хор храма на целых семнадцать лет, а после станет регентом архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса), и появится возможность глубоко погрузиться в мир духовной музыки, к которой Светлана так стремилась? Казалось бы, она обрела то, о чём мечтала, легко, играючи. С Божьей помощью. Почему? Вероятно потому, что помощь получает каждый, кто слышит свое сердце и, преодолевая препятствия, неотступно следует призванию.

 

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: