Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Путь к истине

Святой равноапостольный князь Владимир – великий князь, открывший Древней Руси православие. Он сам уверовал во Христа и мужественно повел за собой к Свету народы, населявшие его страну. Неслучайно его приравняли к апостолам. Простые люди называли Владимира Красным Солнышком за особую любовь, тепло и милосердие, явленные после крещения.

Будущий князь родился в 960 году. Его матерью была ключница Малуша, верой и правдой служившая равноапостольной княгине Ольге. Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино под Псковом, где и родился наследник. Его отцом был князь Святослав – первый князь на Руси со славянским именем. Он был против православия, поэтому крестить его детей было невозможно, несмотря даже на то, что жили они при дворе своей бабушки-христианки – равноапостольной княгини Ольги. Непосредственным же воспитанием Владимира занимался его дядя Добрыня – по обычаям древней Руси воспитание наследника доверялось старшим дружинникам, опытным в военных и государственных делах.

Незадолго до своей смерти князь Святослав разделил Русь между сыновьями: Киев достался старшему сыну Ярополку, Древлянская земля – Олегу, а Владимиру остался Новгород по просьбе его жителей. Так еще ребенком он стал правителем.

В 972 году после гибели Святослава на Руси оказались три князя, наступил тяжелый, кровопролитный период междоусобных войн. Олег потерпел поражение от Ярополка и при отступлении трагически погиб. Узнав о гибели брата, юный Владимир бежал в Скандинавию – к варягам, в отечество предков, а Новгород достался Ярополку. Юноша вырос на чужбине, там же вместе с Добрыней ему удалось набрать войско, найти необходимое для военного похода обеспечение. Вскоре молодой князь вернулся и отбил Новгород.

В жизни будущего святого были и жестокие страницы. Князь Владимир взял Полоцк, который поддерживал его брата Ярополка. Затем он завоевал Киев, убил брата и взял его жену в наложницы. Важно понять, насколько суров и безжалостен он был, чтобы потом увидеть, как переменился великий князь, когда принял христианство.

В юные годы князь Владимир был активным ревнителем язычества. Он видел слабые места своей религии, но полагал, что ее авторитет можно повысить путем реформ. Так, по воле Владимира в Киеве языческое капище было вынесено за пределы княжеского двора и служение стало публичным. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – говорится об этом в «Повести временных лет». Князь полагал, что объединение народа вокруг бога Перуна сплотит государство.

Возможно, первой подсказкой о выборе христианства для роли государственной религии была гибель варяга-христианина Феодора и его сына Иоанна, которых жребием выбрали для принесения в жертву языческим богам. «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце и человека…» – сказал Феодор перед смертью. Эти слова передали князю, он был поражен бесстрашием первых на Руси мучеников за веру Христову.

 Князь Владимир думал о благе и процветании своего народа. Он заметил, что христианские государства более сильные и сплоченные, чем их языческие соседи, ведь многобожие не служило объединению граждан, а наоборот, рождало смуты. Для Владимира как для правителя важно было принять веру, которая сможет собрать воедино разрозненный народ Древней Руси, чтобы обеспечить безопасность государства.

Страны-соседи, окружавшие Русь, в своих интересах склоняли Владимира в пользу религий, которые исповедовали, поэтому присылали ко князю своих послов. Первыми пришли волжские булгары, исповедовавшие ислам. Но князь Владимир, когда услышал о существующих в исламе запретах и жестоких традициях, отказался от этого пути. Следующими гостями были немцы – католики. Но и их аргументы не убедили правителя Руси. Это была не первая попытка католиков обратить Русь в свою веру, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты. Хазарские иудеи были уверены, что именно их вероучение понравится Владимиру, раз ислам и католицизм уже были отвергнуты, но мудрый князь отказал и им. «Скажите мне, где ваша родина?» – спросил он послов. На это иудеи ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан». Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?»

Последним гостем был философ из Греции, имя его не сохранилось, но именно он смог убедить Владимира сделать правильный выбор. Он рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других религий, показал картины Второго пришествия Христова и Страшного Cуда.

Правитель Руси не сразу принял окончательное решение, но он уже понимал, что именно этот выбор будет правильным. В его дружине было все больше православных христиан, помнил князь и храбрых мучеников-христиан, и бабушку Ольгу. Посетив богослужения мусульман и католиков, послы Руси отправились в Константинополь, где были поражены великолепием православной службы.

В то время в Византии возник мятеж против законных правителей, и они были вынуждены обратиться к князю Владимиру за помощью. Тот был готов вступиться, но назвал немыслимую цену – он хотел в жены царевну Анну. Царевна-христианка поставила свое условие: жених должен принять православие. Владимир согласился, но византийский правитель все медлил с бракосочетанием, и привести его обещание в действие получилось только после долгой осады Константинополя.

Когда Владимир находился в Херсонесе, он внезапно ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала к нему гонца с посланием: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Едва князь погрузился в крещенскую купель, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые Владимир произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога». Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, немедленно приняли святое Крещение. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.

Вернувшись в Киев, князь покрестил сначала своих сыновей, затем весь двор, приказал уничтожить всех языческих идолов и показать жителям истинного Бога. Многие его соотечественники крестились сразу, но были и те, кто не хотел отказываться от привычных укладов. Тогда Владимир приказал устроить всеобщее крещение в Днепре.

Так прошел важнейший этап в развитии нашей страны – духовное перерождение целого государства, положившее начало распространению православной веры на Руси, определившее ее цивилизационный путь.

 

 

Ксения Алексеева
Поделиться в: