По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Красота постовых будней

Великий пост ждут, по Великому посту скучают. Всё потому, что верующие знают, насколько глубоки и трогательны, не похожи друг на друга дни Святой Четыредесятницы, дни весны духовной. Из них складывается путь к Светлой Пасхе. Из них складывается повседневность. К ней невозможно привыкнуть, ведь она яркая и радостная. Если же нет, ее необходимо расцветить… трудом, молитвой, общением с Богом и любыми другими благочестивыми способами. Такие предлагают наши респонденты – клирики Покровской епархии. 

Серьезность намерений

Священник Стахий Сахаров, клирик храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери р.п. Озинки:

— Бывает, что человек проявляет максимальную собранность на первой седмице Великого поста и на Страстной. Это не совсем правильно. Церковь не делит пост на периоды по степени важности. Церковь лишь указывает, что вступить на поприще серьезного духовного делания мы должны с не менее серьезным намерением потрудиться над собой, над своей душой. И если мы не хотим рассеивать внимание на второстепенные вещи, если хотим добиться хороших результатов, то должны быть внимательны и строги к себе. Сконцентрироваться нам помогает первая седмица. Настрой, который она дает, мы не должны растерять и в дальнейшем, когда наступят будни поста.

Будни – это основная часть поста. Да, продолжительность богослужения сокращается, но это не значит, что на смену внутреннему деланию приходит томительное ожидание Пасхи. Ради Пасхи мы продолжаем трудиться. Поскольку без труда, пусть, может быть, на чей-то взгляд монотонного и однообразного, не бывает радости от достижения цели.

У святителя Тихона Задонского есть прекрасная фраза: «Путь в Царство Небесное лежит не от победы к победе, а от падения к падению». Это значит, что если мы по немощи растеряли покаянный настрой, мы не должны унывать и бросать пост, мы должны снова и снова браться за подвиг. Господь принимает всякого человека: и того, кто постился с первой седмицы, и того, кто постился с последней. Всякого, кто трудился. 

Созидание нового человека

Протоиерей Александр Писларь, клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса):

— Каждый великопостный день дает нам духовную пищу для поддержания сил, для размышлений, а главное – для возрастания. Каждое великопостное богослужение – и будничное, и воскресное – дает возможность прикоснуться к красоте поста, увидеть его многогранность.

Для христианина, чья жизнь наполнена молитвой, то есть общением с Богом, пост – особое время. Это время, когда нарушается привычный ход вещей, когда открываются новые стороны духовной жизни, в том числе и через общение с окружающими. Великий пост словно лествица помогает приблизиться к цели – к исправлению, к спасению. И у этой лествицы нет главных и второстепенных ступеней, нет чего-то проходящего. Все ступени имеют значение для духовного возвышения.

Часто верующие задают вопросы, как не растерять покаянный настрой, как не превратить будни поста в рутину. Нужно молиться. Великим постом каждый день, за исключением субботы и воскресенья, в храме звучит молитва преподобного Ефрема Сирина. Ее нужно пропускать через сердце, нужно вместе со святым просить Господа оградить от тех страстей – от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения, что могут свести на нет наш труд, и просить подать нам все необходимое для того, чтобы созидать в себе нового человека. Каждый день. 

День в храме

Протоиерей Валерий Генсицкий, благочинный Андреевского округа, настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса:

— В жизни настоящего христианина нет места скуке, серости, унынию. Есть только радость от пребывания с Богом. А Бог присутствует везде, на всяком месте Владычества Своего принимает наши молитвы. Но особо на земле Он являет Свое присутствие в храме.

Храм – это дом Божий. В храме мы предстаем перед Господом, делаемся причастниками благодати, находим утешение в радости и скорби. В храме мы восхваляем, благодарим Отца Небесного, просим и получаем помощь, врачуем духовные недуги, просвещаем ум светом истинного богопознания, оживляем сердце теплотой любви Христовой. Святой псалмопевец пророк Давид говорит, что один день во дворах Господних лучше тысячи, и желает быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83, 11).

Если же верующему человеку отчего-то стало казаться, что будни тягостны, скучны, ему нужно поспешить в храм, помолиться, поучаствовать в таинствах, тем более что к этому особо призывает Церковь в дни Великого поста. 

Творческий подход

Священник Кирилл Бауков, настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая г. Ершова:

— Великий пост врывается в наши будни, чтобы изменить их, изменить нас. В основе постного подвига лежит покаяние. А покаяние – это перемена мысли, перемена внутреннего состояния. Великим постом к этой перемене, к тому, чтобы оставить заботы, суету и пересмотреть свою жизнь, нас призывает все вокруг. Преображается храм, священники облачаются в темные одежды, меняется строй богослужения. Тон задает первая седмица, когда вечерами мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Именно стремлением изменить себя и должны быть наполнены дни нашего постового делания. А чтобы это делание приносило пользу, радость, чтобы оно было разнообразным, к нему нужно подойти творчески.

Нужно собраться внутренне, привести в порядок мысли. Контролировать себя, сохранять бдительность помогает воздержание в пище и праздном времяпровождении, отказ от ненужной информации – от просмотра телевизора, пребывания в Интернете. Освободившееся время можно посвятить делам, которые вы не успевали делать вне поста.

Нужно полюбить службу и постараться чаще бывать в храме. Если бывать только на субботних и воскресных богослужениях, то почувствовать Великий пост в полной мере не удастся, так как в субботу по уставу совершают привычную нам Литургию по чину святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье – Литургию по чину святителя Василия Великого.

В будние дни полная Литургия по уставу не положена, но Церковь не может оставить нас без Причастия Святых Христовых Таин, и поэтому мы молимся за Литургией Преждеосвященных Даров. В нашей епархии со второй седмицы поста согласно древней практике эту Литургию мы совершаем в вечернее время. Также со второй седмицы в воскресные дни служим Пассию – вечернюю службу с чтением акафиста Страстям Господним. В субботу второй, третьей и четвертой седмиц мы поминаем всех усопших православных христиан, а каждое воскресенье чтим память подвижников нашей Церкви – святителя Григория Паламу, преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской… Совершенно разные богослужения приходятся на Святую Четыредесятницу.

Еще нужно распределить время так, чтобы успевать молиться не только за богослужением, но и дома. В келейное правило можно добавить стихиры, каноны из Постной триоди – главной книги Великого поста, тексты из Псалтири, Ветхого Завета. Старайтесь каждый день читать разное. Например, в один день уделите больше внимания Евангелию, в другой – Псалтири, в третий – Триоди.

Хорошо изучать труды святых отцов – их наставления возгревают ревностный настрой. Хорошо искать примеры и образы покаяния в Евангелии, в молитвах на каждый день – пятидесятом псалме, молитвах на сон грядущий, где мы просим Господа подать покой тела и души, сохранить от мрачного, греховного сна и темного и ночного сладострастия, то есть помочь нам всегда духовно бодрствовать.

И обязательно нужно на каждый пост давать себе задание, каждый пост стараться узнавать что-то новое. К примеру, этот пост посвятить изучению святых отцов, следующий – изучению Ветхого Завета. Можно запланировать паломническую поездку. Главное – прожить Великий пост с пользой для души, приучить себя к труду, воздержанию, стяжать то доброе, что поможет достойно встретить Пасху и пригодится в повседневной жизни.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: