По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы правильно славить Бога

Священникам часто приходится общаться с прихожанами и разъяснять, из чего состоит церковная жизнь, что в Православии есть такого, чего нет в других религиях, как правильно строить свою жизнь в соответствии с христианским учением. Бывает так, что человек не может переступить порог храма, пока не получит ответы на важные для себя вопросы. Несколько таких вопросов мы адресовали секретарю епархиального управления священнику Виктору Тихонову. 

– Почему мы называем нашу Церковь Православной? Значит ли это, что именно восточные христиане правильно славят Бога?

– Слово «православие» действительно означает «правильно славить Бога». Правильно славить Бога – это очень важно. Важно также правильно научаться этому прославлению и правильно выстраивать жизнь сообразно с этим учением. Конечно, те, кто исповедует другие религии, считают, что правильно славят Бога именно они. Тем не менее, Православная Церковь берет себе это название, чтобы свидетельствовать о том, что она знает правильный путь, правильно верит, живет сообразно с этой верой, и знает, как этому надо научить.

Мы опираемся на слова апостола Павла, который, говоря о Церкви, наделяет ее разными характеристиками – Единая, Соборная, Апостольская и Святая. Это все звучит в контексте той исторической эпохи, когда крайне важно было засвидетельствовать иудеям, язычникам о фундаментальных вещах, связанных с верой во Христа.

Слово «православие» – это дословный перевод греческого слова «ортодоксия». Его начинают использовать, когда возникает необходимость бороться с ересями, представители которых тоже называли себя христианами. Нужно было отделить их от истинных христиан, подчеркнуть свою принадлежность к Церкви, исповедующей правильную веру. И тут термин «Православная Церковь» стал особенно важным.

Сегодня между христианскими конфессиями существуют различия в вере. Поэтому мы говорим, что есть православные и инославные христиане. Инославных мы тоже считаем христианами и принимаем их в лоно Православной Церкви через миропомазание, как и старообрядцев. Католики присоединяются к Православной Церкви через покаяние или через миропомазание. 

– Что значат слова апостола Павла «Церковь – тело Христово»? Эти слова часто воспринимаются как образное выражение, а каков их конкретный духовный смысл?

– Апостол Павел был великий организатор церковной жизни. Его забота об устроении церковной жизни распространялась на весь христианский мир. Он мыслил масштабно, глобально, и в этих словах говорит не о какой-то конкретной общине, а обо всем христианском мире, о Церкви Вселенской.

По учению апостола Павла, Церковь есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: Вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27). Согласно вере апостола, истинная Церковь – это не просто собрание верующих или общество читающих Библию, а таинственный Богочеловеческий организм – тело Христово, живущее Святым Духом. В теле каждый член имеет свое назначение, исполняя которое работает на все тело, так и в теле Церкви, глава которой Христос, каждый член должен служить другим и всему телу – Церкви. Служить чем может, своими дарованиями.          Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос (1 Кор. 12, 8-12).

Христос любит каждого человека как единое Свое тело, к каждому относится со вниманием, а мы все должны повиноваться Христу, следовать Его заповедям, бороться со своими страстями, грехами, чтобы быть со Христом едиными во всем. И главную идею, которую вкладывает апостол Павел в образ Церкви, образ Тела Христова, можно определить как состояние человечества, когда Бог будет пребывать во всех и все в Боге. 

– В Священном Писании мы читаем, что человек должен быть крещен Духом Святым и огнем. Что это значит?

– В Евангелии от Матфея мы читаем слова Иоанна Крестителя: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 11-12).

Каждый христианин, принимая Таинство Крещения, прежде всего, принимает его духовно. Ему посылается благодать Духа Святого, а в последующем, так же как Христос претерпел страдания и распятие и не отступил от Своего предназначения и от Своей цели спасения человечества, искупления грехов людей, так и каждый христианин будет испытан в своей вере. Только пройдя через испытания, человек укрепляется в вере. И тогда он станет, как металл, закаленный огнем и не будет подвержен какому-то изменению. Если Крещение принято человеком осознанно, духовно, то любые испытания он претерпит в своей жизни легко. Если же таинство совершено, не понятно как и для чего, то любые испытания веры, даже самые простейшие – на терпение, смирение – он пройти не сможет.

Если говорить о богословском понимании этих слов, то Крещение Святым Духом и огнем идет в контексте уничтожения нечестивых при Втором пришествии, когда каждый человек будет подвержен Суду. 

– Очень часто мы, молясь Богу, обращаясь к Нему с какой-то просьбой, даем обеты. Уж очень хочется, чтобы Господь услышал нашу просьбу. Но потом оказывается, что данный Богу обет выполнить не можем. Как быть в таком случае и грех ли это?

– Давать неисполнимые обеты, превышающие силы человека, не стоит. Грех в чем здесь проявляется? В том, что человек мыслит горделиво, тщеславно, надеясь на себя, а не на Бога, на Его милость. Большинство обетов люди дают, не имея веры, от безысходности.

Я думаю, нет необходимости чего-то настойчиво просить у Бога. Все, что нам нужно, есть в утренних и вечерних молитвах, есть в нашей Литургии. А все, что больше того… неужели Господь Сам не знает, не видит, какое наше сердце и чем оно озабочено? Безусловно, знает, и видит, и дает в свое время, когда это необходимо человеку.

Если человек полагается на волю Божию, то есть шанс, что он выйдет из любой сложной ситуации, и не нужно давать никаких необдуманных громких обетов. Нужно простыми словами с глубокой верой обратиться к Богу: «Господи, ты все знаешь, видишь мое положение, помоги, благослови! Если я чем-то Тебе пригожусь, дай понять, я готов буду это понести». Я больше чем уверен, что Господь все устроит. Я видел таких людей, они приходили в храм и говорили: «Господь мне помог, я хочу что-то сделать для Церкви». Это самое здравое, правильное желание. В Священном Писании есть много примеров, когда святые в знак благодарности, например, за посланное им чадо, посвящают его Господу. Самые яркие примеры – это праведные Захария и Елисавета, Иоаким и Анна. Они получили от Бога желаемое и выполнили данный Господу обет.

А давать заведомо неисполнимые обеты, что-то обещать Богу, а потом не сделать,— в этом и проявляется человеческая гордыня.

Ольга Стрелкова
Оставить комментарий
Поделиться в: